ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2020 года N 525-П


Об утверждении государственной программы Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области"

(с изменениями на 2 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 19.03.2021 N 89-П, от 01.07.2021 N 275-П, от 30.09.2021 N 460-П, от 22.02.2022 N 85-П, от 01.03.2022 N 103-П, от 28.09.2022 N 533-П, от 29.12.2022 N 786-П, от 15.02.2023 N 120-П, от 22.06.2023 N 339-П, от 17.11.2023 N 622-П, от 21.12.2023 N 707-П, от 01.02.2024 N 55-П, от 02.02.2024 N 60-П)




Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 19 октября 2020 г. N 525-П



Государственная программа Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области"

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 02.02.2024 N 60-П)




Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области"


1. Оценка текущего состояния сферы лесного хозяйства на территории Челябинской области.


Государственная программа Челябинской области "Развитие лесного хозяйства на территории Челябинской области" (далее - Государственная программа) предусматривает систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.


Общая площадь земель лесного фонда на территории Челябинской области по состоянию на 01.01.2023 составляет 2646,3 тыс. га.


По итогам 2022 года на территории региона в сфере лесного хозяйства достигнуты следующие результаты:


- сохранение лесистости территории Челябинской области на уровне 29,4 процента. Лесистость характеризует степень облесенности территории и определяется как отношение площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади субъекта Российской Федерации;


- увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 104,75 процента. Обеспечен положительный баланс между лесовосстановлением и выбытием лесов от вырубок и гибели, что позволило поддержать лесистость Челябинской области на оптимальном уровне и сохранить экологический потенциал лесов области. Воспроизводство лесов области осуществляется способом искусственного и естественного лесовосстановления. Преимущество отдано наиболее эффективному в Челябинской области способу восстановления лесов - посадке лесных культур (искусственное лесовосстановление);


- увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 100 процентов. Применение видеомониторинга позволяет оперативно обнаруживать возникшие лесные пожары и своевременно принимать меры к их локализации и ликвидации;


- значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану на 50 тыс. гектарах земель лесного фонда на уровне 5,35 человека в соответствии с выделенным финансированием;


- положительная динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года (8,9 процента). Данный показатель достигнут благодаря усилению Федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны;


- снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 1,130 процента;


- увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 77,9 процента. Данный показатель достигнут в связи с проведением арендаторами лесных участков таксации лесов и проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на используемой территории лесного фонда;


- фактический рост объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, до уровня 166,0 рубля;


- сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в Главное управление лесами Челябинской области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги на уровне 100 процентов;


- доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда составила 58,8 процента, что соответствует уровню предыдущего года.


За период реализации мероприятий в рамках региональной составляющей федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология":


- сформирован запас лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших насаждений в количестве 1,571 т;


- специализированные учреждения, выполняющие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах и воспроизводству лесов, оснащены лесопожарной и лесохозяйственной техникой и оборудованием в объеме выделенной субвенции из средств федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Сохранение лесов".


В настоящее время при ведении лесного хозяйства в Челябинской области отмечаются негативные факторы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.


Высокая хозяйственная освоенность территории Челябинской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ земель лесного фонда, высокая плотность населения создают существенную рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Хвойные молодняки (в основном чистые сосновые насаждения) произрастают на площади 130,5 тыс. гектаров и представляют большую пожарную опасность. Леса Челябинской области относятся к третьему классу природной пожарной опасности. Для Челябинской области характерны часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, что влечет за собой высокую пожарную опасность в лесных насаждениях.


Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и системы государственного пожарного надзора в лесах приводит к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.


Наиболее значимым фактором, негативно влияющим на достижение показателей Государственной программы, является наличие недобросовестных лесопользователей. Неисполнение договорных обязательств и, как следствие, расторжение договоров аренды влекут за собой уменьшение площади лесных участков, переданных в пользование, а также низкий уровень доходности лесного хозяйства и рационального использования лесов, в том числе по заготовке древесины.


Недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около трети специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере лесного хозяйства на территории Челябинской области.


В основополагающих документах развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.


Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ 474).


Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 г. N 312-р.


Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035).


Целями государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:


- обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 % объема вырубленных и погибших лесов, в целях реализации приоритета "Чистая земля" Стратегии 2035 "Создание отрасли безопасного обращения с ТКО (организация сбора, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО), обеспечение биологического разнообразия в целях обеспечения благоприятной окружающей среды для проживания человека и экономически эффективного использования вторичных ресурсов, в рамках реализации задачи "Сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов", а также национального проекта "Экология";


- повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.


Приоритетным является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.


При реализации Государственной программы к 2030 году планируется достижение показателей, указанных в разделе 2 паспорта Государственной программы.


3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.


Цель, задачи и сроки реализации Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом 474, и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 года N 2765-р.


В рамках реализации Программы обеспечена взаимосвязь с национальной целью "Комфортная и безопасная среда для жизни" через декомпозированные показатели государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".


При формировании структурных элементов Программы также учтены положения государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".


4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы.


В рамках настоящей Государственной программы предусматривается решение следующих задач:


повышение эффективности предупреждения, возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;


осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»