ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 августа 2020 года N 497-р


[Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2024 годы]

(с изменениями на 9 октября 2023 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 09.10.2023 N 723-р)




В целях снижения уровня бедности в два раза к 2030 году по сравнению с показателем 2017 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":


1. Утвердить региональную программу "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2030 годы согласно приложению.


(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 09.10.2023 N 723-р)


2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области по социальной политике.


(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 09.10.2023 N 723-р)



Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 14 августа 2020 г. N 497-р



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2021 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 09.10.2023 N 723-р)




I. Общие положения

Координатор региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2030 годы (далее также - Региональная программа)

Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области

Ответственный исполнитель Региональной программы

Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области

Соисполнители Региональной программы

Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области;

Департамент финансов Орловской области;

Департамент здравоохранения Орловской области;

Департамент образования Орловской области;

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области;

Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области;

Департамент промышленности и торговли Орловской области;

Департамент сельского хозяйства Орловской области;

Департамент физической культуры и спорта Орловской области;

Департамент культуры Орловской области;

Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (по согласованию);

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (далее - Орелстат) (по согласованию);

Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области (по согласованию);

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (по согласованию);

Государственная инспекция труда в Орловской области (по согласованию);

Управление МВД России по Орловской области (по согласованию)

Цели Региональной программы

1. Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан.

2. Снижение уровня бедности в два раза

Задачи Региональной программы

1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции.

2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.

3. Развитие системы социального контракта.

4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан

Показатель (индикатор) Региональной программы

Уровень бедности

Ожидаемые результаты реализации Региональной программы

1. Достижение целевого значения показателя "Уровень бедности" в 2030 году - 7 процентов.

2. Построение эффективной системы по выходу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, развития системы социальной помощи и социального контракта, организации социальной адаптации малоимущих граждан

Период реализации Региональной программы

2021 - 2030 годы


1. Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2030 годы подготовлена во исполнение указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


2. Общее методическое руководство работой по реализации Региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации Региональной программы осуществляет рабочая группа по разработке и реализации мер по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Орловской области.



II. Анализ текущей ситуации


По данным Орелстата, валовой региональный продукт (далее - ВРП) Орловской области в 2021 году составил 336,7 млрд. рублей, или 126% к 2019 году в действующих ценах. ВРП на душу населения в 2021 году составил 468,0 тыс. рублей, или 129% к 2019 году в действующих ценах.


В 2022 году объем инвестиций в основной капитал составил 60,6 млрд. рублей, или 110% к 2020 году в действующих ценах. На душу населения в 2022 году приходилось 86,5 тыс. рублей инвестиций в основной капитал, или 112,0% к 2020 году. Ежегодный рост инвестиционных вложений обеспечивает развитие всех отраслей экономики региона, а также рост благосостояния населения.


Стоимость основных фондов в экономике Орловской области, по данным Орелстата, в 2021 году составила 1164,7 млрд. рублей, что на 71,2 млрд. рублей выше уровня 2020 года, в процентном выражении рост составил 106,5%, к уровню 2019 года темп роста составил 104,7%.


В январе - декабре 2022 года объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах сложился в сумме 219122,1 млн. рублей, или 119,4% к январю - декабрю 2021 года, в том числе по видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 309,5 млн. рублей, или 128,7%, "Обрабатывающие производства" - 197235,3 млн. рублей, или 121,7%, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 15290,7 млн. рублей, или 105,5%, "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 6286,6 млн. рублей, или 92,8% к январю - декабрю 2021 года.


В структуре промышленного производства области наибольшую долю занимают обрабатывающие производства - 90,0%.


Объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах в январе - декабре 2022 года по сравнению с январем - декабрем 2020 года увеличился в 1,5 раза.


Объем производства продукции сельского хозяйства в 2022 году, по предварительным данным, составил 147093,7 млн. рублей, или 139,1% в действующих ценах к 2020 году.


Оборот розничной торговли за 2022 год составил 177380,8 млн. рублей, в том числе на душу населения - 251,6 тыс. рублей, темп роста к 2020 году в действующих ценах составил 124,8% и 129,0% соответственно.


Численность постоянного населения области на 1 января 2023 года составила 700,3 тыс. человек и сократилась за два года на 13,1 тыс. человек (на 1,8%). В 2022 году демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной и миграционной убыли населения.


В 2022 году увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения на 1,79 года к 2021 году, а также на 0,66 года к 2020 году.


В 2022 году среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях Орловской области выросла на 26,9% по сравнению с 2020 годом, реальная - на 3%. В производственном секторе экономики отмечался рост реального содержания заработной платы за анализируемый период от 102,1% в организациях по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха до 108,4% в сельском хозяйстве.


В сфере услуг максимальный рост реальной зарплаты - 110,3% - отмечен в организациях оптовой и розничной торговли; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов. В бюджетном секторе экономики реальная заработная плата выросла на 1,2 - 3,5%.


Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились относительно 2020 года на 24,6%, в реальном исчислении - на 1,2%.


Структура денежных доходов населения в течение 2020 - 2022 годов менялась незначительно, более 52% денежных доходов населения составляет оплата труда наемных работников и около 30% - социальные выплаты населению. Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности в структуре увеличились с 10% в 2020 году до 11,1% в 2022 году, доходы от собственности сократились с 2,9% в 2020 году до 2,2% в 2022 году.


Сохранение положительной динамики основных социальных индикаторов в плановом трехлетнем периоде и долгосрочной перспективе обеспечит дальнейшую тенденцию снижения уровня бедности и достижение целевого значения к 2030 году на уровне 7%.


Информация о динамике основных социальных индикаторов в плановом трехлетнем периоде представлена в таблице.



Таблица

N

Наименование показателей

Ед. изменения

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

6

1.

ВРП

млн. руб.

266655,6 (2019 г.)

282883,7 (2020 г.)

336687,8 (2021 г.)

в т.ч. на душу населения

тыс. руб.

362,1 (2019 г.)

388,0 (2020 г.)

468,0 (2021 г.)

2.

Инвестиции в основной капитал

млн. руб.

55049,0

58815,0

60550,8

в т.ч. на душу населения

тыс. руб.

77,2

82,8

86,5

3.

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года)

млн. руб.

1112729 (2019 г.)

1093472 (2020 г.)

1164682 (2021 г.)

4.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по видам экономической деятельности, относящимся к промышленному производству)

млн. руб.

165276,2

202745,3

219122,1

5.

Продукция сельского хозяйства

млн. руб.

105738,9

131545,5

147093,7

6.

Оборот розничной торговли

млн. руб.

142156,0

160518,3

177380,8

в т.ч. на душу населения

тыс. руб.

195,0

223,1

251,6

7.

Численность населения на конец года

тыс. чел.

713,4

710,0

700,3

8.

Естественный и миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

- 8,5

- 10,6

- 9,7

9.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

70,10

68,97

70,76

10.

Доля населения в трудоспособном возрасте

%

54

56

55

11.

Коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте в расчете на 1000 чел. трудоспособного возраста

839

796

804

12.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата

руб./месяц

31862

35754

40447

в т.ч. по видам экономической деятельности

сельское хозяйство

-

34441

39411

45998

добыча полезных ископаемых

-

28051

28768

33543

обрабатывающие производства

-

31266

36011

41696

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

-

33679

36809

42370

водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов

-

25690

30320

34342

строительство

-

28152

33831

37022

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

-

28614

34440

38899

транспортировка и хранение

-

35783

38661

44043

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

-

19280

22335

25348

деятельность в области информации и связи

-

34705

37224

40097

деятельность финансовая и страховая

-

50944

58543

62882

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

-

21597

26072

30660

деятельность профессиональная, научная и техническая

-

33102

38387

42911

государственное управление и обеспечение военной безопасности

-

41516

45048

48042

образование

-

27285

30206

34782

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

-

30477

31765

36825

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

-

27941

30851

34833

13.

Среднедушевые денежные доходы населения

руб./месяц

26990

29846

33636

14.

Средний размер назначенных пенсий

руб./месяц

14832

15766

17523

15.

Структура денежных доходов населения, в том числе:

%

100

100

100

доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности

%

10,0

10,5

11,1

оплата труда наемных работников

%

52,1

52,5

52,3

социальные выплаты

%

30,8

29,7

28,6

доходы от собственности

%

2,9

3,2

2,2

прочие денежные поступления

%

4,2

4,1

5,8

16.

Соотношение (коэффициент):

среднедушевых доходов и прожиточного минимума

%

257,2

278,4

272,2

среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения

%

283,4

311,4

300,3

среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера

%

170,5

177,7

164,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»