Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2020 года N 517


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.
____________________________________________________________________



В соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 11.12.2019 N 137-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции законов Кемеровской области - Кузбасса от 25.03.2020 N 31-ОЗ, от 23.06.2020 N 65-ОЗ, от 13.07.2020 N 84-ОЗ, от 06.08.2020 N 86-ОЗ) Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2024 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266) следующие изменения:


1.1. Преамбулу после слов "Кемеровской области" дополнить словом "- Кузбасса".


1.2. В государственной программе Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы, утвержденной постановлением (далее - Государственная программа):


1.2.1. В паспорте Государственной программы:


позиции "Цели Государственной программы", "Задачи Государственной программы" изложить в следующей редакции:


"

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Улучшение состояния атмосферного воздуха в городе Новокузнецке.

2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.

3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.

4. Обеспечение эффективной деятельности МПР Кузбасса и подведомственного ему ГКУ "Комитет охраны окружающей среды Кузбасса"

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Снижение совокупного объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 69,03 тыс. тонн (20,25%) в городе Новокузнецке к 31.12.2024. Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе Новокузнецке к 31.12.2024 с "очень высокого" до "повышенного".

2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса.

3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды.

4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области - Кузбасса.

5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области - Кузбасса, получение геологической информации.

7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области - Кузбасса.

8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области - Кузбасса в строительных материалах.

9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области - Кузбасса.

10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области - Кузбасса в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.

11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.

12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области - Кузбасса.

13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.

14. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).

15. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.

16. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.

17. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов

";


позицию "Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации" изложить в следующей редакции:


"

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 1 255 109,4 тыс. руб., в том числе:

2017 год - 438 589,8 тыс. руб.;

2018 год - 210 285,1 тыс. руб.;

2019 год - 113 166,2 тыс. руб.;

2020 год - 203 842,7 тыс. руб.;

2021 год - 161 043,7 тыс. руб.;

2022 год - 128 181,9 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.

Из них:

областной бюджет - 666 306,9 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 116 716,1 тыс. руб.;

2019 год - 81 237,5 тыс. руб.;

2020 год - 171 945,8 тыс. руб.;

2021 год - 101 476,9 тыс. руб.;

2022 год - 94 069,3 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.;

федеральный бюджет - 588 966,7 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 320 029,9 тыс. руб.;

2018 год - 111 431,8 тыс. руб.;

2019 год - 31 928,7 тыс. руб.;

2020 год - 31 896,9 тыс. руб.;

2021 год - 59 566,8 тыс. руб.;

2022 год - 34 112,6 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.;

местный бюджет - 2 835,8 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 1 843,8 тыс. руб.;

2018 год - 992,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.

".


1.2.2. Подразделы 1.1, 1.2 раздела 1 изложить в следующей редакции:


"1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области - Кузбасса


Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.


При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.


Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в 2019 году составил 1 760,071 тыс. т загрязняющих веществ. По отношению к 2018 году объем выбросов увеличился на 27,3%. За период с 2009 по 2019 год валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников увеличились на 321,282 тыс. т. Наибольшее увеличение объемов выбросов по сравнению с 2009 годом наблюдалось по углеводородам - на 313,083 тыс. т, 98,9% из которых составляет метан. Увеличение выбросов метана в свою очередь зависело от газоносности и глубины отрабатываемых угольных пластов на угольных предприятиях региона, осуществляющих добычу подземным способом.


Распределение объемов выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области - Кузбассу неравномерно. Наибольшая величина выбросов (34,7%) отмечается в Новокузнецком муниципальном районе - 317,066 тыс. т и Новокузнецком городском округе - 294,195 тыс. т. Далее следуют Междуреченский городской округ (204,329 тыс. т), Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ (120,297 тыс. т); Беловский городской округ (106,607 тыс. т); Прокопьевский муниципальный округ (103,354 тыс. т).


По данным наблюдений в 2019 году повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Прокопьевске оценивался по содержанию пыли (взвешенных веществ); высокий уровень загрязнения в городе Кемерово и очень высокий в городе Новокузнецке - по содержанию бенз(а) пирена.


Город Новокузнецк - крупный промышленный центр, где расположены флагманы металлургической промышленности не только Кемеровской области - Кузбасса, но и России, в том числе: АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Русал Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы", хозяйственная деятельность которых негативно сказывается на качестве атмосферного воздуха города. При этом город Новокузнецк входит в список самых загрязненных городов России.


В 2019 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,79 млрд. т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2019 году составил 3,77 млрд. т, то есть более 99% от общего количества образовавшихся отходов в регионе.


Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.


В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области - Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.


Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории области. С 2000 года издается региональная Красная книга, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на территории области.


В региональную Красную книгу, изданную в 2012 году, внесено 300 видов, из них 135 видов животных и 165 видов растений, грибов и лишайников.


В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кузбасса" осуществляются мероприятия по ведению региональной Красной книги, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в указанную Красную книгу. Следующее издание региональной Красной книги запланировано на 2021 год.


Кемеровская область - Кузбасс - крупнейший индустриальный центр России, имеющий выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие Кемеровской области - Кузбасса привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.


На территории Кемеровской области - Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).


Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области - Кузбасса позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.


В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.


Для включения объектов, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, в указанный реестр необходимо провести дополнительные исследования имеющихся объектов с привлечением аккредитованных лабораторий.


В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" разработан и утвержден региональный проект "Чистый воздух".


Участниками регионального проекта "Чистый воздух" совместно с МПР Кузбасса являются Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, Министерство промышленности Кузбасса, Министерство транспорта Кузбасса, администрация г. Новокузнецка, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка (АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Кузнецкая ТЭЦ", АО "РУСАЛ Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы").


В рамках регионального проекта "Чистый воздух" разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019 - 2024 гг. (далее - комплексный план), утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Гордеевым А.В. (28.12.2018 N 11015п-П6).


Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 69,03 тыс. т (20,25% к уровню 2017 года).


Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения области. Это становится возможным благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.


Ежегодно в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 в Кузбассе проводятся дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона жителей области.


Также традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники "Час Земли", "Зеленая весна", "Зеленая Россия", "Вода России", "Чистая река - чистые берега", "Соберем. Сдадим. Переработаем", "Живи, родник!", областные конкурсы "Семья. Экология. Культура", "Зеленый листок" и др.


В целях информирования и экологического просвещения населения о состоянии окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления ежегодно организуются и проводятся областной экологический квест на территории особо охраняемой природной территории местного значения "Природный комплекс "Рудничный бор" и областная акция "Соберем. Сдадим. Переработаем!".


Проводится работа по обеспечению населения и организаций достоверной экологической информацией:


ежегодно издается доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области - Кузбасса;


ежеквартально издается газета "Экологический вестник Кузбасса";


по мере необходимости в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" освещаются вопросы о качестве окружающей среды и путях решения экологических проблем Кемеровской области - Кузбасса.


Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области - Кузбасса.


1.2. Недропользование


На территории Кемеровской области - Кузбасса открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что регион является одним из ведущих по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область - Кузбасс испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.


На территории Кемеровской области - Кузбасса планируется реализация крупных инфраструктурных проектов, а также значительное увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования. Строительная и транспортная индустрия области испытывает дефицит в песчано-гравийных материалах и строительном камне, пригодных для строительства и реконструкции автомобильных дорог; глинах для изготовления кирпича; в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования их в качестве заполнителя в бетон.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»