1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года" утвердить Стратегию развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 года согласно приложению.
2. Опубликовать Распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА
Стратегия развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года", Постановления Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года".
Стратегия является основным отраслевым документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели и задачи управления лесным комплексом, решения и способы их эффективного достижения.
При разработке Стратегии использованы положения Лесного плана Красноярского края и Концепции новой лесной политики развития лесного комплекса Красноярского края (далее - Концепция новой лесной политики).
Сформированная за 2018 - 2019 годы в Красноярском крае зонально дифференцированная система взглядов, идей, принципов, подходов и решений, выработанных для понимания направлений региональной политики, была преобразована в руководство к первоочередным действиям по стратегическому прорыву в развитии лесного комплекса.
Основные положения новой лесной политики отражены в приложении N 1.
Полный список документов планирования и материалов, а также термины, определения и сокращения, используемые в отраслевом документе, отражены в приложениях N 2, N 3.
Лесной комплекс Красноярского края включает лесное хозяйство и лесную промышленность.
К лесному хозяйству относится изучение и осуществление воспроизводства лесов, охраны их от пожаров, вредителей и болезней, регулирования лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.
Лесная промышленность включает в себя совокупность отраслей, осуществляющих заготовку и обработку древесины.
Специфика пространственной организации современного лесного комплекса Красноярского края - наличие двух широтных коридоров размещения и развития лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий: Северного и Южного, межрегиональные связи между ними в настоящее время неинтенсивны. Северный широтный пояс характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью и лесосырьевым потенциалом промышленного освоения. Лесосырьевые макрорайоны Южного широтного пояса в значительной степени менее привлекательны, но обладают мощностями первичной и глубокой деревообработки, а также значимым трудовым потенциалом. Будучи составляющими единой экономической системы Красноярского края, актуально придать импульс развитию внутрирегиональных связей лесного комплекса Северного и Южного коридоров, усилению межмуниципального взаимодействия территорий-лидеров с соседними муниципальными образованиями.
В настоящее время вклад лесного комплекса в экономику Красноярского края не превышает 3%, что существенно ниже оцениваемого потенциала.
При разработке проекта Стратегии использовался комплексный подход, при котором лесной комплекс представляет собой единое целое.
В частности, учитывались текущее состояние и ключевые тенденции развития лесного комплекса в мире и России с учетом региональных особенностей развития и размещения ключевых проектов отрасли.
Принимался во внимание макроэкономический и геополитический контекст, были сформированы прогнозы развития с учетом поставленных приоритетов и показателей, заложенных в долгосрочные прогнозы Российской Федерации и Красноярского края.
Цели Стратегии:
достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия;
создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории Красноярского края в целях увеличения объемов производства продукции глубокой переработки древесины, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках лесной продукции.
Достижению указанных целей препятствуют несколько групп проблем и рисков:
недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, лесовосстановления и лесоустройства;
недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения;
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов;
низкий процент вовлечения отрасли в процесс цифровизации;
недостаточная оценка влияния инвестиционных рисков частного капитала на процесс принятия инвестиционных решений в проекты, определяющие векторы развития отрасли, что нередко приводит к срыву сроков реализации ключевых инвестиционных проектов;
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов ограничивает возможности увеличения объемов заготовки на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах;
низкая степень использования лесного сырья: наличие нереализованного потенциала по переработке древесных отходов производства и малоценной древесины;
высокий уровень задолженности организаций лесного комплекса Красноярского края по оплате за аренду лесных участков;
дефицит бюджетного финансирования системы охраны и защиты лесов, внедрения современных технологий мониторинга и контроля, обеспечения пожарной безопасности лесных массивов и биологического здоровья леса.
Целевое видение лесного комплекса - экономически устойчивая система взаимодействия лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий, функционирующих на базе устойчивого лесоуправления, встроенного в систему рыночных отношений, обеспечивающая:
инновационное и эффективное развитие использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
социальную и экологическую безопасность региона;
долгосрочную конкурентоспособность продукции лесного комплекса;
опережающий рост лесного сектора экономики и вклада лесопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие Красноярского края.
К 2030 году планируется увеличить вклад лесного комплекса в экономику Красноярского края с 2,3% до 4,2%. Основные направления - развитие ориентированного в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производства целлюлозы, пиломатериалов, пеллет и фанерно-плитных производств.
Достижение целевого видения будет обеспечено за счет реализации следующих основных групп мероприятий:
систематизация и совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы лесной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях;
стимулирование рационального лесопользования и обеспечение эффективного взаимодействия с заготовителями и переработчиками;
обеспечение доступности текущей сырьевой базы;
сохранение и восстановление экологического потенциала лесов;
совершенствование системы защиты и охраны лесов;
развитие кадрового, технологического и научного потенциала;
поддержка создания и развития перерабатывающих производств, в том числе ориентированных на глубокую и комплексную переработку с вовлечением мелкотоварной и низкокачественной древесины и древесных отходов от лесозаготовительной деятельности;
стимулирование спроса на внутреннем рынке и развитие рынков сбыта;
организация и стимулирование развития эффективных внутрирегиональных связей предприятий и проектов Северного и Южного широтных коридоров развития лесного комплекса с учетом их значимости для решения задач социального развития Красноярского края.
В результате успешного решения целевых задач Стратегии лесного комплекса к 2030 году ожидаемый прирост отгруженной продукции, создаваемой предприятиями отрасли, составит 100%, или 61,19 млрд рублей. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 22 до 25 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджет увеличатся с 1,4 до 3,07 млрд рублей в постоянных ценах.
Целевое видение лесного комплекса - экономически устойчивая система, которая представлена совокупностью лесохозяйственной и лесопромышленной составляющей, функционирующая на базе устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, встроенная в систему рыночных отношений, обеспечивающая опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность региона и долгосрочную конкурентоспособность продукции лесного комплекса, и вклад лесопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие Красноярского края.
При этом необходимо отметить, что в основу данной системы заложены базовые принципы и дополнительные драйверы развития для всех хозяйствующих субъектов: