ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2020 года N 163


Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва до 2025 года

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.12.2020 N 611)




На основании федеральных законов от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва до 2025 года;


план мероприятий по реализации Концепции развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва до 2025 года.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Оюна А.Г.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.12.2020 N 611)


3. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Тыва
А.БРОКЕРТ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 17 апреля 2020 г. N 163



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2025 ГОДА



1. Общие положения


1.1. Настоящая Концепция разработана во исполнение подпункта "а" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 г. N Пр-1773 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 г., пункта 1.1.1 протокола заседания рабочей группы по вопросам развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва N 33-АМ-19 от 19 ноября 2019 г.


Концепция представляет собой систему взглядов на территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) в качестве одной из основных и эффективных форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность и определяет его место и роль в развитии институтов гражданского общества на местном уровне, решении общественно значимых задач.


Концепция определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для развития ТОС в республике и является основой для разработки правовых актов, организационных и методических документов, планов, программ, "дорожных карт" по развитию и поддержке ТОС.


Гражданский запрос на участие в непосредственном управлении территорией своего проживания, а также на повышение эффективности деятельности органов власти формирует один из трендов в муниципальной политике России, что требует принятия соответствующих мер по созданию механизмов поддержки общественных инициатив и развитию институтов гражданского общества в системе местного самоуправления.


Партнерство власти с населением в современных реалиях является одним из основных условий обеспечения общественно-политической стабильности.


Именно территориальное общественное самоуправление показало себя как успешная законодательно закрепленная форма создания эффективного канала обратной связи между властью и гражданами, а также с точки зрения создания условий для реализации собственных инициатив по вопросам местного значения.


Опора на мнение и ожидания жителей при принятии управленческих решений снижает социальную напряженность, создает возможности конструктивного взаимодействия и совместного общественно значимого созидания. Таким образом, эффективная деятельность ТОС позволяет повысить удовлетворенность жителей региона качеством жизни в целом.


Деятельность ТОС показывает, что они являются инструментом как для повышения гражданской активности и самосознания населения, так и для решения прикладных проблем локальных территорий, в том числе через привлечение внебюджетных ресурсов и развитие добровольческой деятельности.


По этой причине такая форма самоорганизации населения, как ТОС, вызывает интерес на всех уровнях власти, изучается авторитетными экспертами, учитывается при подготовке федеральных актов и государственных программ.


Концепция разработана на основе опыта ряда регионов России при активном участии органов исполнительной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований республики, Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Тыва".


1.2. Правовую основу Концепции составляют:


Конституция Российской Федерации;


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";


Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";


Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;


Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13;


план мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 1166-р;


Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;


Конституция Республики Тыва;


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638.



2. Состояние территориального общественного самоуправления в Республике Тыва


В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применительно к действующему муниципальному устройству республики под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.


В целях содействия развитию ТОС в Республике Тыва проведен ряд организационных мероприятий по подготовке необходимой правовой основы для функционирования ТОС в республике в целом.


По итогам инвентаризации муниципальных нормативных правовых актов, принятых по вопросам организации и осуществления ТОС, был сформирован перечень правовых актов по указанной тематике, выявлены пробелы в муниципальном правовом регулировании.


В целях их устранения и обеспечения единства правового пространства были подготовлены модельные муниципальные нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления ТОС, которые были доведены до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований и рекомендованы для принятия.


Также были подготовлены и направлены в муниципальные образования рекомендации с алгоритмом поэтапного создания ТОС, типовой устав, типовые формы необходимых документов, журнала регистрации и реестра уставов ТОС.


Таким образом, на сегодняшний день на территории республики уставами всех муниципальных образований предусматривается образование ТОС.


Решениями хуралов представителей в более 100 сельских поселениях и 1 городском округе утверждены положения о ТОС (не утверждены в г. Кызыле и сельских поселениях Тере-Хольского кожууна).


Совместно с Министерством информатизации и связи Республики Тыва в целях освещения деятельности ТОС организована публикация 28 материалов в республиканских средствах массовой информации, в том числе 4 - на радио, 24 - в газетах и на сайтах информагентств.


Также муниципальными образованиями проводится работа по принятию на уровне администраций сельских поселений постановлений об утверждении формы журнала регистрации и реестра уставов территориального общественного самоуправления.


По итогам проделанной работы на территориях 11 кожуунов действует 87 ТОС (отсутствуют в гг. Кызыле и Ак-Довураке, Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Каа-Хемском, Эрзинском, Кызылском и Тере-Хольском кожуунах).

Муниципальный район, городской округ

Количество ТОС

1. Тандинский кожуун

18

2. Дзун-Хемчикский кожуун

12

3. Улуг-Хемский кожуун

10

4. Барун-Хемчикский кожуун

9

5. Пий-Хемский кожуун

8

6. Тес-Хемский кожуун

7

7. Тоджинский кожуун

6

8. Овюрский кожуун

6

9. Чеди-Хольский кожуун

6

10. Чаа-Хольский кожуун

3

11. Сут-Хольский кожуун

2

12. г. Кызыл

0

13. г. Ак-Довурак

0

14. Бай-Тайгинский кожуун

0

15. Монгун-Тайгинский кожуун

0

16. Каа-Хемский кожуун

0

17. Эрзинский кожуун

0

18. Кызылский кожуун

0

19. Тере-Хольский кожуун

0

Общий итог

87

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»