АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2020 года N 760-р/адм


Об утверждении Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года

(с изменениями на 6 сентября 2022 года)

(в ред. распоряжения Администрации Смоленской области от 06.09.2022 N 1313-р/адм)




В целях развития и совершенствования системы профессиональной ориентации Смоленской области:


1. Утвердить прилагаемые:


- Концепцию совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года;


- план мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года (далее также - план).


2. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию мероприятий плана в установленные сроки.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Смоленской области В.М. Хомутову.



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 30.04.2020 N 760-р/адм



КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА

(в ред. распоряжения Администрации Смоленской области от 06.09.2022 N 1313-р/адм)




1. Общие положения


Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.96 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации", постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года".


Концепция разработана в целях систематизации мер, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации в Смоленской области, способной влиять на формирование и использование трудовых ресурсов региона.


В Концепции определяются цель и задачи совершенствования системы профессиональной ориентации, в том числе координации деятельности социальных партнеров на рынке труда Смоленской области по созданию системы профессиональной ориентации, включающей развитие у оптантов мотивации к познанию трудовой деятельности, выбору сферы деятельности, наиболее соответствующей личностным качествам и потребностям рынка труда.


Для целей настоящей Концепции термин "оптант" означает человека, выбирающего профессию, карьеру и являющегося потенциальным субъектом труда.


Область применения настоящей Концепции ограничена рамками целевого контингента - оптанты на всех ступенях образования начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием.



2. Общая характеристика ситуации в сфере профессиональной ориентации


Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда и развитие экономики.


Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет высоким требованиям современного рынка труда.


Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.


Согласно Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года ключевые точки развития региона связаны с развитием основных отраслей экономики: промышленных, производственных и сельскохозяйственных, для которых будущие перспективы развития в значительной степени обусловлены технологическим уровнем предприятий и ключевых видов инфраструктур: транспортно-логистической, коммунальной и социальной.


В Смоленской области высока потребность в сварщиках, станочниках, технологах машиностроения, мастерах по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, поварах и техниках-механиках сельского хозяйства, востребованы также швеи, мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей, машинисты локомотива, фельдшеры, медицинские сестры, воспитатели дошкольных образовательных организаций.


Кроме того, региональная экономика испытывает необходимость в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков. В учреждениях здравоохранения Смоленской области отмечается недостаток врачей различных специализаций.


Информатизация и цифровизация производства, увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций при сохранении значимости профессиональных компетенций, а также стремительное повышение динамики развития технологий и техники требуют высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности. Поэтому для региона необходимо к 2030 году обеспечить высокое качество образования, удовлетворяющее потребностям "новой" экономики, формирующее у детей, юношества и молодежи интерес к высоким технологиям и инновациям.


В 2019 году 33 профессиональные образовательные организации Смоленской области и 18 образовательных организаций высшего образования выпустили на рынок труда свыше 9 тысяч специалистов всех уровней образования, из них со средним профессиональным образованием - более 4000, с высшим профессиональным образованием - около 5000.


При этом общая численность выпускников профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза, что не удовлетворяет растущую потребность экономики Смоленской области в рабочих кадрах. Кроме того, несоответствие отраслевого профиля подготовки кадров на уровне высшего образования квалификационным требованиям работодателей приводит к тому, что часть занятых в экономике выпускников с высоким уровнем образования выполняет работу, для которой достаточна и более низкая квалификация.


В этой связи все более актуальной становится проблема профориентации, направленной на формирование устойчивой потребности к осуществлению осознанного выбора профессии с учетом запросов региональной экономики.


По данным опросов, проводимых в общеобразовательных организациях Смоленской области, более 78% обучающихся выпускных классов не имеют сформированных планов профессионального самоопределения, не делают осознанного выбора профессии, имеют ограниченное представление о содержании профессий, их востребованности на рынке труда, условиях работы в организациях, возможностях трудоустройства.


Обучающиеся при выборе профессии, специальности ориентируются в основном на специальности гуманитарной направленности, что не соответствует потребностям экономики региона и работодателей. Сферы промышленности и сельского хозяйства являются для молодого поколения наименее предпочтительными.


Таким образом, в настоящее время возрастает необходимость совершенствования системы профессиональной ориентации в регионе с целью формирования у оптантов мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, специальности.



3. Цель, задачи и принципы совершенствования системы профессиональной ориентации


Совершенствование системы профессиональной ориентации оптантов осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.


Целью деятельности системы профессиональной ориентации на макроуровне является системная работа социальных институтов с различными группами населения на территории Смоленской области, а также обеспечение современного качества трудовых ресурсов Смоленской области.


Микроуровень предполагает формирование у оптантов (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) устойчивой способности к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору, к непрерывному профессиональному развитию и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда региона.


Основными задачами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:


- совершенствование межведомственного и сетевого взаимодействия в сфере профессиональной ориентации;


- создание возможности сформировать у оптантов жизненную позицию, построенную на собственных психофизиологических особенностях и возможностях;


- формирование навыков самостоятельного выстраивания траектории профессионального самоопределения и саморазвития с учетом анализа информации о профессиях и рынке труда;


- совершенствование информационного обеспечения кадровой политики Смоленской области;


- привлечение работников с опытом карьеры в различных видах экономической деятельности для передачи оптантам знаний;


- привлечение родителей и работодателей к участию в профориентационных мероприятиях.


Реализация Концепции основывается на следующих принципах:


- принцип единства, предполагающий согласованность различных подходов, направлений и методов работы в территориальной и локальной системе сопровождения профессиональной ориентации, а также действий всех вовлеченных субъектов, взаимно дополняющих друг друга;


- принцип целостности, требующий рассмотрения профессионального самоопределения у оптантов в контексте их жизненного и личностного самоопределения;


- принцип системности, предполагающий приобщение к профориентационной работе с оптантами специалистов различного профиля;


- принцип открытости и социального партнерства, требующий активного включения в деятельность систем сопровождения профессионального самоопределения всех заинтересованных субъектов (оптантов, родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей, представителей общественных организаций, средств массовой информации, органов муниципального самоуправления), организации их диалога и взаимодействия на муниципальном и региональном уровнях;


- принцип непрерывности и последовательности, предполагающий учет постепенного и продолжительного характера формирования субъекта профессиональной ориентации, развития его профессионально значимых компетенций, что требует преемственности в подходах и методах работы на всех ступенях обучения с особым вниманием к "точкам институционального перехода".


Субъектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются исполнительные органы Смоленской области, органы местного самоуправления, образовательные организации, работодатели.


(в ред. распоряжения Администрации Смоленской области от 06.09.2022 N 1313-р/адм)


Объектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются представители всех категорий населения.


Основными формами профессиональной ориентации оптантов являются:


- профессиональная консультация - оказание помощи оптантам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»