Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 февраля 2020 года N 122-р


[Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 03.02.2023 на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 03.02.2023 N 81-р.
____________________________________________________________________



1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края утвердить Стратегию социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года согласно приложению.


2. Опубликовать Распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 26 февраля 2020 г. N 122-р



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА


В целях формирования стратегических основ развития северных и арктических территорий Красноярского края разработана Стратегия социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года (далее - Стратегия).


Разработка Стратегии осуществлена Автономной некоммерческой организацией "Институт регионального консалтинга" (г. Москва), Ассоциацией "Сибирский научно-образовательный консорциум", Гуманитарным институтом Сибирского федерального университета совместно с Правительством Красноярского края. В разработке Стратегии приняли участие органы исполнительной власти Красноярского края, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, главы муниципальных образований Красноярского края, представительные органы муниципальных образований Красноярского края, члены Полярной комиссии Красноярского края, представители ассоциаций коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, население северных и арктических территорий Красноярского края.


Актуальность разработки Стратегии объясняется несколькими причинами. Северные и арктические территории Красноярского края находятся на пороге крупных хозяйственных преобразований. Обозначен интерес к этим территориям крупных российских корпораций. В ближайшие годы здесь будут развертываться новые проекты в нефтегазовом, углепромышленном, горнопромышленном освоении. В этих условиях важно иметь четкую позицию Красноярского края в вопросах собственных приоритетов, форм регулирования будущего развития, согласования интересов корпораций, территории, коренных малочисленных народов.


Стратегия учитывает основополагающие принципы современной государственной политики Российской Федерации, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20.02.2019; специфику пространственного развития удаленных и климатически экстремальных территорий России, охарактеризованную в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 13.02.2019 N 207-р, приоритеты национальной политики в отношении коренных малочисленных народов севера (далее - КМНС), изложенные в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 18.09.2008 N Пр-1969.


Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017 - 2025 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р, учитывает положения государственных программ Красноярского края, указанных в Распоряжении Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р, в том числе программы по энергоэффективности, развитию транспортных систем, информационного общества, научно-образовательного комплекса, здравоохранения, туризма, жилищно-коммунального хозяйства и др.


Стратегия содержит анализ социально-экономической ситуации северных и арктических территорий Красноярского края, определение долгосрочной цели и задач, приоритетных направлений развития этих территорий, описание прогнозного территориального развития северных и арктических территорий Красноярского края, характеристику ожидаемых результатов и механизмы реализации.



1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ



1.1. Социально-экономическая ситуация и тенденции развития северных и арктических территорий Красноярского края, накопленного потенциала и ключевых проблем социально-экономического развития


Сопоставление современного состояния и трендов развития северных и арктических территорий Красноярского края и других циркумполярных территорий выявляет его ресурсное разнообразие, многослойность циклов прошлого хозяйственного освоения (начало первого - столетие назад, последнего - несколько лет назад), сохранившиеся колоссальные ареалы дикой природы на самой северной суше мира.


Важнейшим результатом социально-экономического развития северных и арктических территорий Красноярского края в последние три десятилетия стало усиление внутренних контрастов: с одной стороны, благополучные "корпоративные" территории Норильского промышленного района, новые вахтовые поселки, где производится добыча полезных ископаемых, уровень подушевых доходов в которых выше средних по краю значений. За счет усилий крупных ресурсных компаний по созданию новых и модернизации старых активов, реализации программ корпоративной социальной ответственности накопленный экономический и социальный потенциал здесь не истощается, с другой стороны, есть точки и ареалы депрессии, уровень реальных доходов населения и качество социальной инфраструктуры в которых значительно хуже средних по Красноярскому краю. На фоне формального улучшения подушевых показателей обеспеченности жильем, объектами социальной инфраструктуры происходит качественное ухудшение или даже разрушение накопленного ранее социального и экономического потенциала; утрата прежней экономической специализации и быстрое старение оставшегося населения. На фоне сокращения постоянного населения с 1990 года более чем в полтора раза одновременно значительно увеличивается вахтовое население, занятое на новых и старых ресурсных проектах.


Наряду с экономически устойчивыми городами краевого подчинения (Норильск, Енисейск, Лесосибирск), отмечены экономически и социально проблемные районы северных и арктических территорий Красноярского края, в том числе муниципальные образования с особым статусом. Разрыв между полюсами благополучия и депрессии очень характерен для северных и арктических территорий Красноярского края.



1.2. Определение потенциального места северных и арктических территорий Красноярского края в социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации на период до 2030 года


Северные и арктические территории Красноярского края в 2030 году - это географический и экономический центр индустриализации для всей российской Арктики ввиду одновременной реализации десятка новых ресурсных проектов в Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах. Лидерство Красноярского края в российской Арктике обеспечивается за счет широты спектра осваиваемых стратегических ресурсов национального масштаба и значения (нефть, золото, уголь, цветные металлы и др.). Подъем этих новых промышленных районов будет опираться на оборудование и технику сибирских и красноярских заводов "арктического машиностроения".


Благодаря возрождению транспортного коридора "Енисей - Северный морской путь" как важнейшего моста между Транссибом и Арктикой, реализации системы мер по модернизации портов Диксона (с созданием глубоководных морских терминалов для отгрузки угля), Хатанги и Дудинки, укрепления роли Диксона в обеспечении обновленного навигационного сервиса для безопасного судоходства в восточном секторе российской Арктики значительно возрастет роль Красноярского края в загрузке и укреплении национального суверенитета на Северном морском пути и в контроле кросс-полярных (до Северного полюса) морских и воздушных пространств.


В настоящее время типовые туристические предложения в северных и арктических территориях Красноярского края более дорогостоящие в сопоставлении с регионами-конкурентами. Поэтому рациональным представляется развитие (в качестве туристических) уникальных объектов мирового уровня, формирование нишевого туризма. Национальное значение и признание может получить экстремальный, исследовательский, "венчурный" туризм на плато Путорана, к месту падения Тунгусского метеорита, к географическому центру России и другим знаковым местам Красноярского края, сегодня доступным исключительно для неформальных элитарных туров. Мировым и национальным брендом станет экологически чистая продукция северных и арктических территорий Красноярского края.



1.3. Анализ основных принципов и результатов политики Красноярского края по отношению к северным и арктическим территориям Красноярского края


Политика в северных и арктических территориях Красноярского края формируется: Губернатором Красноярского края; Правительством Красноярского края; агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края; главами муниципальных образований. Такая система органов управления, ответственных за выработку политики в отношении северных и арктических территорий Красноярского края, абсолютно естественная ввиду колоссальных вызовов, возникающих при работе локальных систем жизнеобеспечения десятков населенных пунктов на обширных и слабо инфраструктурно обустроенных пространствах северных и арктических территорий Красноярского края.


Важнейшим и специфическим принципом политики в отношении северных и арктических территорий Красноярского края является ее нерасторжимая связь с развитием всех территорий Красноярского края.


Северные и арктические территории Красноярского края обеспечивают более 55% промышленной продукции региона за счет природных ресурсов, которые подвержены эффекту падающей отдачи ввиду неизбежного истощения со временем. Поэтому интеграция с перерабатывающими и, машиностроительными предприятиями юга Красноярского края, способных обеспечивать возрастание отдачи от инноваций, новых технологий и бизнес-процессах, в рамках единой скоординированной промышленной политики выдвигается в разряд неотложных.


Законом Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4110 "Об административно-территориальных единицах с особым статусом" территории и административные центры административно-территориальных единиц Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края наделены особым статусом. Наибольшее количество принимаемых региональных нормативных правовых актов в северных и арктических территориях Красноярского края связано с этими территориями. Но и они преимущественно обращены на решение текущих социальных проблем, нуждаются в усилении экономической составляющей и долгосрочной перспективы. Необходима выработка новых принципов активной государственной политики в отношении развития северных и арктических территорий Красноярского края, адекватных его новой (инновационной) природе.



1.4. Роль и место традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов севера в социально-экономическом развитии Красноярского края


В Красноярском крае накоплен значительный опыт по поддержке коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) в различные исторические периоды перехода этих народов на новые технологические и социально-экономические условия жизни. Именно здесь создавались и апробировались основы государственной национальной политики, которые закреплялись в реальных практиках. В настоящее время в Красноярском крае реализуется государственная программа, связанная с поддержкой КМНС, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Красноярского края. Одновременно возникают новые задачи, связанные с радикальным изменением качества жизни людей, населяющих северные и арктические территории Красноярского края и в условиях экстремального климата и ландшафта много веков делающих эти территории обжитыми и освоенными.


Представители КМНС имеют недостаточное для современного человека качество жизни, которое существенно отличается от комфорта, возможностей здравоохранения, образования, качества государственных и муниципальных услуг, доступных для людей, живущих в других территориях Красноярского края.


Красноярский край привлекает и объединяет значительные ресурсы государственных и негосударственных субъектов для обеспечения социального равенства. Люди живущие и работающие на Крайнем Севере, которые должны увидеть в Стратегии реальное будущее, связанное с их здоровьем, благополучием, безопасностью и качественным образованием. Решение этих задач потребует изменить подходы и содержание управления территориями.


Местами проживания и традиционной хозяйственной деятельности представителей КМНС на территории Красноярского края являются: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы Красноярского края, Енисейский (сельское поселение Сымский сельсовет), Тюхтетский (сельское поселение Чиндатский сельсовет), Северо-Енисейский и Туруханский районы Красноярского края.


Роль КМНС как получателей телемедицинских услуг, дистанционного образования, мер социальной поддержки и как участников краевых мероприятий в области культуры, спорта, летнего отдыха детей достаточно значительна. Вместе с тем роль проживающих в северных и арктических территориях Красноярского края в экономическом развитии ничтожна; усилия по их приобщению к экономическому развитию края и его территорий недостаточные и несистемные. При этом речь идет не о превращении традиционных отраслей хозяйствования в товарные, но о полноценном участии жителей северных и арктических территорий Красноярского края в проектах нового освоения, в коммерциализации традиционной культуры, сувенирного производства.


В настоящее время по уровню развития оленеводства Красноярский край отстает от других регионов страны. Арктические территории Красноярского края дают минимальное производство оленины среди других территорий Арктической зоны Российской Федерации.





Рис. 1. Место арктических территорий Красноярского края среди оленеводческих районов Арктической зоны Российской Федерации


В силу накопленного отставания по организации сбыта наиболее массовых продуктов традиционного хозяйства (поставок мяса, рыбы, дикоросов) наиболее конкурентоспособным направлением хозяйствования в северных и арктических районах можно считать производство продуктов глубокой переработки животного и растительного сырья, в частности, производство пантовых. Среди субъектов Российской Федерации такая переработка на данный момент ведется только в Республике Саха (Якутия) и включает в себя производство лекарств и пищевых добавок, а также изделий из шкур и камуса. Между тем именно в этом направлении в Красноярском крае накоплен определенный опыт, запатентованы препараты; на территории северных районов края много лет работают специалисты, обладающие соответствующими компетенциями (ФГБНУ НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики в Норильске).


Перспективные направления повышения качества жизни КМНС:


комплексные виды поддержки традиционного природопользования как этносохраняющего образа жизни, особая забота о кочевых сообществах;


воспроизводство и дальнейшее развитие родных языков КМНС, включая инновационные этнопедагогические практики, издательскую деятельность и материальное стимулирование специалистов в области этнолингвистики;


поддержка и развитие новых форм предпринимательской активности КМНС, включая цифровую экономику для традиционного природопользования, экологического мониторинга, телемедицины и дистанционного образования, производство произведений этнического декоративно-прикладного искусства, сувениров;


распространение и особая поддержка молодежных инициатив и проектов, всех видов молодежного предпринимательства для повышения качества жизни КМНС;


развитие сферы этнографического и экологического туризма;


проектирование и внедрение проектов этностойбищ и этнодеревень;


распространение северного многоборья и национальных видов спорта;


разработка и внедрение комплексных научных исследований для совершенствования мер поддержки и развития КМНС в контексте современных социально-экономических и культурных трансформаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»