ПНСТ 458-2020
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
ВНЕШНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ
Общие требования
Intelligent transport systems. External hazard detection and notification systems. Basic requirements
ОКС 43.040.15
Срок действия с 2021-06-01
до 2024-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2020 г. N 72-пнст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 18682:2016* "Интеллектуальные транспортные системы. Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности. Общие требования" (ISO 18682:2016 "Intelligent transport systems - External hazard detection and notification systems - Basic requirements", NEQ)
_________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в в* Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности распознают состояние автомобиля и окружающую его среду, используя бортовое дистанционное зондирование или совместную работу посредством взаимосвязи между инфраструктурой и автомобилем (И-А) или между автомобилями (А-А), и предупреждают или информируют водителя о внешних опасностях.
В настоящем стандарте рассмотрен ряд функций, таких как медленная индикация автомобиля, предупреждение об опасности столкновения, помощь при смене полосы движения, предупреждение о стоп-сигналах и помощь при пересечении перекрестков, а также приведены общие требования к нескольким внешним системам обнаружения и предупреждения об опасности. Область применения ISO/TC 204 должна содействовать положительному опыту использования систем предупреждения водителя и контроля автомобиля/дорожного движения.
Настоящий стандарт предназначен для определения тех требований, которые основаны на базовых принципах обнаружения внешней опасности и системы предупреждения и являются общими требованиями в аналогичных системах, таких как системы безопасности на передвижных устройствах и системах, перечисленных в ISO/TC 204. Настоящий стандарт будет использоваться при разработке различных систем в будущем. Предполагается, что он обеспечит единообразие и эффективность, а также на его основе будут созданы системы, которые уменьшат вероятность путаницы при возникновении опасных ситуаций.
Для более четкого понимания основных требований, перечисленных в настоящем стандарте, примеры формул представлены как справочные элементы, а примеры опасных ситуаций приведены в качестве справочной информации в приложении А.
Настоящий стандарт устанавливает основные требования, предъявляемые к системам для направления уведомлений, таких как предупреждение и информационные сообщения, для предоставления информации об опасности водителю.
Требования включают в себя принцип предупреждения, время предупреждения, расстояние предупреждения и информационные элементы, которые должны быть включены в сообщения.
Примечания
1 Методы реализации таких функций, как обнаружение опасных состояний, связь и презентация для водителей, не указаны в настоящем стандарте.
2 Формулы, приведенные в разделе 4, и расчет конкретной продолжительности времени или расстояния, представленные в приложении А, являются не нормативными, а справочными элементами.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 предупреждение об опасности: Информация, которая предоставляется водителю автомобиля для предупреждения о возникновении внешних опасностей.
2.2 предупреждение: Тип предупреждения об опасности (2.1), требующий немедленных действий во избежание внешней опасности.
2.3 информационное сообщение: Тип предупреждения об опасности (2.1), который информирует водителя автомобиля о возникновении внешней потенциальной опасности в ближайшем будущем.
2.4 опасное состояние: Внешние условия, сопряженные с риском возникновения аварий или столкновений.
2.5 безопасное состояние: Состояние автомобиля, которое достигается после избегания опасного состояния (2.4).
С помощью внешних систем обнаружения и предупреждения об опасности идентифицируют различные опасные ситуации, которые происходят в настоящее время, могут произойти в ближайшее время или потенциально опасные, для того чтобы предупредить водителя, направляя предупреждение и/или сообщение о необходимости быстро изменить направление движения и скорость во избежание попадания в такие ситуации.
Предупреждения об опасности подразделяют на две категории в соответствии с ожидаемой реакцией водителя автомобиля (см. 3.2.1, 3.2.2).
3.2.1 Предупреждения
Системы обнаруживают реальную опасность, оценивают необходимость совершения уклоняющего маневра и предупреждают водителя автомобиля для принятия им соответствующих мер. Предполагается, что водитель принимает решение о выполнении маневра в сжатые сроки.
3.2.2 Информационные сообщения
Системы обнаруживают потенциальную опасность и оценивают вероятность ее сохранения, в связи с чем водитель автомобиля должен будет выполнить определенное действие по его предотвращению. Затем система информирует водителя о потенциальной опасности. Предполагается, что водитель подготовится к избеганию потенциальной опасности в максимально сжатые сроки.
Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности собирают информацию об опасной ситуации, поступающую из различных источников, и оценивают ее характер для информирования водителей посредством направления предупреждения об опасности.
Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности подразделяют на два типа в зависимости оттого, каким образом информация получена (см. 3.3.1, 3.3.2).
3.3.1 Автономные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (автономного типа)
Автономные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности оценивают ситуацию, используя полученную информацию исключительно на борту автомобиля, и уведомляют водителя о возникшей опасности.
3.3.2 Кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (кооперативного типа)
Кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности оценивают ситуацию, используя полученную информацию от внешних систем, таких как инфраструктура или другие автомобили, через беспроводную связь, и уведомляют водителя о возникшей опасности.
Примечание - Взаимодействующие внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности могут также использовать информацию о движении автомобиля, такую как скорость и местоположение автомобиля.
Кооперативный тип включает в себя два типа систем:
а) инфраструктурно-автомобильные кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (И-А кооперативного типа), которые проводят оценку ситуации на основе данных своего автомобиля и инфраструктуры и направляют предупреждения водителю о возникшей опасности;
б) автомобиль - автомобиль кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (А-А кооперативного типа), которые проводят оценку ситуации на основе данных своего автомобиля и других автомобилей и направляют предупреждения водителю о возникшей опасности.
Примечание - Могут быть системы, которые используют информацию как от инфраструктуры, так и от других автомобилей.
Типы внешних систем обнаружения и предупреждения об опасности, функционирующие в качестве источников информации, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Типы внешних систем обнаружения и предупреждения об опасностях, которые функционируют как источники информации
Прямой источник информации. Тип | Собственный автомобиль | Инфра- | Другой автомобиль | |
Автономный тип | X | - | - | |
Кооперативный тип | а) И-А кооперативного типа | X | X | - |
б) А-А кооперативного типа | X | - | X | |
Информация об автомобиле, такая как скорость, ускорение/замедление и местоположение, может быть использована независимо от типа системы. |
3.4.1 Основы функциональной конфигурации
Системы, описанные в настоящем стандарте, включают в себя следующие необходимые функциональные блоки:
а) функциональный блок обнаружения;
б) функциональный блок оценки;
в) функциональный блок интерфейса человек - машина (ИЧМ).
Примечания
1 Место назначается каждой функции и зависит от конструкции системы. Например, уведомление водителя через ИЧМ может быть оценено устройствами в инфраструктуре или в собственном автомобиле. Кроме того, на рынке представлены системы, в которых оценка или решение выполнены инфраструктурными системами, пример такой системы описан в А.2 приложения А.
Когда опасные условия обнаруживаются системами за пределами автомобиля и передаются в автомобиль через беспроводную связь, добавляются функциональные блоки связи.
2 Передача информации между устройствами в одном месте (например, между устройствами внутри автомобиля или между устройствами в инфраструктуре) не входит в этот функциональный блок, но входит в следующие функциональные блоки: обнаружения, оценки или ИЧМ.
Конфигурация абстрактного функционального блока показана на рисунке 1.
Примечание - Место расположения функционального блока связи зависит от конструкции системы.
Рисунок 1 - Конфигурация абстрактного функционального блока
Примеры распределения функций приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Пример распределения функций
Тип системы | Инфраструктура | Другой автомобиль | Собственный автомобиль |
Автономный тип | - | - | а) Функциональный блок обнаружения; |
И-А кооперативного типа | а) Функциональный блок обнаружения; | - | г) Функциональный блок связи (И-А); |
А-А кооперативного типа | - | а) Функциональный блок обнаружения; | г) Функциональный блок связи (А-А); |
Эта функция распределения является примером. Каждая функция может быть выделена в других местах. |