Действующий

О направлении методических рекомендаций

II. Рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью


В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с целью обеспечения безопасных условий учебного процесса и сохранения здоровья обучающиеся с инвалидностью и/или имеющие хронические заболевания могут временно перейти на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Основанием для перевода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является личное заявление обучающегося или перевод всей учебной группы в установленном Организацией порядке на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

________________

Приложение к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 545 "О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Перевод на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обучающегося с инвалидностью оформляется локальным нормативным актом Организации.

Организация самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организация самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Вариант перевода обучающихся с инвалидностью на обучение с применением дистанционных образовательных технологий основан на формате смешанного обучения, которое представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии. При смешанном обучении обеспечивается сочетание онлайн и оффлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий взаимодействия всех участников учебного процесса.

Образовательный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени, при этом могут быть реализованы в части организации:

- учебных занятий,

- практик,

- текущего контроля и промежуточной аттестации,

- итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Организация по согласованию с обучающимся с инвалидностью самостоятельно определяет, в какой части обучающийся переводится на дистанционное обучение, в какой - продолжает обучение в традиционной форме. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется индивидуальным графиком учебного процесса.

Смешанное обучение складывается из:

1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;

2) интерактивного взаимодействия, организованного посредством использования компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных онлайн ресурсов;

3) самообразования.

Объем и сочетание названных компонентов зависит от характеристик реализуемого направления и профиля подготовки, изучаемой дисциплины (модуля), практики и/или специфических особенностей обучающегося с инвалидностью (группы обучающихся с инвалидностью).

Освоение обучающимся образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Организации.

Обучаясь по индивидуальному графику учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, обучающийся с инвалидностью обязан выполнять все виды заданий и аттестации, установленные в учебном плане, индивидуальном графике учебного процесса.

Варианты организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий предполагают использование одного из нескольких способов или их сочетание, в том числе:

1) параллельная трансляция занятий в онлайн-режиме в соответствии с расписанием, установленным для студенческой группы;

2) самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде Организации;

3) дополнительные консультации преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования.

________________

Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N ВП-46/18вн (Приложения 6, 7).

Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточных и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся с инвалидностью.