Принципы оценки инновационного менеджмента
А.1 Введение
Инновационный менеджмент стал популярной темой обсуждения в различных организациях, независимо от их численности и вида деятельности, поскольку данный вид управления становится необходимым условием создания ценности в организациях и перспектив для ее дальнейшего развития. Способ формирования этой ценности наиболее эффективным и рациональным образом с помощью инновационного менеджмента требует регулярного анализа. В настоящем стандарте сформулированы семь принципов оценки результатов инновационного менеджмента (PIMA), облегчающих разработку и внедрение этих оценок, а именно:
- повышение ценности организации и заинтересованных сторон (PIMA 1);
- критический анализ стратегии и целей организации (PIMA 2);
- повышение степени мотивации и мобилизации сотрудников организации на ее развитие (PIMA 3);
- повышение оперативности и ориентации организации на будущее (PIMA 4);
- учет контекста организации и внедрение передовых практических методов и наилучшей практики (PIMA 5);
- повышение гибкости и комплексности IMA-оценок (PIMA 6);
- повышение эффективности и надежности результатов IMA-оценки (PIMA 7).
Все эти принципы обладают одинаковой значимостью и предназначены для информирования ответственных за развитие инновационного менеджмента и его внедрение в организации. Для получения дополнительной информации об этом см. другие стандарты ИСО по тематике инновационного менеджмента.
А.2 PIMA 1 - Повышение ценности организации и заинтересованных сторон
А.2.1 Постановка вопроса
IMA-оценка и ее результаты позволяют организации оптимально концентрировать свои ресурсы на той области инновационного менеджмента, в которой могут формироваться максимальные ценности (например, материальные и нематериальные активы, продукция, услуги, системы, знания, бренды, партнерские взаимоотношения, источники информации), способные непосредственно влиять на эффективность деятельности организации. Это обеспечит должное позиционирование организации в ее рабочей среде (например, в сообществе управленцев или в научном сообществе), а также взаимодействие с ее клиентами и другими организациями.
А.2.2 Обоснование выбора IMA-оценки
IMA-оценка предназначена для определения тех текущих процессов в области инновационного менеджмента, которые способны реально создавать ценность для организации либо не создавать ее с тем, чтобы эти процессы в дальнейшем изменялись или ликвидировались. Оцениваемыми процессами в рамках инновационного менеджмента являются процессы определения инновационной стратегии и целей, управления жизненным циклом инноваций, начиная от создания и управления идеями и заканчивая преобразованием этих идей в новую ценность для организации.
А.2.3 Ключевые преимущества использования IMA-оценки
Ключевые преимущества использования IMA-оценки состоят:
- в возможности получения добавленной стоимости, например в виде повышения прибыли, востребованности оказываемых услуг и производимой продукции, бизнес-моделей;
- признании в качестве ролевой модели рабочей среды (после достижения прогресса в инновациях);
- возможности инициализации мероприятий по повышению возможностей и эффективности инновационного менеджмента;
- возможности определения областей совершенствования, необходимых для обеспечения будущего организации;
- реализации новых возможностей для государственной, частной, научной и некоммерческой поддержки инноваций.
А.2.4 Меры, принимаемые по результатам критического анализа стратегии и целей организации
Ниже перечислены меры, принимаемые по результатам IMA-оценки:
- определение концепции развития, направленного на повышение ценности инноваций;
- изменение или создание плана инноваций;