Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 59062-2020/ISO/TR 56004:2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Руководящие указания

Innovation management assessment. Guidance



ОКС 03.100.01

         03.100.40

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2020 г. N 716-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 56004:2019* "Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания" (ISO/TR 56004:2019 "Innovation management assessment - Guidance", IDT)

________________

     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые положения международного документа, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Инновации являются ключевым элементом создания ценности в организации, реализуемой в новой продукции, услугах, процессах и бизнес-моделях, в связи с чем инновациями следует управлять на системной основе. Многие организации уже создали и внедрили у себя собственные системы инновационного менеджмента (IMS-системы), основывающиеся на таких элементах инновационного менеджмента, как инновационная стратегия и цели, инновационная деятельность (включая инновационные процессы и соответствующие им организационные структуры), факторы, способствующие инновациям, факторы поддержки инноваций (включая, инновационную культуру), а также соответствующие средства и инструменты, компетенции, трудовые и финансовые ресурсы. Организованный системным образом инновационный менеджмент повышает эффективность производства и способен гарантировать организации ее будущее, поэтому многие организации обращаются за рекомендациями по непрерывному совершенствованию инновационных возможностей и повышению эффективности инновационного менеджмента. Необходимым условием повышения эффективности инновационного менеджмента является информационная открытость проводимых работ, для достижения которой необходимо на постоянной основе проводить оценку инновационного менеджмента. В контексте настоящего стандарта необходимо ответить на следующий вопрос: каким образом результаты оценки инновационного менеджмента (IMA-оценка) могут повлиять на перспективы развития организации и, в частности, инновационного менеджмента?

В настоящем стандарте содержатся рекомендации по проведению IMA-оценок, прогнозированию качества их результатов, способам выполнения, а также по использованию результатов выполненных IMA-оценок. В частности, в настоящем стандарте установлены основополагающие принципы IMA-оценок и положения для их детального анализа, предназначенные для облегчения понимания пользователем:

- ценности, преимуществ и причин выполнения IMA-оценок;

- различных подходов к проведению IMA-оценок;

- процесса выполнения IMA-оценки, его этапов и влияния;

- возможностей совершенствования инновационного менеджмента, повышения качества IMA-оценок и, как следствие этого, повышения возможностей организации.

Перед применением настоящего стандарта рекомендуется ознакомиться с приложением A, поскольку в нем изложены основные принципы получения качественных IMA-оценок.

Подробную информацию о системе инновационного менеджмента можно найти в ИСО 56002 (конкретно - в разделах 9 и 10), где определяется подход к оценке результатов деятельности и улучшению системы инновационного менеджмента. Подробную информацию о конкретных инновационных методах и средствах можно найти в ИСО 56003, а также в других стандартах данной серии. Терминология в области инновационного менеджмента приведена в ИСО 56000.

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит положения, способствующие пониманию организациями причин, видов и способов выполнения оценки инновационного менеджмента (IMA-оценки) с тем, чтобы достичь максимума получаемых выгод, причем IMA-оценки могут быть равным образом применимы:

- к организациям, которые стремятся к долговременному устойчивому успеху своей инновационной деятельности;

- организациям, выполняющим IMA-оценки;

- пользователям и другим заинтересованным сторонам (например, клиентам, поставщикам, партнерам, финансовым организациям, университетам и органам государственного управления), которые хотят подтвердить способность организации эффективно управлять инновациями;

- всем заинтересованным сторонам, стремящимся посредством IMA-оценок и установления взаимопонимания совершенствовать свои коммуникационные возможности;

- организациям, проводящим оценку, консультации или обучение по вопросам инновационного менеджмента;

- разработчикам связанных (смежных) стандартов;

- научным сотрудникам, заинтересованным в исследованиях, связанных с IMA-оценками.

Кроме того, настоящий стандарт применим к:

- организациям всех типов, независимо от их отрасли, возраста, размеров или страны происхождения;

- всем подходам, применяемым в части инновационного менеджмента, независимо от уровня сложности и трудоемкости;

- всем аспектам организации инновационного менеджмента - централизованным или децентрализованным;

- всем способам реализации инноваций, например внутренним, совместным, открытым, ориентированным на пользователя, рынок или технологии;

- всем видам инноваций, которые могут касаться продукции, услуг, бизнес-процессов, бизнес-моделей, а также к организационным инновациям - начиная от постепенных до радикальных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают нижеследующие терминологические базы данных в области стандартизации:

- поисковая платформа ISO Online: на сайте https://www.iso.org/obp;

- IEC Electropedia: на сайте http://www.electropedia.org/.

3.1 инновация (innovation): Новая или измененная сущность, реализующая или перераспределяющая ценность.

Примечание 1 - Новизна и ценность сущности определяются восприятием и отношением к ней организации и всех заинтересованных сторон.

Примечание 2 - Инновацией может быть продукция, услуга, процесс, модель, метод и т.п.

Примечание 3 - Инновация всегда связана с конечным результатом. Термин "инновация" иногда употребляют в отношении действий или процессов, которые приводят к изменениям или ориентированы на них. Если термин "инновация" используют в этом смысле, то его всегда необходимо применять вместе с уточняющим определителем, например "инновационная деятельность".

Примечание 4 - В рамках статистических измерений см. Руководство Oslo (OECD/Eurostat 2018): словосочетание "новая или измененная сущность" соответствует определению "новый или улучшенный продукт, процесс (или их комбинация), которые существенно отличаются от предыдущих продуктов или процессов". Словосочетание "реализующая или перераспределяющая ценность" соответствует определению "и которая была сделана доступной потенциальным пользователям или введена в эксплуатацию структурной единицей".

[ИСО 9000:2015, 3.6.15, измененный, с использованием термина "сущность" вместо термина "объект" и добавлением примечаний]

3.2 инновационный менеджмент (innovation management): Менеджмент, выполняемый в отношении инноваций (см. 3.1).

Примечание - Инновационный менеджмент может включать в себя определение инновационного видения, инновационную политику и инновационные цели, а также инновационные стратегии, процессы, структуры, функции/обязанности и поддержку инноваций для достижения намеченных целей посредством планирования инноваций, выполнения операций с инновациями, оценки их эффективности, их совершенствования и других видов деятельности.

3.3 инновационный процесс (innovation process): Процесс, выполняемый в отношении инноваций (см. 3.1).

Примечание 1 - Инновационные процессы обычно планируют и выполняют в контролируемых условиях для определения их ценности.

Примечание 2 - Инновационные процессы предназначены для контроля неопределенности, связанной с инновациями. Не все инновационные процессы приводят к инновациям.

Примечание 3 - Инновационные процессы состоят из нескольких инновационных операций или элементов, например определение наиболее ценной информации, возможностей, замыслов, создание прототипа, разработка, внедрение.

Примечание 4 - Инновационные процессы можно реализовывать в рамках организации или силами нескольких организаций в случае, например, совместных инноваций, инновационных кластеров, сетей создания ценности или экосистем.

     4 Причины выполнения оценки инновационного менеджмента


Прежде чем приступить к выполнению IMA-оценки, организации следует получить полное понимание необходимости ее выполнения, а также оценить текущее состояние своей инновационной деятельности. При этом может возникнуть необходимость проанализировать текущее состояние инновационного менеджмента организации, дать оценку его функционирования или проанализировать потребность внесения изменений в деятельность организации с целью повышения эффективности ее работы. В первом случае целью IMA-оценок будет являться получение представлений о текущей эффективности работы организации - ее сильных и слабых сторонах, а также о недостатках при создании желаемой ценности путем более эффективного инновационного менеджмента. Все это будет служить основой для определения и реализации мер по совершенствованию инновационного менеджмента в организации. Во втором случае с помощью IMA-оценки можно формировать план мероприятий, включающий в себя проведение организационных изменений для достижения уровня высокопроизводительного субъекта инновационной деятельности (инновационной компании). Перечисленные в таблице 1 причины могут подталкивать организацию к выполнению IMA-оценок.

Таблица 1 - Возможные причины выполнения организациями IMA-оценок

Получение более глубокого понимания инновационного менеджмента:

- анализ ключевых факторов успеха для эффективного инновационного менеджмента и способов их использования;

- улучшение понимания способов интеграции и использования ключевых факторов успеха инновационного менеджмента в организации

Определение результативности и эффективности существующего инновационного менеджмента:

- выявление тех аспектов инновационного менеджмента, которые могут приводить к различиям в результатах и эффективности работы, например различиям между целями создания ценности и фактическими результатами;

- оценка позиции организации, основанная на создании ценности за счет инноваций;

- выявление недостатков в работе организации (в ее действиях, структурах, процессах, обязанностях, культуре, кадрах, финансах и т.п.), которые препятствуют получению более качественных результатов инновационного менеджмента;

- сравнение результатов деятельности организации с показателями эффективности (эталонами) работы известных лидеров инноваций/лидеров роста, конкурентов или других внешних заинтересованных сторон; определение передовых методик инновационного менеджмента (в том числе проведение бенчмаркинга)

Выполнение внутренних/внешних требований:

- достижение стратегических целей/решение ключевых задач;

- соблюдение требований, предъявляемых к финансированию инновационных проектов или проверке финансового и технического соответствия объектов предполагаемого инвестирования

Повышение эффективности и ценности организации:

- структурирование вклада в план-график и ресурсы, необходимые для повышения эффективности инновационного менеджмента;

- поощрение инноваций, обучения и динамичной культуры с целью поддержки развития организации


Следует обратить внимание на то, что указанные в таблице 1 причины не являются исчерпывающими. Данная таблица не предназначена для представления в общем виде всех потенциальных преимуществ выполнения IMA-оценки, инициирование которой будут определять ее область применения (границы), стратегические цели, необходимые ресурсы и, что наиболее важно, окончательный уровень вносимых изменений.

     5 Определение подхода к оценке инновационного менеджмента

     5.1 Общие положения


При выборе оптимального подхода к IMA-оценке организации необходимо иметь четкое представление о:

- существующих подходах к IMA-оценке;

- области применения IMA-оценок;

- типе и качестве конечных результатов IMA-оценок;

- форматах представления конечных результатов IMA-оценок.

Указанные соображения могут служить критериями выбора оптимального подхода к IMA-оценкам.

     5.2 Понимание различных подходов к оценке инновационного менеджмента


Подходы к оценке инновационного менеджмента обычно связаны с оценками, выполняемыми с помощью контрольного перечня (или по результатам бенчмаркинга). Контрольные перечни должны содержать список вопросов, на которые необходимо ответить при проведении оценки и внедрении системы инновационного менеджмента. Результаты бенчмаркинга должны основываться на результатах оценки группы внутренних или внешних экспертов, что позволит обеспечить прозрачность инновационной деятельности организации и ее конкурентоспособность.

Таблица 2 - Возможные подходы к оценке инновационного менеджмента

IMAПоказатели
-оценки

Варианты применения показателей IMA-оценки

Цель
IMA-оценки

Соответствие плановым показателям

Создание ценности за счет усовершенствованного инновационного менеджмента

Повышение возможностей инновационного менеджмента

Охват (границы)
IMA-оценки

Отдельная структурная единица организации

Несколько подразделений в рамках одной организации

Предприятие с несколькими филиалами

Оцениваемые объекты (фокус)

Фокус на единичный элемент

Все элементы

Проведение экспертизы

Внутренние эксперты

Внешние эксперты

Сбор данных

Вторичное исследование

Серия интервью

Онлайн-опрос

Средства для сбора данных

В ручном режиме

В автоматическом режиме

Типы данных

В качественном выражении

В количественном выражении

Инструменты анализа данных

В ручном режиме

Инструментальная поддержка

Полностью автоматическая

Типы ссылок

До и после проведения

Реальный/целевой

Наилучшие практики (бенчмарк)

Типы сравнений

Предыдущая IМА-оценка (оценки)

Корреляционный анализ

Бенчмаркинг

Интерпретация данных

Нормативная

Ненормативная

Вывод результатов IMA-оценки

Сильные/сла-
бые стороны

Выявленные недостатки

Рекомендации по совершенствованию

Формат вывода результатов IМА-оценки

Обзор

Инструментальная поддержка

Подробный отчет

Рекомендации по результатам IМА-оценки

Для повышения качества инновационного менеджмента

Для повышения качества IМА-оценки

Для оцененного улучшения работы организации

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs