Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59048-2020 Руководство по взаимодействию некоммерческих потребительских организаций с органами контроля и надзора

     4 Общие положения


Сочетание государственных и общественных форм контроля является распространенной мировой практикой процесса контроля и надзора за безопасностью на потребительском рынке. При этом организации обеспечивают эффективную обратную связь с гражданами и ретранслируют общественное мнение в ОКН. Отсутствие общественного контроля качества и безопасности потребительских товаров, то есть реализация данных функций усилиями одного государства, может привести к неэффективности системы контрольно-надзорной деятельности в области защиты прав потребителей. Организации, в задачи которых входит защита прав потребителей, выполняют в системе контроля и надзора следующие функции:

- становятся транслятором общественных интересов, аккумулируя информацию о качестве товаров на рынке непосредственно от потребителей;

- препятствуют возможности сговора между контролирующими органами и недобросовестными производителями;

- создают переговорную площадку между бизнесом и потребителями, формируют альтернативные варианты решения конфликтных ситуаций;

- осуществляют формирование потребительской культуры и норм ведения бизнеса и т.д.

Основные функции организаций в сфере контроля качества и безопасности потребительских товаров относятся к установлению и поддержке каналов информации между производителями, государственными регуляторами и потребителями.

Примечание - Организации выполняют функцию "включенного третьего", способствуя предотвращению трансформации системы контроля и надзора, как в интересах исполнительной власти в лице регуляторов, так и в интересах бизнеса, в первую очередь крупного, имеющего влиятельную переговорную силу и преследующего корпоративные интересы. В отсутствие общественного контроля за контрольно-надзорной деятельностью могут искажаться стимулы производителей и регуляторов как на этапе разработки законодательства, так и в ходе его применения.

Развитие государственно-общественного контроля должно, с одной стороны, облегчить и ускорить реализацию задачи эффективного контроля в сфере потребительского рынка посредством обеспечения общественного мониторинга качества товаров в различных регионах, а с другой стороны, сформировать грамотного, требовательного потребителя, способного оказывать давление на недобросовестных производителей и продавцов и формировать общественное мнение.

Функционирование организаций как общественной формы контроля приобретает критическую важность для обеспечения позитивной динамики изменений в области государственного контроля и надзора на потребительском рынке.

Организации как на федеральном, так и на региональном уровне могут участвовать в обеспечении безопасности потребительского рынка на всех этапах:

- разработки норм технического регулирования - ТР ТС, стандартов и иных НД;

- принятия решений относительно допустимого уровня риска и желаемого качества;

- предотвращения появления на рынке опасного товара и товара ненадлежащего качества;

- защиты прав потребителей, которым причинен ущерб вследствие нарушения требований ТР ТС, стандартов и иных НД.