ГОСТ Р 59048-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
Guidance on interaction of non-profit consumer organizations with control and supervision bodies
ОКС 03.080.020*
______________
* По данным официального сайта Росстандарт
ОКС 03.080.20, здесь и далее по тексту. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2021-09-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (РИПИ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 684-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает правила взаимодействия некоммерческих организаций с государственными органами контроля и надзора при выявлении несоответствия потребительских товаров обязательным нормативным требованиям или заявленным производителями свойствам.
Настоящий стандарт предназначен для применения некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей при взаимодействии с государственными органами контроля и надзора.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на бюджетные организации;
- отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 обращение некоммерческой потребительской организации: Заявление, направленное в государственный орган контроля и надзора в письменной форме или в форме электронного документа, содержащее сведения об опасном товаре либо товаре ненадлежащего качества, а также о выявленных нарушениях обязательных нормативных требований при производстве товаров.
2.2 опасный товар: Товар, использование которого причинило или может причинить вред жизни, здоровью и/или имуществу потребителя или окружающей среде.
2.3 товар ненадлежащего качества: Товар, не соответствующий обязательным требованиям нормативных правовых актов, либо товар, не соответствующий заявленным производителем свойствам.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИЛ/ИЦ - испытательная лаборатория или испытательный центр;
ОКН - государственные органы контроля и надзора;
организация - некоммерческая потребительская организация;
обращение - обращение некоммерческой потребительской организации;
НД - нормативный документ;
ТР ТС - Технический регламент Таможенного союза;
ФИО - фамилия, имя, отчество.
Сочетание государственных и общественных форм контроля является распространенной мировой практикой процесса контроля и надзора за безопасностью на потребительском рынке. При этом организации обеспечивают эффективную обратную связь с гражданами и ретранслируют общественное мнение в ОКН. Отсутствие общественного контроля качества и безопасности потребительских товаров, то есть реализация данных функций усилиями одного государства, может привести к неэффективности системы контрольно-надзорной деятельности в области защиты прав потребителей. Организации, в задачи которых входит защита прав потребителей, выполняют в системе контроля и надзора следующие функции:
- становятся транслятором общественных интересов, аккумулируя информацию о качестве товаров на рынке непосредственно от потребителей;
- препятствуют возможности сговора между контролирующими органами и недобросовестными производителями;
- создают переговорную площадку между бизнесом и потребителями, формируют альтернативные варианты решения конфликтных ситуаций;
- осуществляют формирование потребительской культуры и норм ведения бизнеса и т.д.
Основные функции организаций в сфере контроля качества и безопасности потребительских товаров относятся к установлению и поддержке каналов информации между производителями, государственными регуляторами и потребителями.
Примечание - Организации выполняют функцию "включенного третьего", способствуя предотвращению трансформации системы контроля и надзора, как в интересах исполнительной власти в лице регуляторов, так и в интересах бизнеса, в первую очередь крупного, имеющего влиятельную переговорную силу и преследующего корпоративные интересы. В отсутствие общественного контроля за контрольно-надзорной деятельностью могут искажаться стимулы производителей и регуляторов как на этапе разработки законодательства, так и в ходе его применения.
Развитие государственно-общественного контроля должно, с одной стороны, облегчить и ускорить реализацию задачи эффективного контроля в сфере потребительского рынка посредством обеспечения общественного мониторинга качества товаров в различных регионах, а с другой стороны, сформировать грамотного, требовательного потребителя, способного оказывать давление на недобросовестных производителей и продавцов и формировать общественное мнение.
Функционирование организаций как общественной формы контроля приобретает критическую важность для обеспечения позитивной динамики изменений в области государственного контроля и надзора на потребительском рынке.
Организации как на федеральном, так и на региональном уровне могут участвовать в обеспечении безопасности потребительского рынка на всех этапах:
- разработки норм технического регулирования - ТР ТС, стандартов и иных НД;
- принятия решений относительно допустимого уровня риска и желаемого качества;
- предотвращения появления на рынке опасного товара и товара ненадлежащего качества;
- защиты прав потребителей, которым причинен ущерб вследствие нарушения требований ТР ТС, стандартов и иных НД.
Ниже приведены возможные виды взаимодействия организации с ОКН:
а) информирование об опасных, не соответствующих требованиям ТР ТС и иным нормативным требованиям товарах на основе сведений, полученных в результате собственных испытаний;
б) информирование об опасных, не соответствующих требованиям ТР ТС и иным нормативным требованиям контрафактных товарах на основе сведений, полученных в результате обращений потребителей;
в) совместная работа организаций и ОКН по выявлению товаров, не соответствующих требованиям ТР ТС, стандартов и иных НД;
г) информирование ОКН о проблемах потребительского рынка на основе статистики, анализа, изучения конкретных сегментов рынка, отдельных регионов, проведенных организацией. Это является превентивной мерой по предотвращению возможных нарушений со стороны производителей и продавцов обязательных нормативных требований к производству продукции (реализации) и может служить основанием для включения конкретного предприятия в плановую проверку будущего года;
д) создание совместных (временных или долгосрочных) рабочих групп с целью выполнения конкретных задач.
Виды возможного взаимодействия организации и ОКН могут не ограничиваться приведенными в перечислениях а)-д) и иметь свою специфику в зависимости от актуальности решаемых задач.
Необходимо принимать во внимание, что ОКН, работая с организациями, предоставляют государственную услугу и в этой работе руководствуются соответствующими нормативными правовыми актами (см. приложение А).
Оперативность взаимодействия организации и ОКН определена в большинстве случаев степенью опасности товара или степенью риска ее возникновения.
5.2.1 Оперативное (срочное) взаимодействие - по фактам обнаружения товаров, не соответствующих установленным в законодательстве обязательным требованиям безопасности (опасным товарам), установленным в ТР ТС, СанПиН и иных НД. В случаях выявления нарушений требований по безопасности продукции, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью потребителей, информацию о нарушениях рекомендуется передавать в ОКН (соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) в максимально сжатые сроки с целью предотвращения причинения возможного ущерба жизни или здоровью граждан. Допускается передача самых важных данных без части сопроводительной документации с последующей отправкой недостающих форм (например, акта обезличивания и шифрования образцов и т.п.).
5.2.2 Обращение организации по фактам обнаружения товаров, не соответствующих заявленным свойствам, в первую очередь фальсификатам, рекомендуется проводить после завершения испытаний и подготовки пакета отчетных документов.
5.2.3 Обращения от лица граждан по жалобам, направленным в организацию
Подобного рода обращения могут иметь характер сопроводительных и прилагаться к обращениям граждан (в виде экспертных заключений, протоколов испытаний, иных форм). Необходимо иметь в виду, что основанием для внеплановой проверки в рамках действующего законодательства в случае нарушения прав потребителей являются только личные обращения граждан, права которых нарушены [1].
Обращения организации по вопросам нарушения обязательных требований законодательства по безопасности и качеству потребительских товаров следует направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные управления в соответствии с [2].
Если результаты испытаний товара свидетельствуют о нарушении требований ТР ТС, в том числе соответствующего ТР ТС на конкретный вид продукции, организация информирует об этом ОКН.
Пример - В случае пищевой продукции следует указывать [3] и соответствующие ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции.