Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Действующий

ГОСТ Р 58992-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Materials for aviation gas turbine engines. Test methods for fatigue at elevated temperatures


ОКС 03.100.01

Дата введения 2021-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова" (ФГУП "ЦИАМ им.П.И.Баранова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 590-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы механических испытаний образцов на усталость при температуре не выше 1200°С в отсутствии агрессивных сред переменными напряжениями изгиба, кручения, растяжения - сжатия или их сочетаниями как при симметричном, так и при асимметричном циклах. Испытания проводят при повышенных температурах на заданной базе в пределах 5·10ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах-5·10ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах циклов при частоте нагружения от 15 до 300 Гц с целью проверки качества материала для деталей авиационных газотурбинных двигателей и влияния технологии их изготовления на предел выносливости.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.338-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Преобразователи термоэлектрические. Методика поверки

ГОСТ 25.502-79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

ГОСТ 5632 Нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 6616 Преобразователи термоэлектрические. Общие технические условия

ГОСТ 16508 Лаки кремнийорганические электроизоляционные. Технические условия

ГОСТ 23207 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального органа по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23207.

3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

ГТД - газотурбинный двигатель;

ТУ - технические условия;

ОТК - отдел технического контроля.

4 Требования к форме и размерам образцов

4.1 Форма и размеры образцов - по ГОСТ 25.502 (типы I, III и V).

Применение образцов типов II и IV может быть допущено в случае испытаний с измерением деформаций или при специальных испытаниях.

4.2 Требования к точности изготовления, качеству поверхности и способу вырезки заготовок для образцов - по ГОСТ 25.502-79 (раздел 1).

4.3 Допускается проведение испытаний жаропрочных сплавов без механической обработки поверхности рабочей части, если сплавы предназначены для изготовления деталей методами точного литья без механической обработки.

4.4 Заготовки образцов из жаропрочных сталей и сплавов подвергаются термической обработке по ТУ на материал.

4.5 Все образцы из жаропрочных сталей и сплавов после окончательной операции механической обработки подвергаются нагреву в нейтральной среде или вакууме для снятия остаточных напряжений по режимам, указанным в паспорте (сертификате) на материал.

4.6 К каждой партии образцов должны быть приложены паспорт или сопроводительная карта ОТК, в которых указаны отклонения размеров образцов и чистоты обработки поверхности в зависимости от требования чертежа.

5 Оборудование для испытаний и аппаратура

5.1 Испытания на усталость при повышенной температуре проводят на машинах, в конструкции которых предусмотрена или возможна установка нагревательного устройства и обеспечено нормальное функционирование машины при нагреве образца.

5.2 Точность нагружения должна соответствовать ГОСТ 25.502-79 (раздел 2).

5.3 Измерение температуры при испытаниях и градуировке производят термоэлектрическими преобразователями с диаметром проволоки от 0,3 до 0,5 мм. Тип термопреобразователей - по ГОСТ 6616 в зависимости от пределов измеряемой температуры.

5.4 Термопреобразователи должны быть поверены по ГОСТ 8.338-2002 (раздел 2).

5.5 Срок эксплуатации термопреобразователей установлен по ГОСТ 6616.

5.6 Холодные спаи термопреобразователей должны быть размещены в термостате. Допускается эксплуатация термопреобразователей с температурой холодного спая, равной температуре окружающей среды, и с введением поправки на разность температуры холодного спая при градуировке термопреобразователей и при испытании.

5.7 Приборы для измерения и регулирования температуры должны иметь класс точности не менее 0,5.

5.8 Измерение деформации проводят с помощью устройств (экстензометров), фиксирующих относительное перемещение контрольных точек рабочей части образцов, закрепленных на тягах, передающих перемещение вне печи. Относительная погрешность измерения деформаций с помощью экстензометров - не более ±1%.

5.9 Изменение размеров образца в процессе испытаний на усталость не должно оказывать влияния на параметры циклического нагружения.

6 Требования к подготовке к испытанию

6.1 Температуру образца ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах определяют до начала испытания по показаниям термопреобразователей, приваренных к поверхности методом точечной сварки.

Для крепления термопреобразователей к поверхности образцов из несваривающихся материалов применяют заделку или прижатие пластиной с привариваемым кольцом на поверхности образца. Если длина рабочего пространства нагревательного устройства превышает длину образца в 3-5 раз, допускается крепление термопреобразователя к поверхности образца плотным прижатием с изоляцией термопреобразователя от излучения нагревателя.

6.2 В процессе испытания о температуре образца судят по показаниям контрольного термопреобразователя, укрепленного в рабочем пространстве печи. Горячий спай контрольного термопреобразователя расположен на расстоянии от 3 до 4 мм от поверхности образца в среднем сечении.

Температуру в рабочем пространстве печи задают исходя из следующего условия:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, (1)


где ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - разность показаний термопреобразователей: термопреобразователя, приваренного к поверхности образца в среднем сечении ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, и контрольного термопреобразователя в рабочем пространстве печи при одновременном измерении в условиях испытания.

6.3 Значение перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах устанавливают в зависимости от температуры образца, частоты нагружения и длительности испытания по данным температурной градуировки. Методика температурной градуировки нагревательного устройства с целью определения перепада температур приведена в приложении А.

6.4 Распределение температуры по длине образца определяют до начала испытаний партии на контрольном образце по термопреобразователям, приваренным к поверхности на расстоянии от 5 до 10 мм без нагрузки и вращения (на машинах изгиба с вращением).

6.5 До начала испытаний образец выдерживают при заданной температуре от 15 мин до 1 ч. Длительность выдержки зависит от размеров образца, захватов и других прогреваемых элементов испытательной машины. Назначение времени выдержки не менее 1 ч определяют по стабилизации начального перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах (см. приложение А).

6.6 В процессе нагрева и выдержки один конец образца оставляют незакрепленным (ненагруженным) с целью свободного расширения при нагреве сопряженных элементов захватов и машины.

6.7 Нагружение нагретого образца на машинах изгиба с вращением производят только на вращающемся образце.

6.8 При испытаниях с программным изменением температуры поправку на разность ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах учитывают в соответствии с конструктивными особенностями оборудования.

6.9 Приборы для измерения и регистрации температуры следует подвергать периодической поверке в соответствии с требованиями [1].

6.10 Перед началом испытания партия образцов должна быть проверена визуально на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, погнутости и других повреждений.

6.11 Измерение размеров по минимальному сечению рабочей части проводят с точностью по ГОСТ 25.502.

6.12 В процессе испытаний проводят непрерывный контроль и регистрацию температуры.

6.13 При перерыве в испытаниях (выключение электропитания, ремонт и т.д.) разгрузку образца осуществляют в нагретом состоянии. Допускаются перерывы в испытаниях с охлаждением образца, если число циклов до разрушения более 10ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах циклов и число остановок не более трех. Количество остановок без охлаждения не регламентировано.

6.14 Испытательное оборудование должно быть аттестовано по ГОСТ Р 8.568.

7 Требования к проведению испытаний

7.1 Основными критериями разрушения при испытаниях на усталость являются полное разрушение, образование макротрещин заданного размера или достижение предельной деформации.

7.2 Для построения кривой усталости стандартным методом и определения средних значений пределов ограниченной выносливости данной партии необходимо испытать не менее 15 образцов.

7.2.1 Испытания на усталость образцов при умеренной и высокой температурах должны быть проведены при напряжениях выше и ниже уровня точки перелома. На рисунке 1 приведены формы кривых усталости при умеренной (1), максимальной рабочей (2) и высокой (3) температурах. В зоне напряжений ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах на заданной базе по числу циклов ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах должны быть испытаны не менее четырех образцов.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок 1

7.2.2 Образцы данной партии, предназначенные для испытаний при максимальной рабочей температуре (см. рисунок 1), распределены равномерно по уровням напряжений.

7.2.3 Определение предела выносливости при повышенных температурах для каждой марки материала должно быть выполнено по результатам испытаний нескольких партий образцов. Партия образцов соответствует плавке, количество образцов в партии - по 7.2.

Расчет количества плавок, необходимых для определения пределов выносливости марки материала с заданной точностью, определяют по приложению Б.

7.2.4 Образцы из материала различных плавок изготавливают по единой технологии и подвергают термической обработке по одному режиму.

7.3 Количество образцов для построения кривых равной вероятности усталостного разрушения при симметричном цикле назначается в зависимости от температуры: при умеренной и высокой температурах - не менее чем по 10 образцов на каждом из 4-6 уровней напряжений; при максимальной рабочей для данного материала температуре - не менее 6 образцов на каждом из 3-4 уровней напряжений.

7.4 Количество образцов для определения пределов выносливости при повышенной температуре по параметру вероятности разрушения приближенным методом (см. приложение В) назначается не менее чем по 10 образцов на каждом из двух уровней в зоне кривой усталости до перелома и на одном уровне - после перелома.

7.5 Испытания с асимметрией цикла проводят при постоянном для партии образцов значении среднего напряжения цикла ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах или при сохранении отношения амплитуды переменных напряжений ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах к среднему напряжению цикла ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, то есть при постоянных коэффициентах асимметрии ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах и ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах. Определение коэффициентов ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах и ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - по 8.6.

7.6 Количество образцов для построения кривой усталости при асимметричном цикле - не менее 15.

7.6.1 Образцы распределяют по уровням напряжений выше и ниже уровня точки перелома. При напряжении ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах на заданной базе по числу циклов ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах должны быть испытаны не менее четырех образцов.

7.6.2 Количество образцов для построения кривых равной вероятности усталостного разрушения при асимметричном цикле назначается не менее 10 образцов на каждом из 2-4 уровней напряжений до перелома и одном уровне после перелома (см. приложение В).

Число циклов ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, соответствующее перелому на кривой усталости, определяют приближенно по кривой длительной прочности при данной температуре по формуле

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, (2)


где ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - время до разрушения по кривой длительной прочности при напряжении ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, равном среднему напряжению цикла ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, с;

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - частота нагружения, Гц.

Кривые усталости сплава ХН56ВМКЮ по ГОСТ 5632 при температуре 850°С по данным испытаний с асимметрией цикла приведены на рисунке 2; кривая длительной прочности - на рисунке 3.

7.6.3 Кривая длительной прочности для определения времени до разрушения образцов при ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах и для построения участка кривой усталости при асимметричном цикле после перелома (см. рисунок 3) должна быть получена на образцах той же плавки.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок 2

7.7 База испытания для определения пределов выносливости при повышенных температурах - не менее 2·10ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах циклов.

7.8 Если испытания проводят с асимметрией цикла, то предельную продолжительность испытания ограничивают временем до разрушения в условиях длительного статического нагружения напряжениями при данной температуре по кривой длительной прочности ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах (см. рисунок 3).


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок 3

7.9 Не допускается применение методов испытаний на усталость со ступенчатым или плавным увеличением нагрузки до разрушения образца, за исключением случаев специальных испытаний.

7.10 Температура испытаний назначается в градусах Цельсия кратной 50, если по условиям испытаний не требуется другая температура.

Допускается для определения пределов выносливости с заданной вероятностью разрушения применение методов пробитов и "лестницы".

7.11 Распределение температуры по длине образца должно быть равномерным. Отклонение температуры не более чем на ±5°С от заданного значения допускается при испытаниях на усталость образцов типа II с измерением деформаций ползучести.

Отклонение температуры на расстоянии 5 мм от минимального сечения образца данного диаметра не должно превышать предельного значения (см. рисунок 4) для образца постоянного сечения.

Для образцов типов I и II допустимое предельное значение не более указанного на рисунке 4.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок 4


8 Требования к обработке результатов

8.1 Исходные данные и результаты испытаний образца заносят в протокол испытаний (см. приложение Г), а результаты испытаний партии образцов - в сводный протокол (см. приложение Д).

8.2 Результаты испытаний наносят на графики в координатах ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах.

Кривые усталости строятся методом графического интерполирования экспериментальных результатов или с помощью обработки результатов испытаний по 7.2 по методу наименьших квадратов.

При достаточном количестве образцов для построения кривых распределения ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах на нескольких уровнях напряжений при испытаниях по 7.3 определяют средние ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах и средние квадратические ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах отклонения, выстраивая семейство кривых равной вероятности усталостного разрушения по ГОСТ 25.502.

8.3 При применении приближенного метода определения пределов выносливости с заданной вероятностью разрушения по результатам испытаний согласно 7.2 создают кривые равной вероятности усталостного разрушения по приложению В.

8.4 По значениям пределов ограниченной выносливости, полученным при испытаниях с асимметрией цикла, строят диаграммы усталости для данной базы испытания по числу циклов ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах в координатах ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах. По вертикальной оси наносят пределы выносливости при симметричном цикле ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах по горизонтальной - пределы длительной прочности за время ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах.

Значение ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах определяют исходя из следующего условия:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, ч, (3)


где ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - число циклов данной базы испытания;

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - частота нагружения, Гц.

8.5 Диаграммы усталости жаропрочного сплава ХН56ВМКЮ при температуре 850°С приведены на рисунке 5.

8.6 Лучи, выходящие из начала координат диаграмм предельных амплитуд, соответствуют постоянным значениям коэффициента асимметрии ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах или ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, вычисляемым по формулам:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах; (4)

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах; (5)

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах; (6)

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах. (7)


Эти значения ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах или ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах указываются на лучах диаграмм (см. рисунок 5).


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок 5

8.7 По результатам измерения деформаций строят кривые в координатах или ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах или ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, если проводят измерения накопленной деформации за время испытания. При специальных испытаниях могут быть построены следующие кривые: размах деформаций за цикл - число циклов; приращение деформации ползучести за цикл - число циклов; скорость ползучести - время и др.

Приложение А (обязательное). Методика температурной градуировки нагревательного устройства

Приложение А
(обязательное)

А.1 Основные положения

А.1.1 Целью температурной градуировки является определение перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах между поверхностью образца и рабочим пространством нагревательного устройства.

А.1.2 Температурную градуировку проводят при каждой температуре испытания. Один контрольный образец может быть использован для нескольких градуировок, если градуировки проводят, начиная с меньшей температуры и при ее последовательном увеличении. Перед повторной температурной градуировкой с переходом от большей к меньшей температуре поверхность образца очищается от продуктов окисления.

А.1.3 Контрольный термопреобразователь устанавливают в рабочем пространстве печи на расстоянии от 3 до 4 мм от поверхности образца в среднем сечении.

А.2 Температурная градуировка на машинах изгиба с вращением

А.2.1 В качестве контрольного образца используют один из образцов испытуемой партии, который дорабатывается соответствующим образом (см. рисунок А.1).


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок А.1

А.2.2 Результаты измерения температуры поверхности образца из жаропрочной стали и рабочего пространства печи на машине изгиба с вращением представлены на рисунке А.2.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок А.2

А.2.3 Зависимость перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах от времени выдержки образца из жаропрочной стали при температуре испытания ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах представлена на рисунке А.3.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок А.3

А.2.4 Горячие спаи термопреобразователей приваривают к поверхности образца точечной сваркой. Количество термопреобразователей зависит от диаметра образца, сечения токопроводов термопреобразователей и размеров токосъемника.

А.2.5 Термопреобразователи (два или четыре), пропитанные лаком КО-815 по ГОСТ 16508, укладывают в пазы и закрепляют скобками, прикрепленными к поверхности образца точечной сваркой. Один или два термопреобразователя размещают в минимальном сечении, остальные - на равном расстоянии от минимального сечения по длине с противоположных сторон образца. Выводные концы термопреобразователей припаивают к клеммам токосъемника. Для более плотного прилегания горячий спай термопреобразователя предварительно расплющивается.

А.2.6 С целью подтверждения равномерности или симметрии распределения температуры по длине образца на специальном образце к поверхности приваривают горячие спаи от 3 до 7 термопреобразователей с шагом от 5 до 10 мм.

Выводные концы подсоединяют (припаивают) к переключателю. Температурное поле определяют на образце без вращения после выдержки при температуре испытания не менее 1 ч.

А.2.7 Измерение перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах производят при вращении многократно: через 15 мин после запуска, затем спустя 5, 25, 50, 100 ч и далее через каждые 50 ч. Во время выдержки, до начала очередного измерения, образец не вращается. Каждое измерение проводят через 10-15 мин после запуска. Первый запуск осуществляют после выдержки не менее 1 ч.

А.2.8 Предельную длительность градуировки определяют по стабилизации перепада температур ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах или базой испытания по времени (см. рисунки А.2 и А.3).

А.2.9 Температуру испытания по контрольному термопреобразователю устанавливают с учетом изменения ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах по времени, затем определяют интервалы времени ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, соответствующие изменению перепада на температуру 10°С (см. рисунок А.3). Поправку на изменение перепада вводят через время ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах. (А.1)


Первую поправку вводят через время ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах от начала испытания:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах. (А.2)


Вторую поправку вводят через время ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах от начала испытания:

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах и т.д. (А.3)

А.2.10 На рисунке А.4 показана зависимость ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах, определенная для образца из жаропрочного никелевого сплава на машине изгиба с вращением при частоте нагружения 200 Гц.


ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Рисунок А.4

А.2.11 Результаты измерения температуры на рисунках А.2-А.4 получены при следующих характерных размерах в зоне нагрева: длина образца ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - от 120 до 140 мм; длина печи ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - 105 мм; длина нагревательного элемента ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах - 75 мм; глубина захода захвата в печь с каждой стороны ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Название документа: ГОСТ Р 58992-2020 Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах

Номер документа: 58992-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 28 августа 2020

Дата начала действия: 01 января 2021