Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58996-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАЛЫ И ОТВЕРСТИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Посадки шариковых и роликовых подшипников

Shafts and openings of gas turbine engines. Landings of ball and roller bearings



ОКС 03.100.01

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова" (ФГУП "ЦИАМ им.П.И.Баранова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 594-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на посадочные места валов с диаметром до 500 мм и отверстий корпусов с диаметром 630 мм под подшипники качения для вновь разрабатываемых газотурбинных двигателей и редукторов.

Стандарт не распространяется на поверхности валов и отверстий корпусов, сопрягаемых с телами качения некомплектных подшипников.

Стандарт устанавливает:

- выбор посадок;

- поле допуска для вала и отверстия корпуса в зависимости от характера выбранной посадки и класса точности подшипников;

- требования к посадочным поверхностям.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 520 Подшипники качения. Общие технические условия

ГОСТ 3325 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 номинальный размер: Размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры.

3.2 нулевая линия: Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.

Примечание - Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные - наружу.

3.3 действительный размер: Размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.

3.4 предельные размеры: Два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали.

3.5 отклонение размера: Алгебраическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.

3.6 верхнее предельное отклонение: Алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

3.7 нижнее отклонение: Алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

3.8 допуск: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.

Примечание - Допуск является абсолютной величиной без знака.

3.9 квалитет (степень точности): Совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

3.10 поле допуска: Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера.

Примечание - При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

3.11 посадка: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

3.12 номинальный размер посадки: Номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

3.13 допуск посадки: Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

3.14 зазор: Разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.

     4 Поля допусков и посадки

4.1 Выбор посадок на вал и в корпус зависит от класса точности и типа подшипника, величины, направления и вида нагружения подшипника, условий его эксплуатации, а также от материала вала и корпуса.

4.2 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с валом поле допуска вала выбирают по системе отверстия согласно таблице 1.

Таблица 1 - Определение поля допуска вала

Характер посадки

Класс точности подшипника

ГОСТ 520

0 и 6

5 и 4

Поле допуска

ГОСТ 25347-82

Посадка с натягом

n6, m6, k6

n5, m5, k5

Переходная посадка

6, h6

5, h5

Посадка с зазором

g6, f6

g5

4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно таблице 2.

Таблица 2 - Определение поля допуска отверстия корпуса

Характер посадки

Класс точности подшипника

ГОСТ 520

0 и 6

5 и 4

Поле допуска

ГОСТ 25347-82

Посадка с натягом

N7, M7, K7

N6, M6, K6

Переходная посадка

7, H7

6, H6

Посадка с зазором

G7, G6

-

4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в таблицах 1 и 2.

4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитета 6.

4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с таблицами 1 или 2.

4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в приложении А.

4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать:

КВ - поле допуска внутреннего диаметра подшипника;

hB - поле допуска наружного диаметра подшипника.

4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на рисунке 1.

4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.

4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в приложении Б.

4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:

- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;

- материал валов - сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;

- материал корпусов - сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др.;

- рабочая температура подшипникового узла свыше 100°С.

Примечания

1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:

с <1,25 - для валов;

<1,25 - для корпусов,


где - диаметр отверстия подшипника;

- диаметр отверстия вала;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs