Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58993-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Двигатели газотурбинные авиационные

ИСПЫТАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОКСИЧНЫХ ПРИМЕСЕЙ В ОТБИРАЕМОМ ОТ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХЕ

Gas turbine engines. Tests to determine the concentration of toxic impurities in the air drawn from the engine



ОКС 01.120

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова" (ФГУП "ЦИАМ им.П.И.Баранова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 591-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью выработки единых правил относительно деятельности испытательных лабораторий по оценке чистоты воздуха, отбираемого от газотурбинного двигателя, для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.

Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные двигатели воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации (а также на воздушные судна двойного назначения) при подтверждении соответствия качества воздуха, отбираемого от двигателя для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.

Использование настоящего стандарта будет способствовать более эффективному сотрудничеству между лабораториями и другими органами, включая обмен информацией и опытом. Процесс признания результатов лабораторной деятельности предприятий становится более эффективным в том случае, если лаборатории соответствуют требованиям настоящего стандарта.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные двигатели воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации (а также на воздушные судна двойного назначения) при подтверждении соответствия качества воздуха, отбираемого от двигателя для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации и приемлемые методы испытаний газотурбинных двигателей воздушных судов в исправном состоянии, а также в случае возможного отказа или повреждения систем двигателя, влияющих на чистоту воздуха, отбираемого для наддува и вентиляции кабин воздушного судна. В последнем случае обычно проводятся автономные испытания по имитации наиболее характерных возможных отказов (повреждений) систем и оборудования двигателя в стендовых условиях или анализ влияния отказов (повреждений) систем двигателя, влияющих на чистоту воздуха, с учетом результатов аналогичных испытаний других газотурбинных двигателей.

Данные методы основаны на опыте установления соответствия требованиям действующих нормативных документов в части чистоты воздуха, предназначенного для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 22607 Системы кондиционирования воздуха самолетов и вертолетов. Термины и определения

ГОСТ 23851 Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 22607 и ГОСТ 23851.

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВС - воздушное судно;

ГТД - газотурбинный двигатель;

ДИП - детектор пламенно-ионизационный;

ДТП - детектор по теплопроводности;

КВД - компрессор высокого давления;

НД - нормативный документ;

ПДК - предельно допустимая концентрация (токсичных примесей);

СОП - система (установка) отбора проб воздуха;

ТБК - термобарокамера;

ТКФ - трикрезилфосфат;

ТЗ - техническое задание.

     5 Подготовка к испытаниям

     5.1 Общие положения

5.1.1 Общие требования к воздуху

Испытания проводят на двигателе, соответствующем заявленной конструкции.

Отбираемый от двигателя воздух для наддува и вентиляции кабин ВС не должен содержать вредные или опасные концентрации газов или паров. Требования к качеству воздуха относятся как к исправному состоянию двигателя, так и при наличии в нем неисправности.

5.1.2 Перечень выполняемых работ при определении степени загрязнения воздуха при работе исправного двигателя и при имитации неисправности двигателя

Степень загрязнения воздуха устанавливается на основании следующих работ:

- анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на величину загрязнения отбираемого воздуха;

- определение и использование наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя, приводящих к наибольшему загрязнению отбираемого воздуха;

- подготовка программы и методики стендовых испытаний;

- проведение стендовых испытаний двигателя;

- анализ проб воздуха;

- анализ результатов и оформление документации.

Должен быть выполнен анализ с целью определения вероятности возникновения того или иного дефекта, который может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.

На практике наиболее характерные неисправности, приводящие к ухудшению качества воздуха, связаны с дефектами маслосистемы двигателя. В случае выявления в результате анализа иной причины ухудшения качества воздуха создатель двигателя разрабатывает специальную методику испытаний по определению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе для системы кондиционирования кабин ВС, которую оформляют в установленном порядке.

     5.2 Анализ конструкции двигателя


Анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов проводят с целью выявления возможных неисправностей, которые могут повлиять на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.

Анализ конструкции включает краткое описание двигателя и его основных элементов, а также описание систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.

Должен быть составлен список пертинентных деталей двигателя. В этот список должны быть включены детали, отказ (повреждение, износ, нарушение целостности и др.) которых влияет на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.

Должно быть показано, что элементы конструкции и оборудование, включенные в перечень пертинентных деталей, соответствуют заявленной конструкции. Соответствие заявленной конструкции определяется на основе анализа конструкторской и эксплуатационной документации.

В случае выявления отклонения от заявленной конструкции необходимо оценить влияние указанного отклонения на результаты испытаний.

     5.3 Определение наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя в отношении загрязнения отбираемого воздуха


Испытания следует проводить при исправном состоянии и при наличии (или имитации) неисправности двигателя, влияющей на характеристики отбираемого воздуха.

Испытание с имитацией неисправности следует провести с имитацией наиболее влияющего характерного дефекта для установления степени возможного загрязнения воздуха.

5.3.1 Наиболее критичные (информативные) режимы работы двигателя

Испытания должны быть проведены на всех режимах работы двигателя.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».