Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2020 года N 1604

Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2022 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года N 731
____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта.

2. Положения подпункта 1 пункта 6, подпункта 1 пункта 7, подпункта 2 пункта 8 требований, утвержденных настоящим постановлением, подлежат применению:

в отношении воздушных судов, включенных в сертификат эксплуатанта субъекта транспортной инфраструктуры после 1 января 2023 г., - с 1 января 2023 г.;

в отношении воздушных судов, не указанных в абзаце втором настоящего пункта, - с 1 января 2025 г.

3. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 15 октября 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

4. Настоящее постановление действует 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 октября 2020 года N 1604



Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта



1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта (далее - транспортные средства).

2. Настоящий документ применяется в отношении следующих транспортных средств:

воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;

воздушные суда авиации общего назначения, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - Закон).

3. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона.

4. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее соответственно - субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики), перевозчики иностранных государств).

5. Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

1) при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (за исключением воздушных судов авиации общего назначения);

2) назначить (определить) лицо из состава членов экипажа воздушного судна, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства в полете, в отношении транспортных средств, находящихся в местах стоянки без экипажа, назначить (определить) лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств, определив права и обязанности указанных лиц (за исключением воздушных судов авиации общего назначения) в должностных инструкциях (регламентах);

3) представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона;

4) разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта (далее - паспорт транспортного средства) в соответствии с положениями частей 1_3, 1_4 и 1_5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению. Для однотипных транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться на группу транспортных средств по одному маршруту перевозки, по виду выполняемых авиационных работ;

5) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, а в установленных настоящими требованиями случаях - подразделениями транспортной безопасности, включающими в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности транспортного средства) (далее - группы быстрого реагирования);

6) реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа - в течение одного года с даты их введения в эксплуатацию;

7) обеспечить обращение со сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Закона;

8) обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона (далее - порядок доступа и передачи данных);

9) проверять лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу в порядке, установленном в соответствии с частью 1_1 статьи 10 Закона;

10) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона;

11) обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядками, предусмотренными частями 1 и 2 статьи 12_1 Закона;

12) информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся;

13) при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства и влияющих на изменение принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности, при изменениях, влекущих изменение сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства, обеспечивать внесение изменений (дополнений) в паспорт транспортного средства в части, касающейся произошедших изменений, его переутверждение и представление актуализированного паспорта транспортного средства в Федеральное агентство воздушного транспорта в порядке, предусмотренном подпунктом 4 настоящего пункта, в течение 1 месяца со дня возникновения таких изменений (дополнений);

реализовать внесенные изменения (дополнения) в паспорт транспортного средства в течение 6 месяцев с даты их внесения;

при переходе права собственности на транспортное средство или переходе права его использования на ином законном основании обеспечить разработку паспорта транспортного средства и его представление в Федеральное агентство воздушного транспорта в установленном порядке в течение 1 месяца со дня возникновения таких изменений. Ранее утвержденный паспорт транспортного средства аннулировать с незамедлительным направлением в Федеральное агентство воздушного транспорта информации об аннулировании с указанием причин;

14) незамедлительно информировать Федеральное агентство воздушного транспорта и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

15) незамедлительно объявлять (устанавливать) и отменять уровень безопасности транспортного средства на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, принятого в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона;

16) реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства дополнительные меры при изменении уровня безопасности в течение 1 часа с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;

17) обеспечить наличие у лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, средств связи, обеспечивающих взаимодействие с силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, а также с силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие по маршруту следования транспортного средства;

18) не допускать перевозку пассажирами (при пассажирах, в их личных вещах, ручной клади) оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, на которые имеются соответствующие разрешения на хранение и ношение, без их передачи для размещения на период полета в изолированном отсеке транспортного средства, за исключением боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств сотрудников и (или) военнослужащих:

Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающих корреспонденцию, предусмотренную Федеральным законом "О федеральной фельдъегерской связи" и Соглашением о Межправительственной фельдъегерской связи;

Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, сопровождающих объекты государственной охраны, обеспечивающих безопасность лиц, подлежащих государственной защите, и иных лиц на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Указанные в настоящем подпункте сотрудники и (или) военнослужащие должны иметь соответствующее командировочное удостоверение с отметкой о наличии боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств и печатью с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, а сотрудники Межправительственной фельдъегерской связи - соответствующее командировочное удостоверение с отметкой о наличии боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств и гербовой печатью фельдъегерской службы государства, выдавшей удостоверение. Командировочное удостоверение также должно содержать запись о цели командировки - сопровождение и обеспечение государственной охраны (государственной защиты) и безопасности лиц или сопровождение корреспонденции;

19) устанавливать границы зоны транспортной безопасности транспортного средства по внешним конструктивным границам транспортного средства;

20) осуществлять проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении транспортного средства в соответствии с порядком, предусмотренным частью 7 статьи 4 Закона;

21) обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и накопления (хранения) данных, их непрерывное функционирование в процессе осуществления перевозки, посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки грузов, бортовых запасов а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию;

22) в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства ограничить доступ пассажиров, лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности транспортного средства, к системам, агрегатам, механизмам, средствам управления и обеспечения функционирования транспортного средства (далее - критические элементы);

23) организовать следующий порядок допуска в зону транспортной безопасности транспортного средства пассажиров и членов экипажа транспортного средства:

члены экипажей транспортных средств при исполнении ими служебных обязанностей допускаются на транспортное средство при наличии сведений о включении в задание на полет или генеральной декларации (для членов экипажей транспортных средств иностранных авиакомпаний) по удостоверениям членов экипажей транспортных средств, соответствующим стандартам Международной организации гражданской авиации и требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации (для членов экипажей транспортных средств, базирующихся на территории Российской Федерации);

пассажиры проходят на транспортное средство на основании проездных, перевозочных и удостоверяющих личность документов;

24) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры силами подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при его наличии);

25) обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на транспортное средство физических лиц, грузов, багажа, почтовых отправлений и корреспонденции, иных материальных и технических объектов (далее - объекты досмотра) при технологическом взаимодействии транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры силами подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при его наличии);

26) обеспечить при отсутствии подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры проведение с использованием мобильных, переносных средств досмотра, осмотра (обследования) объектов досмотра при их перемещении на транспортное средство в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12_2 Закона, предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения), выявление физических лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности транспортного средства (далее - нарушители);

27) обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортного средства перед его подачей под посадку пассажиров, физических лиц, проведением погрузочных операций силами подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при их отсутствии обеспечить проведение осмотра (обследования) транспортного средства в целях обнаружения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и выявления нарушителей;

28) принимать меры по недопущению проникновения физических лиц на транспортное средство вне установленных (обозначенных) мест на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства, в которых осуществляется перемещение на транспортное средство объектов досмотра.

6. Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны:

1) обеспечить оснащение транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12_2 Закона и обеспечивающими:

видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства;

видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне транспортного средства;

контроль (ограничение) доступа к критическим элементам транспортного средства;

обработку, накопление, хранение видеоинформации не менее 30 суток и доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных;

2) обеспечить проведение сверки и (или) проверки документов физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, иных материальных и технических объектов, проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства, за исключением пассажиров, членов экипажа транспортного средства, персонала, обслуживающего транспортное средство, работников объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих технологическое взаимодействие с транспортным средством, и сотрудников федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечить выявление сотрудниками подразделения транспортной безопасности признаков связи физических лиц и материальных и технических объектов с подготовкой совершения или совершением актов незаконного вмешательства путем наблюдения и (или) собеседования при перемещении объектов досмотра на транспортное средство и в зоне транспортной безопасности транспортного средства;

4) обеспечить при технологическом взаимодействии транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при его наличии);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»