МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью методического обеспечения порядка разработки и актуализации стратегий (программ) цифровой трансформации (далее - Стратегия), включая предложения по структуре, содержанию и перечню ключевых показателей эффективности для мониторинга реализации Стратегий (далее - КПЭ) государственных корпораций, компаний с государственным участием и других организаций, определенных директивами представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) организаций в рамках исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации (далее - Директивы, госкомпания), а также порядок мониторинга реализации Стратегии.
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые технологии", утвержденного протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии) от 28 мая 2019 г. N 9 (далее - федеральный проект "Цифровые технологии"), в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 (далее - национальная программа "Цифровая экономика").
Настоящие Методические рекомендации определяют структуру и содержание Стратегии, порядок мониторинга ее реализации, а также форму отчетности госкомпании для представления в Минцифры России.
Методические рекомендации могут применяться любой организацией. Положения, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер, если иное не указано в Директивах.
Правовыми актами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящих Методических рекомендаций, являются:
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. N Пр-1068;
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
паспорт федерального проекта "Цифровые технологии", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
паспорт федерального проекта "Информационная безопасность", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
паспорт федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
директивы Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 10068п-П13;
ведомственные проекты, приказы ФОИВ и др.
Участниками мониторинга и оценки качества разработки и реализации Стратегии являются:
президиум Правительственной комиссии; | |
Минцифры России; | |
| Госкомпания |
2.1. Общие положения методики внешнего мониторинга проекта Стратегии
Проект Стратегии разрабатывается в виде отдельного документа (допускается наличие приложений) в текстовом формате или в формате презентации с применением Методических рекомендаций, требует согласования с Минцифры России для всех госкомпаний, получивших соответствующие Директивы. Проект Стратегии разрабатывается на период не менее 3 лет. Стратегия вместе с приложениями утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании.
Госкомпании, не получившие Директив, могут направлять проекты Стратегий в Минцифры России для оценки соответствия настоящим Методическим рекомендациям в инициативном порядке.
Рекомендации к структуре и содержанию проекта Стратегии содержатся в приложении N 2.
Стратегия цифровой трансформации госкомпании должна быть направлена на достижение стратегических целей, закрепленных в стратегии развития госкомпании, и учитывать положения других документов долгосрочного планирования, принятых в госкомпании (в частности, долгосрочной программы развития, программы инновационного развития). При наличии в госкомпании долгосрочной программы развития рекомендуется дополнить ее положениями Стратегии в части целей и задач цифровой трансформации госкомпании, а также включить КПЭ, касающиеся цифровой трансформации, такие как "Объем инвестиций в цифровую трансформацию", "Доля расходов на закупку российского программного обеспечения", "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий" и другие, в том числе КПЭ, характеризующие достижение в рамках национальной цели "Цифровая трансформация" "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Госкомпании, имеющие в своей структуре отдельные дочерние и зависимые общества (далее - ДЗО), различающиеся спецификой производственных процессов (операций), производимой продукцией или оказываемыми услугами, рынками сбыта, на совете директоров (наблюдательном совете) утверждают перечень ДЗО, разрабатывающих собственные Стратегии (программы цифровой трансформации). Цели, приоритетные направления и инициативы цифровой трансформации, а также КПЭ всех прочих ДЗО определяются Стратегией головной госкомпании.
В Стратегии госкомпания отражает подразделения головной госкомпании и ДЗО, инициативы и мероприятия которых являются частью Стратегии госкомпании. Стратегия предусматривает включение перечень ДЗО, участвующих в реализации Стратегии головной госкомпании, и соответствующие инициативы и мероприятия цифровой трансформации данных подразделений головной госкомпании и ДЗО в рамках Стратегии госкомпании.
2.2 Рекомендации к структуре и содержанию проекта Стратегии
В проекте Стратегии следует представить следующие разделы:
1. Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании;
2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании;
3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании;
4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании;
5. Модель управления цифровой трансформацией госкомпании;
6. Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании.
Указанные разделы проекта Стратегии предусматривают содержание подразделов, приведенных ниже; сами положения разделов и подразделов носят рекомендательный характер.
Раздел 1 "Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 1 включает подразделы:
1) "Результаты анализа цифровой трансформации отрасли";
2) "Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании";
3) "Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации";
4) "Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации".
Первый подраздел содержит перечень направлений анализа цифровой трансформации отрасли и включает изменения в поведении потребителей, изменения в бизнес-моделях игроков отрасли и появление новых онлайн-платформ и цифровых экосистем, изменения в технологических векторах цифровой трансформации, изменения в качестве внешних условий для цифровой трансформации (например, условия финансирования, меры государственной поддержки, образовательные программы).
Оценка цифровой зрелости, представленная во втором подразделе, предусматривает анализ ключевых направлений цифровой трансформации и ключевых элементов базовых корпоративных условий для цифровой трансформации (примерный перечень направлений цифровой трансформации и базовых корпоративных условий приводится в Методических рекомендациях ко второму разделу Стратегии). Оценка цифровой зрелости также включает текущий уровень использования современных цифровых технологий и программного обеспечения для цифровой трансформации.
Третий подраздел содержит определение ключевых вызовов и возможностей, которые цифровая трансформация создает для повышения конкурентоспособности и развития госкомпании. Ключевые вызовы и возможности учитывают изменения, которые происходят в отрасли за счет цифровой трансформации и влияют на позиции госкомпании на рынке. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации госкомпании включают также текущий уровень и потенциал роста цифровой зрелости госкомпании относительно лучших российских и международных практик и решений цифровой трансформации, как общих для всех отраслей, так и специфичных для отрасли. Ключевые вызовы и возможности должны формировать достаточную обосновывающую базу для выбора стратегических направлений цифровой трансформации, описываемых в разделе 2 Стратегии.
Четвертый подраздел содержит определение рисков и угроз информационной безопасности, которые могут возникнуть в ходе реализации цифровой трансформации при внедрении в деятельность госкомпаний современных цифровых технологий.
При реализации цифровой трансформации госкомпаниями проводится определение рисков (ущерба) и угроз информационной безопасности, связанных с внедрением современных информационных технологий.
При реализации цифровой трансформации госкомпаниями проводится оценка рисков (ущерба) и угроз информационной безопасности, реализация которых может привести к негативным последствиям для деятельности госкомпаний, в том числе к нарушению функционированию и утечке защищаемой информации.
При оценке рисков и угроз информационной безопасности учитывается текущий уровень использования современных цифровых технологий.
Риски и угрозы информационной безопасности должны формировать достаточную обосновывающую базу для выбора правовых, организационных и технических мер по обеспечению информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации, описываемых в разделе 3 Стратегии.
Для госкомпаний, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, определение рисков и угроз информационной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Раздел 2 "Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации госкомпании".
Раздел 2 включает подразделы:
1) "Целевая бизнес-модель";
2) "Система целей и ключевых показателей эффективности цифровой трансформации";
3) "Стратегические направления развития цифровой трансформации";