ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2020 года N 775

Об утверждении Правил технической эксплуатации Петербургского метрополитена



В целях реализации положений Федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Соколова М.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.09.2020 N 775



Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена



1. Общие положения

     

1.1. Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена (далее - Правила) устанавливают порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы, функционирования объектов инфраструктуры Петербургского метрополитена (далее - метрополитен), систему сигналов, относящихся к движению подвижного состава и организации маневровой работы, типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, определяют действия работников государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", осуществляющего перевозку пассажиров метрополитеном (далее - перевозчик), при технической эксплуатации метрополитена.

1.2. Правила разработаны в соответствии с Типовыми правилами технической эксплуатации метрополитена, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2018 N 468, и учитывают региональные особенности функционирования метрополитена (далее - Типовые правила технической эксплуатации метрополитена).

2. Порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы

     

2.1. Порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы устанавливает правила:

подготовки заключения о готовности электроподвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению;

приема, отправления, пропуска поездов, производства маневров при различных устройствах сигнализации и связи при движении поездов как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности;

движения подвижных составов, предназначенных для выполнения работ по эксплуатации метрополитена;

предупреждения машинистов об особых условиях движения;

подачи поезда на пути строящихся участков.

2.2. Перечень лиц, управляющих приборами сигнализации, централизации и блокировки, открытием и закрытием сигналов светофоров (кроме автоматически действующих), устанавливается перевозчиком.

2.3. Организация следования к месту производства работ восстановительного подвижного состава осуществляется в следующем порядке.

Следование к месту производства работ восстановительного подвижного состава производится по линиям, где основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, со скоростью не более 70 км/час, по линиям, где основным средством сигнализации являются устройства автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости (система устройств, обеспечивающая непрерывный контроль свободности пути и скорости движения подвижного состава, а также передачу сигнальных показаний о допустимой скорости движения в кабину управления подвижным составом (далее - АЛС-АРС), - не более 45 км/час при включенной автоблокировке.

2.4. Движение поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызвавших прекращение действия основных средств сигнализации на линии (участке линии) метрополитена, осуществляется в соответствии с пунктами 2.28 и 2.29 Правил при обеспечении безопасности пассажиров.

2.5. Перевозчик обязан установить порядок подготовки заключения о готовности подвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению в соответствии с требованиями конструкторской и эксплуатационной документации.

2.6. Перевозчик обязан оснастить линии метрополитена, на которых основным средством сигнализации при движении поездов являются устройства АЛС-АРС, резервным средством сигнализации - автоматической блокировкой без защитных участков и без установленных на пути устройств, приводящих в действие систему экстренного торможения поезда в случае проезда светофора с запрещающим показанием (далее - путевой автостоп). Сигналы светофоров автоматического действия в нормальном режиме должны быть выключены. Входные и выходные светофоры полуавтоматического действия должны быть постоянно включенными и иметь два режима работы: при отключенной и включенной автоблокировке.

Система торможения электроподвижного состава должна обеспечивать постоянство величины тормозного пути вне зависимости от загрузки, тормозное усилие, не вызывающее заклинивание колесных пар и гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении (торможении по команде устройств АЛС-АРС) на расстоянии не более величин тормозных путей, приведенных в таблицах 1 и 2:

     Таблица 1. Длина тормозного пути при экстренном торможении

Скорость

Длина тормозного пути при экстренном торможении, м

в начале торможения, км/ч

Профиль пути, ‰

60

50

40

30

20

10

0

-10

-20

-30

-40

-50

-60

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

90

200

205

210

220

245

265

295

320

360

404

450

465

530

85

180

185

190

200

220

235

265

280

315

355

395

420

475

80

160

165

170

180

195

205

220

245

275

310

345

375

425

75

140

145

150

160

170

180

190

215

240

270

305

330

375

70

120

125

130

140

145

155

166

185

210

235

265

290

330

65

100

105

110

120

125

135

145

160

180

205

230

255

285

60

92

93

95

100

110

115

125

135

155

176

195

220

245

55

75

78

80

86

95

100

105

115

130

150

170

185

205

50

62

63

65

70

80

85

90

95

110

125

140

155

170

45

52

53

55

60

65

70

75

80

90

100

115

130

145

40

41

43

45

48

50

55

60

65

72

80

95

100

110

35

35

38

37

38

40

45

50

53

58

65

75

80

85

30

27

28

29

30

31

35

40

42

45

50

55

60

65

25

19

20

21

22

23

27

30

32

34

37

40

45

60

20

15

16

17

17

18

20

22

23

25

27

30

32

35

15

10

11

13

13

14

14

15

16

17

18

20

22

23

10

6

6

10

11

11

12

12

13

14

15

16

18

19


Величина тормозного пути при экстренном торможении для открытых наземных и приравненных к ним участков увеличивается на 50 процентов.

     Таблица 2. Длина тормозного пути при торможении от устройств автоматического регулирования скорости (далее - АРС) (с момента превышения скорости)

Скорость в начале торможения, км/ч

Длина тормозного пути при торможении АРС
(с момента превышения скорости), м

Профиль пути, ‰ (промилле)

60

50

40

30

20

10

0

-10

-20

-30

-40

-50

-60

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

90

294

296

303

317

334

360

388

424

461

526

600

695

794

85

271

272

281

293

309

325

354

380

416

474

580

646

725

80

248

250

260

270

284

289

320

335

370

422

561

599

659

75

222

226

235

245

255

262

283

306

340

381

490

531

591

70

196

202

210

219

225

235

243

278

308

340

418

462

524

65

176

181

188

195

200

208

219

241

266

292

341

395

447

60

157

160

164

169

174

181

194

203

224

244

264

334

371

55

138

141

147

151

155

162

172

182

199

215

234

295

326

50

121

122

129

132

136

142

149

159

173

187

206

257

282

45

102

104

112

114

118

123

127

137

148

159

176

220

239

40

83

85

94

96

99

103

105

115

122

130

146

181

194

35

71

74

81

82

85

87

97

100

106

114

127

159

170

30

59

62

66

68

71

73

77

84

90

96

106

135

144

20

56

58

59

60

61

62

70

74

76

81

85

99

115

2.7. Движение поездов на линиях метрополитена производится по сигнальным показаниям АЛС-АРС и показаниям светофоров полуавтоматического действия, а при включенных сигнальных огнях светофоров автоблокировки - по показаниям светофоров полуавтоматического и автоматического действия.

2.8. На линиях, на которых основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, оборудованных дублирующими автономными устройствами АЛС-АРС либо устройствами контроля ограничения скорости (далее - УОС 40/20), при неисправности поездных устройств АЛС-АРС поезд должен быть остановлен, отключены устройства АЛС-АРС и включено дублирующее автономное устройство АЛС-АРС либо УОС 40/20, дальнейшее движение должно осуществляться по сигнальным показаниям АЛС-АРС.

При неисправности поездных устройств АЛС-АРС и дублирующего автономного устройства АЛС-АРС либо УОС 40/20 независимо от наличия сигнального показания АЛС-АРС поезд должен быть остановлен, должны быть отключены устройства АЛС-АРС и дублирующее автономное устройство АЛС-АРС либо УОС 40/20. Движение производится после разрешения, выдаваемого в следующем порядке.

Машинист поезда обязан доложить о неисправности поездных устройств АЛС-АРС работнику, осуществляющему функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, и дать заявку на включение сигнальных огней светофоров автоблокировки, после получения разрешения работника, осуществляющего функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, на дальнейшее движение продолжить движение до ближайшей станции с дополнительными группами путей, помимо главных, предназначенных для обгона, скрещения, приема и отправлении поездов (далее - путевое развитие) со скоростью, допустимой УОС 40/20, но не более 35 км/ч.

В случае, когда при неисправности АЛС-АРС привести поезд в движение возможно только при отключенных устройствах АЛС-АРС и УОС 40/20, машинист обязан доложить об этом работнику, осуществляющему функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, и, получив от него подтверждение о включении сигнальных огней автоблокировки, следовать до ближайшей станции с путевым развитием со скоростью не более 20 км/ч.

Пассажиры из поезда с неисправными поездными устройствами АЛС-АРС высаживаются на ближайшей станции.

Функцию УОС 40/20 могут выполнять и другие поездные устройства безопасности, установленные на различных типах подвижного состава, обеспечивающие функцию контроля ограничения скорости.

Порядок следования подвижного состава с неисправными поездными устройствами безопасности устанавливается перевозчиком.

2.9. Движение поездов по линии метрополитена производится при разрешающих показаниях светофоров со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС-АРС в кабине управления.

Если показание АЛС-АРС превышает скорость, разрешенную сигналом светофора, то выполняется требование сигнала светофора.

2.10. При запрещающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия движение поездов осуществляется в соответствии с пунктами 2.51, 2.53 и 2.64 Правил.

2.11. При разрешающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия и сигнальном показании автоматической локомотивной сигнализации (далее - АЛС) "0" или "НЧ" движение осуществляется в следующем порядке.

При разрешающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия и сигнальном показании АЛС "0" или "НЧ" дальнейшее движение поезда допускается после остановки, доклада об этом работнику, осуществляющему функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, и получения от него подтверждения со скоростью не более 20 км/ч при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»