УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы



В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы;

б) утвердить в 3-месячный срок перечень целевых показателей реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы и план мероприятий по ее реализации.

3. Признать утратившей силу Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденную Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

9 августа 2020 года

N 505

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 9 августа 2020 года N 505



Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы



I. Общие положения

     

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности, определяющим цель, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и иными объединениями казаков при ее реализации.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющие правовое положение казачьих обществ, порядок привлечения казачества к несению государственной или иной службы, а также документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры и иные документы, определяющие принципы взаимодействия государственных органов с казачьими обществами и иными объединениями казаков.

3. Настоящая Стратегия учитывает опыт становления российского казачества, ядром которого является русский народ, а также многонациональный и многоконфессиональный состав этой исторически сложившейся общности, роль Русской православной церкви в формировании ее культурных особенностей.

4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу;

б) казаки - представители казачества, в том числе члены казачьих обществ и иных объединений казаков;

в) казачьи общества - внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы, созданные в целях сохранения самобытности российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) иные объединения казаков - некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей казаков.

5. Принципами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:

а) уважение исторических традиций российского казачества при выработке и реализации государственной политики в отношении российского казачества;

б) обеспечение соблюдения законных интересов казаков при принятии федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в отношении российского казачества;

в) привлечение казачьих обществ, иных объединений казаков к участию в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

г) привлечение членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, выполнению отдельных государственных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорными обязательствами казачьих обществ с обеспечением контроля со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

II. Государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества на современном этапе

     

6. Возрождение российского казачества, начавшееся в конце XX века, придало импульс развитию государственной политики Российской Федерации в этой сфере в рамках комплексных мер, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На территории Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют деятельность около 3500 казачьих обществ и иных объединений казаков.

Казачьи общества и иные объединения казаков осуществляют деятельность во всех субъектах Российской Федерации.

7. Члены казачьих обществ проходят государственную или иную службу в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Они обладают правом на ношение формы одежды и знаков различия, установленных Президентом Российской Федерации, холодного клинкового оружия с казачьей формой в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

8. Законодательно закреплен комплекс мер государственной поддержки деятельности казачьих обществ, в том числе предоставление казачьим обществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как на общих основаниях, так и путем заключения договора аренды без проведения торгов для осуществления на территории, определенной в соответствии с законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, сельскохозяйственного производства, рыбоводства и в иных связанных с сельскохозяйственным производством целях.

9. Реализация Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 г. N Пр-2789, способствовала укреплению ориентированного на государственные интересы курса развития российского казачества. За прошедший период достигнуты следующие результаты:

а) обеспечено совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества, в том числе в части, касающейся привлечения членов казачьих обществ к участию в военно-патриотическом воспитании призывников, охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации;

б) обеспечено совершенствование системы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с российским казачеством, в том числе:

налажены координация совместной работы и организационное взаимодействие с казачьими обществами в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, координационных и совещательных органов, образованных в федеральных округах и субъектах Российской Федерации;

совершенствуется деятельность уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

поддержано учреждение Всероссийского казачьего общества, объединившего войсковые казачьи общества, входящие в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

в) осуществлены меры поддержки экономического развития российского казачества, в том числе:

учтены вопросы социально-экономического развития российского казачества в ряде государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ;

поддержаны социально ориентированные инициативы казачьих обществ и иных объединений казаков путем предоставления им субсидий и грантов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

осуществлено совершенствование нормативных правовых актов, предусматривающих поддержку социально-экономического развития казачьих обществ;

г) налажена система содействия российскому казачеству в организации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию молодежи, по сохранению и развитию казачьей культуры, в том числе:

созданы и функционируют казачьи молодежные организации, призванные консолидировать казачье молодежное движение;

созданы и функционируют казачьи кадетские корпуса, осуществляет работу Центр военно-патриотического воспитания и подготовки казачьей молодежи к военной службе;

созданы и функционируют казачьи фольклорные коллективы, центры казачьей культуры, создается центральный музей российского казачества;

проводятся крупные ежегодные мероприятия, среди которых смотр-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский корпус", Всероссийский слет казачьей молодежи "Готов к труду и обороне", Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи, Всероссийская военно-спортивная игра "Казачий сполох", Всероссийский фольклорный конкурс "Казачий круг" и другие;

д) создана система государственной поддержки развития международного сотрудничества российского казачества, в том числе:

оказано содействие в проведении крупных международных казачьих мероприятий;

оказано содействие войсковым казачьим обществам в возвращении в Российскую Федерацию казачьих регалий и исторических ценностей, а также в поисковой, просветительской и военно-мемориальной работе за рубежом;

е) организовано геральдическое обеспечение деятельности российского казачества, введены для всех войсковых казачьих обществ новые геральдические знаки, образцы формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, разработана и утверждена символика Всероссийского казачьего общества.

III. Цель, приоритеты, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества

     

10. Целью государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной или иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности.

11. Приоритетами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:

а) обеспечение участия российского казачества в мероприятиях, направленных на укрепление обороны страны, государственной и общественной безопасности;

б) привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

в) привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также на содействие их добровольному переселению в Российскую Федерацию;

г) обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;

д) привлечение российского казачества к участию в деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимой для безопасной жизнедеятельности человека.

12. Задачами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:

а) совершенствование механизма привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы;

б) поддержка взаимодействия между казачьими обществами и иными объединениями казаков;

в) содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества; обеспечение участия российского казачества в реализации государственной молодежной политики;

г) содействие сохранению и развитию культуры российского казачества;

д) поддержка социально-экономического развития российского казачества;

е) поддержка международного сотрудничества российского казачества, развития международных контактов российского казачества с казаками - соотечественниками, проживающими за рубежом;

ж) совершенствование информационного обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами, расширение информирования общественности о деятельности российского казачества.

13. Реализация задачи по совершенствованию механизма привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы осуществляется по следующим основным направлениям:

а) совершенствование правовых основ привлечения российского казачества к несению государственной или иной службы, в том числе разработка правовых механизмов привлечения российского казачества к участию в территориальной обороне;

б) совершенствование законодательства в целях расширения полномочий казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, по участию в обеспечении охраны объектов различных форм собственности;

в) совершенствование порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации;

г) расширение привлечения российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации путем прохождения членами войсковых казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

д) обеспечение участия членов войсковых казачьих обществ, пребывающих в запасе, в ежегодных военных сборах;

е) расширение привлечения российского казачества в соответствии с законодательством Российской Федерации к несению государственной или иной службы, к содействию государственным и муниципальным органам в осуществлении их полномочий, в том числе к участию:

в охране общественного порядка;

в защите государственной границы Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»