УТВЕРЖДАЮ

Статс-секретарь - заместитель

Министра энергетики

Российской Федерации

Ю.П.Сентюрин

10 октября 2012 года

Методические рекомендации по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составлению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

Директор

Департамента административной и

законопроектной работы

Минэнерго России

В.В.Смирнов

10 октября 2012 года

Ректор

Федерального государственного

автономного образовательного

учреждения дополнительного

профессионального образования

"Институт повышения квалификации

руководящих работников и специалистов

топливно-энергетического комплекса"

Минэнерго России

Г.А.Фральцова

10 октября 2012 года

Список используемых сокращений

ИТСЗ - инженерно-технические средства защиты

ИТСО - инженерно-технические средства охраны

СИБ - система информационной безопасности

СКУД - система контроля и управления доступом

СО - Система оповещения

СОО - система охранного освещения

СОС - система охранной сигнализации

ССОИ - система сбора и обработки информации

СОСПО - система оперативной связи подразделений охраны

СОТ - система охранная телевизионная

СЭП - система электропитания

ТСД - Технические средства досмотра

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" в целях определения методических подходов к анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса (далее - объект), оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта.

2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса, выявление критических элементов объекта, оценка социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта проводится при категорировании объекта комиссией по категорированию объекта (далее - комиссия).

В состав комиссии включаются представители Минэнерго России, территориальных органов МВД России, ФСБ России, МЧС России, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (по согласованию), а также руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса и представители объекта топливно-энергетического комплекса.

По решению председателя комиссии и в соответствии с действующим законодательством для выполнения этих мероприятий могут привлекаться специализированные организации.

3. Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (далее - акт категорирования) по форме приложения N 1* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта

4. С целью анализа уязвимости производственно-технологического процесса проводится выявление потенциально опасных участков объекта, воздействуя на которые нарушитель может реализовать потенциальную угрозу.

Комиссия оценивает потенциальную опасность каждого потенциально опасного участка по характеру чрезвычайной ситуации, которую может вызвать совершенный на них акт незаконного вмешательства.

5. Для определения уязвимых мест объекта проводится:

а) анализ всего производственного цикла работы объекта;

б) выявление потенциально опасных участков объекта с определением характера возможной аварийной (чрезвычайной) ситуации;

в) определение комбинации возможных событий;

г) определение возможной модели нарушителя.

6. Результаты определения потенциально опасных участков объекта заносятся в акт категорирования и в таблицу пункта 1 раздела 2 паспорта безопасности объекта.

7. Из числа потенциально опасных участков объекта выявляются критические элементы объекта.

В качестве критических элементов объекта рассматриваются:

а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;

в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;

г) другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

8. Выявление критических элементов объекта включает в себя:

а) анализ перечня потенциально опасных участков объекта;

б) определение критических элементов объекта из числа потенциально опасных участков объекта и составление их перечня;

в) определение угроз совершения акта незаконного вмешательства и вероятных способов его осуществления по отношению к каждому критическому элементу объекта;

г) определение модели (типа) нарушителя в отношении объекта и его критических элементов;

д) оценка влияния на обстановку на других критических элементах объекта.

9. Результаты выявления критических элементов объекта заносятся в акт категорирования и в таблицу пункта 3 раздела 2 паспорта безопасности объекта.

10. Угрозы совершения акта незаконного вмешательства и вероятные способы их осуществления (далее - угрозы) определяются моделью нарушителя и характером акта незаконного вмешательства.

11. Основой определения угрозы для конкретного объекта является выявление потенциальных нарушителей, прогнозирование их возможностей, намерений и тактики действий.

Рекомендуется исходить из того, что угрозы могут носить как внешний, так и внутренний характер.

12. К потенциальным угрозам в отношении объекта относятся:

а) угроза захвата - возможность захвата объекта, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;

б) угроза взрыва (разрушения) - возможность разрушения объекта или нанесения ему, здоровью персонала и другим лицам повреждений путем взрыва (затопления);

в) угроза размещения или попытки размещения на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объект, нанести ему повреждения;

г) угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения объекта опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц;

д) угроза блокирования - возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование объекта, угрожающего жизни или здоровью персонала и других лиц;

е) угроза хищения - возможность совершения хищения элементов объекта, которое может привести к нарушению технологического процесса, влекущему аварию на объекте с угрозой жизни и здоровью персонала и других лиц, а также возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

ж) угроза технического воздействия - несанкционированные действия техническими способами в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов (включая дистанционные) объекта с целью вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации, использование которой может облегчить организацию несанкционированных действий в отношении объекта.

13. Угрозы и вероятные способы их осуществления определяются на основе:

а) рассмотрения разных видов угроз, применимых с точки зрения комиссии к данному объекту;

б) определения наиболее вероятных угроз для данного типа объекта;

в) оценки возможности реализации наиболее вероятных угроз (в качестве критерия принимается возможный ущерб от совершения акта незаконного вмешательства);

г) учета факторов, влияющих на вероятность осуществления угроз.

14. При определении угроз в отношении каждого критического элемента рассматриваются все возможные случаи прекращения нормального функционирования объекта, его повреждения или аварии вследствие акта незаконного вмешательства.

15. Методом экспертных оценок определяется базовая угроза, которая может быть осуществлена в отношении каждого критического элемента объекта.

16. При категорировании объекта комиссия определяет модель (тип) нарушителя для объекта и его критических элементов, которая используюется для оценки эффективности принятых мер по защите объекта.

17. Модель (тип) нарушителя представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик нарушителя, его мотивации и преследуемых им целей и используется при определении требуемого уровня защищенности объекта и его критических элементов, выработке требований к системе физической защиты объекта и оценке ее эффективности.

Типы нарушителей могут быть внешние и внутренние.

18. Для проникновения в охраняемые зоны внешние нарушители могут использовать:

а) оружие для прорыва через контрольно-пропускные пункты (далее - КПП) и противодействия подразделениям охраны;

б) взрывные и зажигательные устройства и вещества для совершения террористического акта и преодоления инженерно-технических средств охраны (далее - ИТСО);

в) специальные средства, инструменты и снаряжение;

г) транспортные средства;

д) финансовые средства для подкупа внутренних нарушителей.

19. Тактика действий нарушителей при проникновении на охраняемую территорию может быть:

а) насильственной - с применением насилия по отношению к людям и с повреждением ИТСО;

б) обманной - создающей видимость санкционированности действий путем использования поддельных документов, ключей, идентификаторов личности и т.п.;

в) скрытной - когда нарушитель стремится остаться незамеченным;

г) комбинированной - различные сочетания вышеуказанных видов тактики.

20. В своих действиях нарушитель может применять любую тактику, повышающую шансы совершения акта незаконного вмешательства.

21. При определении модели нарушителя целесообразно использовать перечень потенциальных угроз в отношении объектов.

22. Модели (типы) нарушителя подразделяются на:

а) внешних нарушителей первого, второго и третьего типа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»