Действующий

Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны

Статья 21

Двусторонние защитные меры

1. Если в результате снижения или отмены таможенных пошлин в соответствии с настоящим Соглашением импорт какого-либо товара, происходящего из одной Стороны, за исключением товаров, для которых установлена тарифная квота в соответствии с Приложением N 1 "Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию Республики Сербии из государств - членов Евразийского экономического союза" и Приложением N 2 "Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Республики Сербии" к настоящему Соглашению, на территорию другой Стороны осуществляется в таких возросших количествах в абсолютном выражении или относительном выражении к его отечественному производству и на таких условиях, что это является существенной причиной серьёзного ущерба или угрозы его причинения отрасли экономики, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары в импортирующей Стороне, то импортирующая Сторона может применить двустороннюю защитную меру в размере, необходимом для предотвращения или устранения серьёзного ущерба или угрозы его причинения, в соответствии с положениями настоящей Статьи.

2. Двусторонняя защитная мера применяется только при наличии положительного доказательства того, что возросший импорт является существенной причиной серьёзного ущерба либо угрозы его причинения.

3. Сторона, намеревающаяся применить двустороннюю защитную меру в соответствии с настоящей Статьей, в кратчайшие сроки и в любом случае до начала процедуры, предшествующей применению двусторонней защитной меры, уведомляет об этом другую Сторону и предоставляет всю необходимую информацию и запрос на консультации. По запросу любой из Сторон Стороны незамедлительно проводят консультации для выработки взаимоприемлемого решения. Если взаимоприемлемое решение не достигнуто в течение тридцати (30) дней после получения запроса, то импортирующая Сторона может начать процедуру, предшествующую применению двусторонней защитной меры.

4. В критических обстоятельствах, когда задержка привела бы к ущербу, который будет трудно устранить впоследствии, Сторона может применить предварительную двустороннюю защитную меру после начала процедуры на основании предварительного определения о том, что имеются очевидные доказательства того, что возросший импорт товара, происходящего из другой Стороны, является существенной причиной серьёзного ущерба или угрозы его причинения отечественной отрасли.

Сторона, применяющая меру, в кратчайшие сроки и в любом случае до применения предварительной двусторонней защитной меры уведомляет другую Сторону и предоставляет возможность для консультаций. Уведомление должно содержать всю необходимую информацию, в том числе доказательства того, что возросший импорт товара, происходящего из другой Стороны, является существенной причиной серьёзного ущерба или угрозы его причинения, подробное описание рассматриваемого товара и предлагаемой предварительной меры, а также предлагаемую дату ее введения и ожидаемый срок применения. По запросу Стороны, направленному в течение тридцати (30) дней после получения уведомления в соответствии с данным пунктом, Стороны незамедлительно проводят консультации для выработки взаимосогласованного решения. Такие консультации не препятствуют Сторонам применять предварительную двустороннюю защитную меру.

Срок действия любой предварительной двусторонней защитной меры не должен превышать ста восьмидесяти (180) дней.

Сторона может применить предварительную двустороннюю защитную меру только в форме повышения применяемой ставки таможенной пошлины на соответствующий товар до необходимого уровня, не превышающего действующую ставку таможенной пошлины в рамках режима наибольшего благоприятствования, применяемую на момент введения в действие предварительной двусторонней защитной меры.

Если процедура прекращается без применения окончательной двусторонней защитной меры, Сторона, применяющая меру, в кратчайшие сроки возмещает уплаченные в результате действия любой предварительной двусторонней защитной меры пошлины. В таком случае Сторона, которая применила предварительную двустороннюю защитную меру, применяет ставку таможенной пошлины, которая применялась до введения предварительной двусторонней защитной меры, и не начинает процедуру в отношении того же товара в течение двух (2) лет после прекращения процедуры.

Срок действия любой предварительной двусторонней защитной меры засчитывается как часть срока действия меры, описанного в пункте 9 настоящей Статьи.

5. Сторона, намеревающаяся применить в соответствии с данной Статьей окончательную двустороннюю защитную меру, в кратчайшие сроки и в любом случае до введения окончательной двусторонней защитной меры уведомляет об этом другую Сторону и предоставляет возможность для консультаций. Уведомление должно содержать всю необходимую информацию, в том числе доказательства того, что возросший импорт товара, происходящего из другой Стороны, является существенной причиной серьёзного ущерба или угрозы его причинения, подробное описание товара и предлагаемой окончательной двусторонней защитной меры, информацию о компенсации, указанной в пункте 7 настоящей Статьи, предполагаемую дату введения окончательной двусторонней защитной меры, ожидаемый срок ее применения и, в случае наличия, график ее постепенной отмены.

Для целей распределения тарифной квоты в соответствии с пунктом 6 настоящей Статьи Сербия включает в уведомление информацию об объемах импорта рассматриваемого товара, происходящего из другой стороны, темпе роста данного импорта, долях импорта, определенных для каждого государства - члена ЕАЭС в отдельности, а также размер тарифной квоты для ЕАЭС, предварительное распределение индивидуальных внутриквотных объемов между государствами - членами ЕАЭС и, в случае наличия, любые другие факторы, которые могут оказывать влияние на отрасль экономики Сербии.

По запросу экспортирующей Стороны, направленному в течение тридцати (30) дней после получения уведомления в соответствии с данным пунктом, Стороны незамедлительно проводят консультации для выработки взаимосогласованного решения, включая компенсацию. В случае достижения взаимосогласованного решения данное решение оформляется в письменной форме и является обязательным для Сторон Соглашения. Если Стороны не находят взаимосогласованного решения в течение тридцати (30) дней с даты получения запроса, импортирующая Сторона может применить окончательную двустороннюю защитную меру.

6. В случае выполнения условий, определенных в пункте 1 настоящей Статьи, импортирующая Сторона может применить окончательную двустороннюю защитную меру только в форме тарифной квоты.

В целях настоящей Статьи "тарифная квота" означает установленное количество происходящего с территории одной из Сторон товара, разрешенное к импорту в рамках режима свободной торговли, предоставляемого в соответствии со Статьей 4 настоящего Соглашения.

Для товаров, импортируемых сверх тарифной квоты, применяемая ставка таможенной пошлины увеличивается до необходимого уровня, не превышающего действующую ставку таможенной пошлины в рамках режима наибольшего благоприятствования, применяемую на дату введения окончательной двусторонней защитной меры.

Мера не должна сокращать количество импорта товара, происходящего из одной Стороны, на территорию Стороны, применяющей меру, ниже уровня предыдущего периода, за который принимается средний объем импорта за последние три (3) года, по которым имеются статистические данные. Уровень определяется на основании всего импорта рассматриваемого товара из Стороны за период, предшествующий дате вступления в силу настоящего Соглашения, и импорта происходящего товара, на который распространяется режим свободной торговли в соответствии со Статьей 4 настоящего Соглашения, за период, следующий за датой вступления в силу настоящего Соглашения.

В целях применения двусторонних защитных мер Сербия осуществляет распределение и администрирование индивидуальных внутриквотных объемов тарифной квоты для всех государств - членов ЕАЭС (далее именуемой "индивидуальная квота") в соответствии с настоящим пунктом.

Сербия распределяет индивидуальные квоты для каждого государства - члена ЕАЭС на основании следующего:

(a) в случае отсутствия импорта из экспортирующего государства - члена ЕАЭС за последние три (3) репрезентативных года, по которым доступны статистические данные, или если объем его импорта составляет не более пяти (5) процентов от общего объема импорта из всего ЕАЭС, индивидуальная квота, распределенная данному государству - члену ЕАЭС, должна составлять не менее пяти (5) процентов от тарифной квоты, установленной для ЕАЭС;

(b) оставшийся объем тарифной квоты, установленной для ЕАЭС, распределяется Сербией другим государствам - членам ЕАЭС пропорционально ее импорту рассматриваемого товара из этих государств - членов ЕАЭС за период, указанный в абзаце четвертом настоящего пункта;

(c) в случае, если Сербия получает информацию от другой Стороны о том, что государство - член ЕАЭС не заинтересовано в поставках рассматриваемого товара и распределении тарифной квоты, то Сербия включает индивидуальную тарифную квоту, распределенную данному государству - члену ЕАЭС, в оставшийся объем тарифной квоты, установленной для ЕАЭС в подпункте (b) настоящего пункта.

ЕАЭС может предоставить предложения относительно перераспределения индивидуальных квот для государств - членов ЕАЭС на консультациях, проводимых в соответствии с пунктом 5 настоящей Статьи, но не позднее двадцати пяти (25) дней с даты получения запроса на консультации в соответствии с пунктом 5 настоящей Статьи. Сербия перераспределяет индивидуальные квоты для государств - членов ЕАЭС согласно данным предложениям.

7. Стороне, в отношении которой может быть применена мера, должна быть предложена компенсация в форме предоставления уступок в размере, в значительной степени эквивалентном воздействию на торговлю, и/или в размере, в значительной степени эквивалентном дополнительным пошлинам, ожидаемым от применения двусторонней защитной меры в отношении импорта из такой Стороны.

Сторона в течение тридцати (30) дней с даты получения запроса на консультации, указанные в пункте 5 настоящей Статьи, изучает предоставленную информацию для целей поиска взаимоприемлемого решения. При отсутствии такого решения импортирующая Сторона может применить двустороннюю защитную меру для решения проблемы, и в отсутствие взаимосогласованной компенсации Сторона, против товара которой применяется двусторонняя защитная мера, может применить компенсирующую меру.

О компенсирующей мере в кратчайшие сроки уведомляется другая Сторона как минимум за тридцать (30) дней до применения компенсирующей меры.

Компенсирующая мера, как правило, применяется в форме приостановления уступок в размере, в значительной степени эквивалентном воздействию на торговлю, и/или в размере, в значительной степени эквивалентном дополнительным пошлинам, ожидаемым от применения двусторонней защитной меры.

Компенсирующая мера применяется в течение минимального срока, необходимого для достижения в значительной степени эквивалентного воздействия на торговлю, и в любом случае только в течение срока действия двусторонней защитной меры, принятой в соответствии с пунктом 6 данной Статьи. При определении компенсации или компенсирующих мер учитываются предварительные двусторонние защитные меры.