ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 25 мая 2020 года

Рекомендации для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19



Данное Руководство разработано для морских и речных портов, занятых пассажирскими операциями, в целях создания плана профилактики, предотвращения и контроля распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также принятия мер в соответствии с действующими международными и национальными требованиями и рекомендациями по предотвращению завозных случаев заболевания и рецидивов внутренних эпидемий.

Организация взаимодействия береговых структур, судов, прибывающих из разных стран или регионов Российской Федерации, затронутых коронавирусной инфекцией в разной степени, обеспечение мер профилактики и контроля санитарного состояния прибывающих судов, терминалов, иных зданий и сооружений, предназначенных для работы с пассажирами и экипажами пассажирских судов, применение мер защиты здоровья персонала портов и медицинских работников включены в состав документа (инфографика в Приложении 1*).

________________

* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

     1. Общие положения и нормативные ссылки

1. Общие нормативные правовые документы, регулирующие предупреждение распространения COVID-19 в морских и речных портах, портовых средствах.

1.1 В целях обеспечения безопасного функционирования морских и речных портов, занятых пассажирскими операциями, разрабатывается система мер по обеспечению деятельности в условиях повышенной опасности от пандемии коронавируса COVID-19.

Руководство основано на существующих международных и национальных требованиях и рекомендациях, включая рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организации (ИМО), Международной палаты судоходства (МПС), требования Роспотребнадзора и Росморречфлота.

1.2 Морской вокзал (терминал) - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

________________

П.7 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Речной вокзал (порт) (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

________________

Ст.3 Федерального закона от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".

Причал, пристань - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

________________

Там же.

Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

Все суда означает для целей настоящих рекомендаций все морские суда, на которые распространяется действие Кодекса торгового мореплавания, а также все суда, на которые распространяется действие Кодекса внутреннего водного транспорта.

1.3 Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В настоящее время применяются Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72.

________________

Ст.3 Федерального закона от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".

1.4 Ключевые положения, положенные в основу Руководства:

- раннее выявление потенциальных распространителей коронавирусной инфекции;

- применение средств индивидуальной защиты (СИЗ), мер индивидуальной гигиены, обеспечение социальной дистанции между людьми;

- обеспечение быстрой передачи информации о вирусной опасности всем сотрудникам порта, соответствующим службам реагирования и оказания помощи.

     2. Классификация портов и портовых средств


Портовые средства, обеспечивающие пассажирские операции, классифицируются по следующим критериям:

- технологическое предназначение портового средства, определяющее величину пассажиропотока;

- географический характер пассажиропотока.

По технологическому предназначению портовые средства подразделяются на:

- пассажирские порты;

- отдельные пассажирские терминалы (в т.ч. в морских торговых портах);

- пристани (причалы), где выполняются пассажирские операции.

Географический характер пассажиропотока подразделяется на:

- прибывающий из сильно пострадавших стран (с более чем 5000 подтвержденных случаев заболевания);

- прибывающий из умеренно пострадавших стран.

     3. Меры по организации пассажирских и сервисных операций в порту для снижения риска распространения COVID-19

3.1 Пассажирские и сервисные операции различаются по критериям партионности и ритмичности перемещения масс людей:

- пассажирские операции - единовременное, сонаправленное (высадка/посадка) относительно непродолжительное перемещение больших масс людей строго по выделенным коридорам в условиях непрерывного контроля персонала портового средства, а также государственных служб;

- сервисные операции (предоставление свободной практики, агентирование, снабжение, снятие отходов и мусора, бункеровка, текущий ремонт и обслуживание, грузовые операции, сюрвейерный осмотр, технические освидетельствования, клининг, дезинфекция и пр.) - непрерывное противонаправленное продолжительное перемещение небольших групп людей и отдельных лиц по различным маршрутам вне непрерывного контроля персонала портового средства, а также государственных служб.

Основной мерой, направленной на снижение риска распространения COVID-19, является организация множественного доступа с разделением по времени (тайм-слот) персонала, задействованного в выполнении сервисных операций, с обеспечением непрерывности его контроля (использование предписанных средств индивидуальной защиты, следование установленными маршрутами, исключение непроизводственных контактов и пр.) в пределах портового средства.

3.2 Меры, принимаемые в ходе выполнения основных операций по обработке судна в порту:

Лоцманская проводка. Встречающий и страхующий матросы, лоцман(ы), а также члены экипажа, находящиеся на ходовом мостике, должны использовать СИЗ, включающие защитные очки. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.

Исключаются контакты лоцманов с членами экипажа, не задействованными в процессе управления судном, в том числе, в процессе следования на ходовой мостик и оставления судна, и пассажирами. Запрещено нахождение на ходовом мостике лиц, не имеющих непосредственного отношения к процессу управления судном.

Швартовка. Работники порта, занятые в швартовых операциях судна (швартовка и отшвартовка, перестановка судна) используют СИЗ. По окончании работ рабочая одежда, рабочие рукавицы и многоразовые защитные очки сдаются для чистки и дезинфекции.

Оформление прихода судна. Вахтенная служба судна, представители администрации судна и члены комиссии должны использовать индивидуальные средства защиты, включающие защитные очки, а для членов комиссии - бахилы. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.

Исключаются контакты членов комиссии с членами экипажа, непосредственно не задействованными в работе комиссии, и пассажирами. В случае необходимости указанных контактов, члены экипажа и пассажиры используют СИЗ.

Операции, связанные с грузом и багажом. Организовывается круглосуточный вахтенный контроль доступа на судно. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.

Исключается доступ на судно лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами.

Производится регулярное (каждые 2 часа) проветривание грузовых помещений и общественных помещений в надстройке судна.

Обеспечивается применение в грузовых и общественных помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности), а также ежедневная дезинфекция системы вентиляции грузовых помещений судна с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.

     4. Организация доступа лиц в порт

4.1 Существующая система транспортной безопасности обеспечивает круглосуточный контроль всех пунктов доступа в порт или портовое средство (терминал). Вход на морской (речной) вокзал (терминал) должен иметь четкие предупреждающие знаки о необходимости использования средств индивидуальной защиты в его помещениях и на территории.

4.2 При наличии технической возможности в пределах морского (речного) вокзала выделяются зоны прибытия и отправления пассажиров. Пассажирские потоки не пересекаются на всем пути следования. При невозможности выделения отдельных зон прибытие и отправление пассажиров разделяется по времени.

В пассажирских терминалах должна быть четко налажена маршрутизация и организация посадки на суда для недопущения скопления большого количества пассажиров;

Проход через досмотровую зону (пост охраны КПП) организовывается индивидуальный, раздельный на вход и выход. В терминале наносится напольная (наземная) маркировка, позволяющая соблюдать необходимую социальную дистанцию (не менее 2 метров) между пассажирами в очереди.

Непосредственно вблизи зоны досмотра выделяется отдельное закрывающееся помещение(я) с контролем доступа для оперативной изоляции лиц с имеющимися симптомами заболевания ("красная зона" или карантинная зона).

Контакты между лицами, прошедшими КПП, и лицами, ожидающими пропуск, исключаются с использованием инженерно-технических средств.

4.3 Для контроля пассажиров устанавливаются калиброванные бесконтактные термометры в соответствующих местах. Всем прибывающим и убывающим пассажирам измеряется температура тела, а прибывающие пассажиры заполняют стандартную декларацию о состоянии здоровья. Визуально определяется наличие внешних признаков респираторных заболеваний, являющихся возможным свидетельством инфицирования коронавирусом COVID-19. Температура тела, измеренная бесконтактным способом, должна быть не выше 37.5°С.

Декларация о состоянии здоровья (Приложение 3*) включает жалобы на состояние здоровья, сведения о повышенной температуре тела, респираторных явлениях, наличии контакта с заболевшими коронавирусной инфекций в течение 14 дней до прибытия на судно и подписывается пассажиром. В случае, если лица, прибывающие в пассажирский терминал, не проверены надлежащим способом, то вахта у входа в терминал и у трапов прибывающих судов должна аналогично опрашивать всех посетителей, не проявлялись ли у них за последние 14 дней симптомы острых респираторных заболеваний (боли в горле, насморк, кашель, боли и ломота в теле, диарея, потеря обоняния и пр.) и не совершали ли они в последние 14 дней поездки в другие страны/регионы (не касается прибывающих судов). Если таковые симптомы и лица выявляются, то проход в пассажирский терминал или на пассажирское судно им запрещается, и производится доклад руководству терминала.

________________

* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

4.4 Ношение СИЗ (защитные маски или респираторы, одноразовые халаты/костюмы, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки) для сотрудников терминала, выполняющих обязанности по непосредственному контролю доступа в порт, является обязательным на постоянной основе в соответствии с уровнем риска порта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»