Действующий

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-109-20) (с изменениями на 29 сентября 2020 года)

IV. Основные требования безопасности, реализуемые при проектировании судна атомно-технологического обслуживания

     

40. Судно АТО должно обеспечивать безопасное выполнение работ по АТО, в том числе:

прием, хранение и передачу на другое судно или в береговой пункт хранения свежего и отработавшего ЯТ судов и других плавсредств с ядерными реакторами;

прием, дезактивацию, ремонт, хранение и передачу на другое судно или в береговой пункт хранения (хранилище) оборудования реакторных установок судов и других плавсредств с ядерными реакторами;

прием, переработку, хранение и передачу на другое судно или в береговые хранилища жидких и твердых РАО.

Состав систем и элементов судна АТО определяется его назначением, обосновывается в проекте судна АТО и представляется в ООБ.

41. Технические и организационные меры по обеспечению безопасности при обращении с ЯМ, РВ и РАО, предусмотренные проектом судна АТО, должны соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

42. Обоснование безопасности при обращении с ЯМ, РВ и РАО должно быть выполнено в проекте судна АТО и представлено в ООБ.

43. Объем и срок хранения ЯТ и РАО на судне АТО должны обосновываться в проекте судна АТО и представляться в ООБ.

44. Расположение на судне помещений, предназначенных для хранения свежего ЯТ, ОТВС и (или) РАО, должно быть обосновано в проекте судна АТО.

45. В проекте судна АТО, предназначенного для обращения с ЯТ, должны быть предусмотрены специальные места и оборудование, предназначенные для приема транспортных упаковочных комплектов с ЯТ, подготовки транспортных упаковочных комплектов с ЯТ к передаче на другое судно АТО или в береговые хранилища.

46. Помещение для хранения свежего ЯТ должно быть оборудовано стеллажами для хранения. Стеллажи и устройства фиксации транспортных контейнеров должны исключать возможность их перемещения при кренах и дифферентах судна, в том числе при опрокидывании.

47. Помещения для хранения свежего ЯТ должны быть оборудованы системой осушения.

48. Необходимость прокладки транзитных трубопроводов через помещения для хранения свежего ЯТ, не предназначенных для обслуживания этих помещений, должна быть обоснована в проекте судна АТО. В случае прокладки через указанные помещения транзитных трубопроводов они не должны иметь разъемных соединений внутри помещений. Прокладка паропроводов в помещениях для свежего ЯТ не допускается.

49. Конструкцией хранилищ ОТВС должно исключаться возникновение самоподдерживающейся цепной реакции деления в любых возможных условиях хранения ОТВС.

50. Хранение твердых РАО на судне АТО должно осуществляться в специальных хранилищах стационарного типа и (или) в контейнерах, которые должны располагаться в специально предназначенных для этого помещениях.

51. Для приема и хранения жидких РАО должны быть предусмотрены специальные цистерны вкладного типа, расположенные в предназначенных для этого помещениях.

52. Возможность хранения оборудования реакторных установок судов и других плавсредств с ядерными реакторами, а также места его хранения на судне должны быть обоснованы в проекте судна АТО и представлены в ООБ.

53. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены технические средства обращения с поврежденным ЯТ.

54. Системы и элементы судна АТО, важные для безопасности, должны проектироваться и конструироваться в соответствии требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Требования иных нормативных документов, не относящихся к нормативным правовым актам, могут применяться в части, не противоречащей федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии.

55. В ООБ должны быть представлены обоснованные в проекте судна АТО эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации судна АТО для всех предусмотренных проектом эксплуатационных состояний судна.

56. Судно АТО с хранилищем (хранилищами) ЯТ должно иметь системы и элементы безопасности, предназначенные для выполнения следующих основных функций безопасности:

обеспечения подкритичности при хранении и транспортировании ЯТ на борту судна АТО;

отвода тепла от ЯТ при его хранении и транспортировании на борту судна АТО;

удержания РВ и (или) РАО в установленных границах.

Судно АТО с хранилищами РАО должно иметь системы (элементы) безопасности, предназначенные для удержания РВ и (или) РАО в установленных границах.

57. Осуществление функций безопасности допускается выполнять системами нормальной эксплуатации. Совмещение выполнения системой функций безопасности и функций нормальной эксплуатации должно быть обосновано в проекте судна АТО и представлено в ООБ.

58. В проекте судна АТО должен быть предусмотрен контроль состояния ЯМ, РВ и РАО в условиях проектных аварий, а также средства послеаварийного мониторинга. Объем контроля, предусмотренный в проекте судна АТО, должен быть достаточным для управления авариями.

59. В проекте судна АТО для защиты систем и элементов безопасности от отказов по общей причине должны применяться принципы разнообразия, резервирования (избыточности) и независимости.