ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 апреля 2020 года N 992-р
[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы]
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:
совместно с Минфином России и Минприроды России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Правительством Республики Калмыкия необходимой документации и обосновывающих материалов;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Калмыкия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минприроды России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
7. Рекомендовать Правительству Республики Калмыкия:
предусматривать в бюджете Республики Калмыкия необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:
обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Калмыкия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
9. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Калмыкия по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы
Республика Калмыкия - прикаспийский субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа и Южного макрорегиона и расположенный на крайнем юго-востоке европейской части России. Площадь территории Республики Калмыкия составляет 74,7 тыс.кв. километров.
Климат Республики Калмыкия резко континентальный, является самым засушливым на юге европейской части России. В северо-восточной части Республики Калмыкия протекает река Волга (протяженность ее русла в пределах Республики Калмыкия составляет 12 километров). На юге расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море. Территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс.кв. километров.
Территория Республики Калмыкия относится к числу маловодных ввиду очень слабой гидрографической сети. Из близлежащих регионов - Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края - Республика Калмыкия получает 98 процентов водных ресурсов, подаваемых через каналы и оросительно-обводнительные системы из рек Терек, Кума, Кубань, Волга.
Республика характеризуется слабой инвестиционной привлекательностью, низким уровнем благосостояния населения, а также неблагоприятной демографической ситуацией. Численность населения Республики Калмыкия снижается на протяжении последних 26 лет из-за низкой рождаемости и продолжающейся миграционной убыли населения.
Численность постоянного населения Республики Калмыкия в 2019 году сократилась на 1,6 тыс. человек и на начало 2020 года составила 271 тыс. человек. В общей численности населения 55,1 процента составляет население трудоспособного возраста, 23 процента - старше трудоспособного возраста. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста постоянно увеличивается.
Республика Калмыкия характеризуется моноукладной экономикой с преобладанием сельского хозяйства, на которое приходится 25,9 процента валового регионального продукта (по России - 3,5 процента), при этом в структуре валового регионального продукта промышленное производство занимает 3,5 процента (по России - 29,8 процента), в том числе обрабатывающие производства - 0,8 процента (по России - 13,7 процента).
По показателю валового регионального продукта на душу населения в 2018 году Республика Калмыкия занимала 65 место среди субъектов Российской Федерации со значением в 268,9 тыс. рублей, что в 2,2 раза меньше среднероссийского значения.
Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия характеризуется следующими показателями:
в Республике Калмыкия отмечен самый низкий размер среднемесячной заработной платы среди субъектов Российской Федерации (среднее значение по итогам 2017-2019 годов - 25752,5 рубля при среднероссийском значении 43452,8 рубля);
Республика Калмыкия входит в тройку субъектов Российской Федерации с самым низким значением среднедушевых денежных доходов населения (по итогам 2017-2019 годов указанный показатель составил 17248,5 рубля при среднероссийском значении 33421 рубль);
Республика Калмыкия входит в пятерку субъектов Российской Федерации с высокой долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (в 2018 году уровень бедности составил 23,6 процента при среднероссийском значении 12,6 процента);
в Республике Калмыкия наблюдается высокий миграционный отток населения (в среднем в период с 2017 по 2019 годы отток составил 7,6 тыс. человек, или 92,4 человека на 10 тыс. человек при среднероссийском приросте 14,1 человека на 10 тыс. человек);
Республика Калмыкия входит в десятку субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы (в среднем в период с 2017 по 2019 годы уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составил 9,6 процента при среднероссийском значении 4,9 процента);
в Республике Калмыкия инвестиции в основной капитал на душу населения составляют 45,3 тыс. рублей, что в 2,6 раза меньше среднего значения по России, доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2017 году имела наименьшее значение среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (в 1,6 раза ниже среднего показателя по Южному федеральному округу и в 1,3 раза ниже среднего показателя по России).
В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2019 год Республика Калмыкия занимает 83 место.
Низкий инвестиционный рейтинг Республики Калмыкия обусловлен:
отсутствием достаточной финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности и гарантий их прав;
отсутствием земель с доступной качественной инфраструктурой для размещения новых производственных объектов;
отсутствием современной транспортно-логистической инфраструктуры, необходимой для доставки произведенной продукции до потребителя в максимально короткие сроки;
высокой ценой на электрическую энергию, обусловленной высокой стоимостью услуг по ее передаче. Предельный уровень регулируемых цен на электрическую энергию для бизнеса в Республике Калмыкия является одним из самых высоких в России - 10 рублей за 1 кВт·ч (среднероссийское значение - 6,65 рубля за 1 кВт·ч, при этом в Ростовской и Астраханской областях, входящих в Южный федеральный округ, данный показатель составляет 8,51 рубля за 1 кВт·ч и 7,25 рубля за 1 кВт·ч соответственно).
Предприятия базовых отраслей экономики Республики Калмыкия характеризуются высокой степенью износа основных фондов (по данным на конец 2018 года, степень износа основных фондов в строительстве составила 59,5 процента, в обрабатывающих производствах - 50,1 процента, в транспортировке и хранении - 49,3 процента, в водоснабжении и водоотведении - 48,4 процента, в добыче полезных ископаемых - 42,1 процента, в сельском хозяйстве - 34,5 процента), низким коэффициентом их обновления, устаревшими технологиями производства на большинстве предприятий, сравнительно невысоким уровнем инноваций, низкими темпами модернизации и технического перевооружения действующих производственных мощностей.
К основным проблемам развития отраслей экономики Республики Калмыкия относятся также недостаток собственных оборотных средств, узость рынков сбыта, малые размеры деятельности, устаревшие технологии.
Главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности Республики Калмыкия является строительство железнодорожной линии Улан Хол - Адык - Яшкуль - Элиста - Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г.Лагань. Через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить ей выступать естественным мостом между Европой и Азией.
Строительство морского порта Лагань в настоящих условиях имеет для России геополитическое значение, поскольку создается с целью интеграции транспортного комплекса одного из субъектов Российской Федерации - Республики Калмыкия - в мировую транспортную систему путем участия в формировании международных транспортных коридоров.
Уровень жизни населения Республики Калмыкия в 2019 году характеризовался ростом номинального значения среднедушевых денежных доходов населения на 7,7 процента по сравнению с 2018 годом. В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения составили 18402,2 рубля, что в 1,9 раза ниже среднероссийского значения (35188 рублей).
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2018 году составила 23,6 процента (в среднем по России - 12,6 процента).
Высокий уровень бедности определяется:
высоким уровнем неформальной занятости - 32,5 процента, что превышает среднероссийское значение в 1,6 раза;
сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на отрасли с заработной платой меньше среднереспубликанского значения приходится 81,2 процента занятых);
низким уровнем среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, составившей по итогам 2019 года 28290,2 рубля (78 место в Российской Федерации), что на 40,4 процента ниже среднероссийского значения (47467,7 рубля).
Низкий уровень качества среды жизнедеятельности населения Республики Калмыкия характеризуется нестабильной динамикой ввода жилья, высокой степенью износа объектов водоснабжения и водоотведения, низкой материально-технической базой жилищно-коммунального хозяйства, сложностью с заменой лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы.
Проблемой, препятствующей увеличению объема ввода жилья, является отсутствие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных массивах, выделенных для индивидуального жилищного строительства.
Основными проблемами в сфере водоснабжения являются высокий уровень износа водопроводных сетей и сооружений, практически полное отсутствие комплекса водоподготовки и обеззараживания воды, отсутствие модернизации объектов водоснабжения ввиду недостаточного финансирования отрасли (качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения обеспечено 7,4 процента населения).
Кроме того, социальная инфраструктура Республики Калмыкия характеризуется ветхим и аварийным состоянием зданий учреждений здравоохранения и социального обслуживания, которые в настоящее время не соответствуют установленным нормам и требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа.
Одним из условий включения объектов капитального строительства в федеральные проекты, национальные проекты, федеральную адресную инвестиционную программу является наличие соответствующей проектно-сметной документации.
В настоящее время Республика Калмыкия не имеет возможности финансировать из регионального бюджета разработку проектно-сметной документации. Таким образом, чтобы обеспечить разработку проектно-сметной документации на проектирование объектов капитального строительства, необходима финансовая помощь из федерального бюджета.
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Калмыкия является создание условий для устойчивого роста ее экономики, направленного на повышение благосостояния и уровня жизни населения.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Калмыкия, обеспечивающими достижение целевых показателей согласно приложению N 1, являются:
обеспечение опережающих темпов экономического развития, реализация крупных инвестиционных проектов;
поддержка промышленности и создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
снятие инфраструктурных ограничений;