МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 февраля 2020 года N 29н

Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска

(с изменениями на 16 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 20 мая 2022 года N 80н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2022, N 0001202208110009) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2022 года);

приказом Минфина России от 16 декабря 2022 года N 189н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2022, N 0001202212290028).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 316 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082; 2019, N 52, ст.7805) и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2018, N 30, ст.4748),

приказываю:

1. Утвердить:

порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, условия дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска;

порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска;

перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа таможенными органами возложить на руководителя Федеральной таможенной службы Булавина В.И.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Министр
А.Г.Силуанов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

19 мая 2020 года,

регистрационный N 58381

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 февраля 2020 года N 29н



Порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, условия дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска

(с изменениями на 20 мая 2022 года)



I. Общие положения

     

1. Настоящий порядок определяет правила проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и форму его проведения, условия отнесения указанных лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков (далее - Правила).

2. Категорирование осуществляется в форме автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в отношении лиц, совершающих таможенные операции и являющихся декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта (далее - лица).

II. Проведение категорирования лиц и периодичность его проведения

     

3. Категорирование лиц осуществляется путем анализа информации о деятельности лиц за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения (далее - отчетный период), с использованием критериев, характеризующих деятельность лиц (далее - критерии), в целях их отнесения к категории низкого, среднего или высокого уровня риска.

4. Категорирование проводится ежеквартально не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.

5. В ходе проведения категорирования по всем лицам автоматически производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности лица.

III. Условия отнесения лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков

     

6. Категория высокого уровня риска присваивается лицу при значении итоговой оценки деятельности лица, соответствующему контрольному значению, определенному для категории высокого уровня риска методикой оценки критериев, установленной нормативным правовым актом, изданным в соответствии со статьей 316 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082) (далее - Федеральный закон), или при выявлении одного из следующих условий:

1) неисполнение лицом обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843), при проведении таможенной проверки;

2) нахождение лица в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у лица неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты административного штрафа согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;

4) лицо является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу приговором суда по части первой или второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2016, N 27, ст.4258);

5) отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.

7. Категория низкого уровня риска присваивается лицу при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, поданной в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта, предшествует дате начала отчетного периода либо шести месяцам до даты окончания отчетного периода при условии, что в отношении лица выявлен критерий - отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде составляет не менее 70 единиц, при условии, что общее число задекларированных в них товаров в совокупности составляет не менее 100;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2022 года приказом Минфина России от 20 мая 2022 года N 80н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2022 года. - См. предыдущую редакцию)

3) лицо является юридическим лицом;

4) значение итоговой оценки деятельности лица соответствует контрольному значению, определенному для категории низкого уровня риска методикой оценки критериев, установленной нормативным правовым актом, изданным в соответствии со статьей 316 Федерального закона;

5) отсутствие на день проведения категорирования не исполненной лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока, указанного в уведомлении (уточнении к уведомлению) об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени;

6) не выявлены условия, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 6 Правил.

8. Категория среднего уровня риска присваивается лицу в случае, если лицо в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил не отнесено к категории высокого или низкого уровня риска.

9. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории низкого уровня риска:

1) меры по минимизации рисков применяются в случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска, обязательного к применению, и (или) целевого профиля риска либо целевого правоохранительного профиля риска;

2) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, применяются на основании генератора случайных чисел со значением, установленным для лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска, в диапазоне от 1:100 до 1:50;

3) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.

10. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории среднего уровня риска:

1) меры по минимизации рисков применяются в случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска, обязательного к применению, и (или) целевого профиля риска либо целевого правоохранительного профиля риска;

2) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, применяются с учетом того, что в отношении лиц, отнесенных к категории низкого налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, меры по минимизации рисков, предусматривающие проведение таможенного досмотра товаров, применяются не чаще чем к 1 из 10, а меры по минимизации рисков, предусматривающие принятие вышестоящим таможенным органом решения при проверке таможенной декларации до выпуска товаров, применяются не чаще чем к 1 из 20 деклараций на товары;

3) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.

11. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории высокого уровня риска:

1) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, применяются во всех случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска;

2) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.

12. В случае невыполнения условий, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 7 Правил, категория низкого уровня риска присваивается лицу при наличии ходатайства федерального органа исполнительной власти о присвоении указанному лицу категории низкого уровня риска в рамках оказания мер государственной поддержки в целях поддержания финансовой устойчивости системообразующих организаций в условиях ухудшения ситуации в связи с совершением иностранными государствами недружественных действий (дополнительного формализованного критерия, характеризующего деятельность лиц), направленного федеральным органом исполнительной власти, к вопросам деятельности которого отнесены функции по выработке государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет основной вид экономической деятельности системообразующая организация, в Федеральную таможенную службу в виде письма на бумажном носителе или в электронной форме.

(Пункт дополнительно включен с 29 января 2023 года приказом Минфина России от 16 декабря 2022 года N 189н)



УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 февраля 2020 года N 29н



Порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска



1. Порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска (далее - Порядок), определяет действия при контроле за соблюдением критериев лицами, отнесенными в соответствии с порядком проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичностью и формами его проведения, условиями дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условиями отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска (далее - Правила), к категории низкого уровня риска (далее - контроль за соблюдением критериев).

Контроль за соблюдением критериев осуществляется путем автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях проверки соответствия указанных лиц условиям, предусмотренным пунктом 7 Правил.

2. Контроль за соблюдением критериев, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 7 Правил, проводится ежемесячно не позднее 25-го числа каждого месяца с учетом положений, установленных пунктом 3 Порядка.

3. Контроль за соблюдением критериев, предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 7 Правил, проводится ежедневно.

4. Если в ходе контроля за соблюдением критериев, проводимого в соответствии с пунктом 2 Порядка, выявлено несоответствие условиям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 7 Правил, лицу до окончания квартала, в котором выявлено несоответствие указанным условиям, присваивается категория уровня риска в соответствии с пунктами 6, 8 Правил.

5. Если в ходе контроля за соблюдением критериев, проводимого в соответствии с пунктом 3 Порядка, выявлены условия, указанные в подпунктах 5 и 6 пункта 7 Правил, лицу до устранения причин, послуживших основанием выявления указанных условий, присваивается категория среднего уровня риска.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 февраля 2020 года N 29н



Перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции


N
п/п

Наименование критерия

1

2

1

Неисполнение лицом обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при проведении у него таможенной проверки

2

Нахождение лица в стадии ликвидации либо прекращения деятельности

3

Неисполнение лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока, указанного в уведомлении (уточнении к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени

4

Наличие у лица неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты административного штрафа согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года

5

Лицо является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда по части первой или второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2016, N 27, ст.4258)

6

Отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы

7

Размер уставного капитала лица

8

Общий период осуществления лицом внешнеэкономической деятельности

9

Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, торгующей страной по которым является страна, включенная в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2007, регистрационный N 10598), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 02.02.2009 N 10н (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2009, регистрационный N 13432), от 21.08.2012 N 115н (зарегистрирован Минюстом России 25.10.2012, регистрационный N 25728), от 02.10.2014 N 111н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2014, регистрационный N 34776), от 02.11.2017 N 175н (зарегистрирован Минюстом России 20.11.2017, регистрационный N 48956), к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

10

Соотношение стоимостного объема товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

11

Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

12

Соотношение стоимостного объема вывоза товаров, к которым применяются вывозные таможенные пошлины, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

13

Соотношение стоимостного объема вывоза товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров выше среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

14

Соотношение количества товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общему количеству выпущенных товаров

15

Соотношение значения, на которое увеличилась таможенная стоимость товаров в результате ее корректировки, к общей таможенной стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, с учетом общего количества выпущенных деклараций на товары (далее - ДТ)

16

Соотношение стоимостного объема товаров, по которым применение мер по минимизации рисков является результативным, то есть повлекло за собой доначисление таможенных платежей либо наложение штрафов или принятие решений в области таможенного дела, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске

17

Соотношение стоимостного объема товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта не в целях завершения предшествующей таможенной процедуры, к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске

18

Соотношение количества ДТ в отношении ввозимых товаров, по которым принято решение об отказе в выпуске либо осуществлен отзыв, к общему количеству выпущенных ДТ на ввозимые товары

19

Соотношение суммы начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей к общей сумме начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей в целом по Федеральной таможенной службе

20

Специализация по номенклатуре товаров

21

Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) к общей сумме начисленных таможенных платежей по товарам, по которым приняты решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

22

Наличие информации органов и (или) агентов валютного контроля о совершении лицом в соответствии с условиями внешнеторгового контракта фактов сомнительных валютных операций, осуществляемых клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем

23

Соотношение количества возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях, по которым постановления о назначении наказаний вступили в законную силу, к общему количеству выпущенных ДТ

24

Соотношение суммы назначенных наказаний и назначенных штрафов по делам об административном правонарушении, возбужденным по основаниям, предусмотренным главой 16, статьями 7.12 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2004, N 34, ст.3533; 2011, N 50, ст.7351; 2018, N 31, ст.4827) (далее - КоАП России), к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске

25

Нарушения актов валютного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России

26

Возбуждение таможенными органами уголовного дела, производство по которому не прекращено либо прекращено по нереабилитирующим основаниям, о преступлении, связанном с перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых лицо являлось отправителем, получателем или декларантом

27

Наличие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

28

Отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы

29

Размер таможенных платежей, пеней, штрафов, дополнительно начисленных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров

30

Экспортная ориентированность

31

Лицо поставлено налоговыми органами на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»