МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 28 октября 2019 года N 43-5692-19

О направлении методических рекомендаций



В целях предупреждения пожаров, минимизации их последствий, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров в рамках реализации подпункта а) пункта 1 раздела I протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.09.2019 N 6 направляю методические рекомендации по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также методические рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты.

А.П.Чуприян



Методические рекомендации по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации



Введение


Цель методических рекомендаций - повышение уровня обеспечения пожарной безопасности в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством оснащения указанных мест проживания извещателями раннего обнаружения пожара

Предметом настоящих методических рекомендаций является порядок и последовательность действий по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Настоящий документ носит рекомендательный характер и предназначен для методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию государственной социальной помощи малоимущим многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде установки автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах их проживания.

Общие положения


Автономный пожарный извещатель - прибор, реагирующий на появление дымовых частичек в помещении и издающий характерный звуковой сигнал. Выпускается, как правило, округлой формы с внешним индикатором света.

Конструкция беспроводного датчика выполнена таким образом, что для работы ему не требуется подключение к электрической цепи и подсоединение к пульту управления. Внутри пластикового корпуса извещателя располагаются звуковая сигнализация, аккумуляторная батарея и датчик дыма.

Оптико-электронный дымовой датчик состоит из инфракрасного излучателя и приемника.

Звуковая сирена представляет собой пьезоэлемент - устройство с пронзительным звуком и низким потреблением энергии.

Источник автономного питания - 9-вольтовая батарейка, срок службы которой, один год.

К достоинствам прибора относятся:

независимость от внешнего источника питания;

простота в использовании и установке;

возможность менять место расположения извещателя, в зависимости от интерьера и предпочтений пользователя;

громкое звучание.

Недостатками автономных извещателей считаются:

частые ложные срабатывания из-за попадания пыли или насекомых в камеру измерения;

срок службы батареи 1 год - многие приборы изготавливаются с несъемным источником питания.

Датчик непрерывно анализирует состояние воздушной среды в комнате. Частички воздуха, попадая в камеру измерения, просвечиваются инфракрасными/ультрафиолетовыми лучами и анализируются специальным приемником.

Если в воздушной массе находятся примеси дыма, то лучи рассеиваются и не доходят в полной мере до приемника. Сравнивая данное значение излучения с установленной пороговой величиной, извещатель активирует звуковую сирену, которая работает около 4 минут.

На сегодняшний день АПИ является одним из наиболее эффективных средств по предупреждению гибели людей от пожаров.

В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках целевых региональных и муниципальных программ в период 2018-2019 годы автономными пожарными извещателями оборудовано 250 тысяч мест проживания многодетных семей - 15% от общего количества. Своевременная сработка АПИ содействовала спасению в 2018-2019 годах 646 человек, в том числе 336 детей. Во многих случаях раннее обнаружение пожара позволило минимизировать ущерб имуществу граждан.

Оснащение жилых помещений АПИ и поддержание их работоспособности осуществляется как за счет средств, запланированных в рамках действующих государственных программ, бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств, формируемых за счет других источников (включая пожертвования частных лиц и организаций).

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения, включая реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Таким образом, местные власти могут оказывать дополнительную социальную поддержку отдельным категориям граждан, в том числе в виде установки АПИ.

Отдельно необходимо отметить, что особую важность приобрела организация профилактических мероприятий, связанных с предупреждением гибели на пожарах несовершеннолетних. Наибольшая гибель детей при пожарах происходит на объектах жилого сектора - 91% от общего числа погибших. Из конструктивных особенностей наиболее опасными являются одноэтажные деревянные здания, в которых погибло 64,3% детей, из них 42% погибших несовершеннолетних жили в домах с печным отоплением.

Основные причины, гибели это:

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 38% погибших;

- шалость детей с огнём - 15%;

- неосторожность при курении - 10%;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печей - 10%.

Главная причина гибели 75% - отравление токсичными продуктами горения. Погибло в состоянии сна 44% детей, оставленных без присмотра - 26% детей, 10% гибели детей сопровождались алкогольным (наркотическим) опьянением их родителей.

Количество погибших несовершеннолетних из многодетных семей составляет 36,5% от общего числа погибших. Максимальное количество погибших несовершеннолетних на пожарах 67% - это дети до 7 лет.

В настоящее время должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки жилых, помещений и домовладений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Поэтому особое значение приобретает исполнение представленных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Ключевые этапы действий по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Этап 1. Подготовительный этап.

Этап 2. Принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, содержащих положения об организации работ по установке автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этап 3. Разработка порядка софинансирования расходов муниципальных образований по установке АПИ в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Этап 4. Заключение соглашения о предоставлении субсидии между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации.

Этап 5. Стимулирование социальной ответственности предпринимательства субъекта Российской Федерации к участию в установки АПИ.

Этап 6. Организация работ по установке АПИ.

Этап 7. Организация работ по поддержке АПИ в рабочем состоянии.



1. Подготовительный этап


Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Координационным органом каждого уровня РСЧС являются Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).

КЧС и ОПБ предназначена, в том числе, для организации и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В связи с этим субъектам Российской Федерации целесообразно на подготовительном этапе рассмотреть вопрос о противопожарной защите мест проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, и принятию мер, по предотвращению пожаров и обеспечению безопасности людей на КЧС и ОПБ, а также сформировать рабочую группу, которая должна организовать работы по планированию мероприятий по установке АПИ.

В соответствии с Решением КЧС и ОПБ органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны подготовить и передать рабочей группе сведения о малоимущих многодетных семьях и семьях, находящихся в социально опасном положении и предоставить информацию о потребности в оборудовании их мест проживания средствами противопожарной защиты.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" сведения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, учитываются органами управления социальной защитой населения. Также сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении могут формироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, формируются перечисленными органами и передаются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки малоимущих граждан, в том числе семей, имеющих детей (в том числе и многодетных семей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим списки малоимущих многодетных семей - получателей мер социальной поддержки формируются органами управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации самостоятельно и направляются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.

На основе полученных данных рабочая группа формирует предложения по включению соответствующих мероприятий в государственную программу субъекта Российской Федерации и муниципальные программы. Указанные предложения рассматриваются на КЧС и ОПБ и в случае одобрения направляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для подготовки и издания необходимых нормативных актов.

2. Принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации об организации работ по установке автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Категории граждан, места проживания которых оснащаются АПИ, устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органом управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации разрабатывается порядок предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения АПИ отдельных категорий граждан.

Специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п., разрабатывают проект бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотрев в нем расходы на закупку и установку АПИ.

Установку АПИ целесообразно включать в состав соответствующих государственных (муниципальных) программ в виде отдельных мероприятий с установлением измеримых количественных целей реализации этих мероприятий.

3. Порядок софинансирования расходов муниципальных образований по установке АПИ в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации


При формировании государственной программы субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение АПИ мест проживания отдельных категорий граждан - получателей меры социальной поддержки. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. Мероприятие, в рамках которого происходит выделение субсидий, должно иметь целевые показатели (индикаторы достижения целей).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»