ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

от 9 января 2020 года


Разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1236 "О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него"



Минэкономразвития России и Росаккредитация в рамках мероприятий по реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1236 "О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него" (далее соответственно - Постановление, национальная часть Единого реестра), а также в связи с поступлением запросов на разъяснение критериев оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза (приложение к Правилам принятия национальным органом по аккредитации решений о включений аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1236, далее соответственно - Критерии оценки, Правила), сообщает следующее.

С 1 января 2020 г. заявления аккредитованных лиц на включение в национальную часть Единого реестра подаются заявителями и рассматриваются Росаккредитацией в соответствии с Правилами.

Правила устанавливают порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации решений о включении российских юридических лиц, аккредитованных в национальной системе аккредитации, в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее соответственно - аккредитованное лицо, заявитель, Единый реестр, Союз) и об исключении аккредитованных лиц из Единого реестра.

В соответствии с Правилами основанием для принятия Росаккредитацией решения о включении аккредитованного лица - органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) в Единый реестр является одновременное соблюдение следующих условий:

1) установленное на дату принятия такого решения соответствие аккредитованного лица критериям включения аккредитованных лиц в Единый реестр, предусмотренным правом Евразийского экономического союза;

2) наличие положительного решения о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Союза, принятого Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества (далее - Межведомственный совет).

Межведомственный совет на заседании рассматривает вопрос о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия.

Основанием для принятия Росаккредитацией решения о включении аккредитованного лица - органа инспекции в Единый реестр является установленное на дату принятия такого решения соответствие аккредитованного лица критериям включения.


В отношении органов по оценке соответствия, включенных в национальную часть Единого реестра до даты вступления в силу Правил.

Отмечаем, что в соответствии с Постановлением такие лица продолжают считаться включенными в национальную часть Единого реестра.

Вместе с тем указанные аккредитованные лица в срок до 1 марта 2020 года (включительно) должны представить в Росаккредитацию сведения о своем соответствии требованиям Постановления по форме, утвержденной Росаккредитацией (далее - сведения об аккредитованном лице).

Форма представления сведений об аккредитованном лице определяется Росаккредитацией и размещается на официальном сайте Росаккредитации.

В отношении аккредитованных лиц, не подавших до 1 марта 2020 г. сведения об аккредитованном лице по установленной форме, Росаккредитацией после указанной даты будет принято решение об их исключении из национальной части Единого реестра.

Представленные до 1 марта 2020 г. сведения об аккредитованном лице будут рассмотрены в срок до 31 декабря 2020 г.

На первом этапе представленные аккредитованными лицами сведения будут оценены Росаккредитацией на соответствие критериям, предусмотренным Порядком включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 100.

На втором этапе сведения об аккредитованном лице будут оценены Межведомственным советом на соответствие Критериям оценки.

Межведомственный совет по итогам рассмотрения сведений об аккредитованном лице на предмет их соответствия Критериям оценки принимает решение о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия.

В отношении пункта 1 Критериев оценки.

Пунктом 1 Критериев оценки предусматривается наличие у руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей высшего образования по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим всей области аккредитации или ее части, опыта работы в области оценки соответствия не менее 5 лет, при этом учитывается опыт работы в течение 10 лет, предшествующих дню направления аккредитованным лицом заявления о его включении в национальную часть Единого реестра.

При применении пункта 1 Критериев оценки подходы к оценке соответствия аккредитованного лица требованиям данного пункта в целом аналогичны подходам, применяемым при документарной оценке соответствия персонала заявителя или аккредитованного лица требованиям критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации). В частности, при рассмотрении материалов и сведений будет осуществлено сопоставление области аккредитации аккредитованного лица и представленных подтверждающих документов о наличии у руководителя, заместителя (заместителей) руководителя аккредитованного лица необходимого образования.

Требования указанного критерия распространяются как на руководителя аккредитованного лица, так и на его заместителя (заместителей) при его наличии в аккредитованном лице.

Обращаем внимание на то, что указанным критерием предъявляется требование о наличии высшего образования по специальности и (или) направлению подготовки.

Образование по специальности и (или) направлению подготовки руководителя, заместителя (заместителей) руководителя аккредитованного лица должно соответствовать либо всей области аккредитации либо её части. При этом наличие в документе о высшем образовании слова "сертификация" не является обязательным.

При оценке соответствия опыта работы требованиям указанного критерия оценивается имеющийся опыт работы в области оценки соответствия по всем сферам оценки соответствия. Требования о соответствии опыта работы в области аккредитации и необходимости его получения в имеющем аккредитацию в национальной системе аккредитации лице Критерии оценки не содержат.

В отношении пункта 2 Критериев оценки.

Пунктом 2 Критериев оценки предусмотрено требование об отсутствии у руководителя юридического лица, структурным подразделением которого является орган по сертификации, а также у руководителя органа по сертификации, его заместителей, работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия, неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Отсутствие у указанных лиц неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления будет проверяться в рамках взаимодействия с МВД России.

В отношении пункта 3 Критериев оценки.

Пунктом 3 Критериев оценки предусмотрено требование об отсутствии в течение последних 3 лет фактов привлечения руководителя юридического лица, структурным подразделением которого является аккредитованное лицо, руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей, персонала аккредитованного лица, участвующего в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия (далее - ключевой персонал), к административной ответственности и (или) вступивших в законную силу неисполненных решений о привлечении аккредитованного лица к административной ответственности в соответствии со статьями 14.47, 14.48, 14.60 и 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При оценке соответствия данному пункту Критериев оценки учитываются случаи, когда судом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении виновному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, судебный акт по делу об административном правонарушении вступил в законную силу и не исполнен лицом, привлеченным к административной ответственности, на дату рассмотрения вопроса о соответствии аккредитованного лица требованиям Критериев оценки.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 указанной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Учитывая это, факты привлечения ранее к административной ответственности виновных лиц, добровольно и в полном объеме исполнивших назначенное судом административное наказание в виде штрафа в сроки, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, не учитываются при оценке соответствия указанному критерию.

Под неисполненным судебным решением для целей применения указанного критерия понимаются следующие случаи:

1) факт наличия вступившего в законную силу решения суда и факт неисполнения назначенного судом административного наказания в виде штрафа в сроки, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а именно на следующий день после истечения 60 дней со дня вступления такого решения суда в законную силу;

2) факт наличия вступившего в законную силу решения суда, в отношении которого имеется информация о нахождении его на принудительном исполнении либо их предъявлении к исполнению (в отношении которого возбуждено исполнительное производство);

3) факт наличия вступившего в законную силу решения суда, в отношении которого окончено исполнительное производство в связи с истечением срока приведения его в исполнение (постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу) либо истечением срока давности исполнения судебного акта.

Указанные факты рассматриваются на дату рассмотрения сведений об аккредитованном лице (заявления о включении в национальную часть реестра), при этом учитываются факты, наступившие в течение предшествующих 3 лет на дату такого рассмотрения.

В отношении пунктов 4 и 5 Критериев оценки.

Пунктом 4 Критериев оценки предусмотрено требование об отсутствии в составе учредителей или участников юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, составе ключевого персонала аккредитованного лица лиц, ранее являвшихся учредителями или участниками юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, лиц, осуществлявших трудовую деятельность в составе ключевого персонала иных аккредитованных лиц, у которых в течение 2 лет, предшествующих дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра, были выявлены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия, либо аккредитованных лиц, уклонившихся от проведения проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а равно направивших заявление о прекращении действия аккредитации в период проведения в отношении их такой проверки, либо прекративших деятельность в качестве органа по сертификации и при этом не прекративших действие выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, выпускаемую серийно, выданных в рамках обязательной сертификации, либо не осуществивших передачу функций по проведению инспекционного контроля другим органам по сертификации.

Пункт 5 Критериев оценки устанавливает требование об отсутствия в течение 1 года, предшествующего дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра, фактов взаимодействия при выполнении работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органами по оценке (подтверждению) соответствия иностранных государств, допустившими случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.

Основы правового статуса юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, учредителей и участников юридического лица в зависимости от его вида закреплены в главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Под учредителями понимаются физические и (или) юридические лица, участвующие в создании юридического лица. Под участниками юридического лица понимаются физические и (или) юридические лица, которые имеют корпоративные (членские) права в отношении юридического лица.

При оценке соответствия аккредитованного лица пунктам 4 и 5 Критериев оценки соблюдение установленных указанными пунктами требований будет проверяться на основе следующих данных:

сведений об учредителях и участниках юридического лица, предоставляемых Федеральной налоговой службой;

информации из федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации);

сведения об испытательных лабораториях (центрах), с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения исследований (испытаний) и измерений, наличие которого у органа по сертификации необходимо в силу требований подпункта "ж" пункта 14.9 Критериев аккредитации;

сведений, представляемых федеральными органами исполнительной власти, на которых возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного союза (Евразийского экономического союза);

сведений, предоставленных членами Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

вступивших в законную силу судебных актов по результатам рассмотрения судами заявлений о признании недействительными документов об оценке (о подтверждении) соответствия, выданных (зарегистрированных) лицами, перечисленными в указанных пунктах Критериев, а также о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Также при оценке соответствия требованиям пунктов 4 и 5 Критериев оценки могут быть учтены результаты проверочных мероприятий в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, факты перевода документов об оценке соответствия в архивную часть реестров, формирование и ведение которых осуществляет Росаккредитация, факты привлечения аккредитованного лица и его персонала к административной ответственности за совершение нарушений, соответствующих пунктам 4 и 5 Критериев оценки.

Анализ, учет и передача информации и сведений на рассмотрение Межведомственным советом в целях проведения им оценки соответствия аккредитованного лица пунктам 4 и 5 Критериев оценки и принятия соответствующего решения осуществляется рабочими группами Межведомственного совета, которые вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственного совета, а также приглашать на заседания рабочей группы представителей лиц, в отношении которых принимается решение Межведомственного совета, в целях представления пояснений по рассматриваемым материалам.

В случае установления при оценке соответствия аккредитованного лица требованиям пунктов 4 и 5 Критериев оценки фактов необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия решение по вопросу их квалификации в качестве массовой или систематической выдачи таких документов принимается Межведомственным советом на основании имеющихся в его распоряжении сведений об аккредитованном лице, конкретных фактических обстоятельств и полномочий Межведомственного совета.

В отношении пункта 9 Критериев оценки.

В соответствии с пунктом 9 Критериев оценки предусмотрено наличие в составе юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, структурного подразделения, аккредитованного в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) на право проведения исследований (испытаний) и измерений соответствующей продукции по предусмотренным техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза) показателям и в соответствии с предусмотренными правом Евразийского экономического союза методиками их проведения и включенного в национальную часть Единого реестра.

При отсутствии в составе юридического лица такой испытательной лаборатории (центра) либо отсутствии у испытательной лаборатории (центра) в области аккредитации части необходимых показателей или методик оценивается наличие у аккредитованного лица договора о выполнении соответствующих испытаний, заключенного на срок не менее 1 года, с иной испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в национальной системе аккредитации на право проведения указанных исследований (испытаний) и измерений и включенной в национальную часть Единого реестра.

При оценке соответствия указанному критерию орган по сертификации подтверждает, что в отношении продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации органа по сертификации и заявляемой им для включения в национальную часть Единого реестра, у него имеется взаимодействие с испытательными лабораториями, которые обеспечивают проведение исследований (испытаний) и измерений указанной продукции по характеристикам (показателям), предусмотренным техническими регламентами, в соответствии с методами исследований (испытаний) и измерений для определения этих характеристик (показателей), включенными в соответствующий перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента.

Взаимодействие подтверждается либо наличием такой испытательной лаборатории в составе юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, либо в случае отсутствия в составе юридического лица такой испытательной лаборатории или отсутствии у испытательной лаборатории в области аккредитации части необходимых показателей или методик, наличием договора о выполнении соответствующих испытаний с такой испытательной лабораторией (или несколькими испытательными лабораториями).

Срок, на который должен быть заключен указанный договор (договоры), должен составлять не менее 1 года на дату рассмотрения сведений, предоставленных аккредитованным лицом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»