Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 декабря 2019 года N Р-133

Об утверждении методических рекомендаций по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" и признании утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-23 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2022 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 1 декабря 2021 года N Р-321
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.):

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

2. Признать утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-23 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определённых категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия".

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
М.Н.Ракова



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-133



Методические рекомендации по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"

1. Основные положения


Настоящие методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания (обновления) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, общеобразовательные организации, федеральный проект, национальный проект), разработаны в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части реализации результата федерального проекта по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания (обновления) материально-технической базы общеобразовательных организаций для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей.

С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий настоящими методическими рекомендациями определяется, что создание (обновление) материально-технической базы общеобразовательных организаций для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей проводится в форме создания и функционирования Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центр "Точка роста").

Центры "Точка роста" создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам в целях формирования современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и предметной области "Технология", а также повышения качества и доступности образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации.

Целями деятельности Центров "Точка роста" являются:

- создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей;

- обновление содержания и совершенствование методов обучения по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и предметной области "Технология".

Задачами деятельности Центров "Точка роста" является охват на обновленной материально-технической базе общеобразовательной организации контингента обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и предметной области "Технология", а также обеспечение охвата обучающихся общеобразовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в формате проектной деятельности во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевой формы реализации образовательных программ с учетом достижения рекомендуемых минимальных индикаторов и показателей (Приложение N 2*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

С учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения обучающихся, педагогических и иных работников, родительской общественности в освоение программ по цифровым, естественнонаучным, техническим и гуманитарным направлениям рекомендуется обеспечивать использование инфраструктуры Центра "Точка роста" как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности во внеурочное время, в том числе с учетом территориальных, экономических, культурных и других особенностей конкретной территории, на которой располагается Центр "Точка роста", в части содержания и направленностей образовательных программ (проектов), перечня мероприятий, проводимых Центром "Точка роста", режима работы общеобразовательной организации и других аспектов деятельности Центра "Точка роста".

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста" вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Организационное, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста" осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).

2. Порядок создания Центра "Точка роста"


Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров "Точка роста" на территории субъекта Российской Федерации;

- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Центров "Точка роста" в соответствии с Приложением N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- индикаторы и показатели, соответствующие приведенным в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям;

- перечень общеобразовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры "Точка роста".

Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт о назначении руководителя Центра "Точка роста", а также о создании Центра "Точка роста", утверждающий положение о деятельности Центра "Точка роста", включая функции Центра "Точка роста" по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района субъекта Российской Федерации.

Учредитель общеобразовательной организации, на базе которой создается Центр "Точка роста", обеспечивает принятие или внесение изменений в соответствующие правовые акты и документы, в том числе (при необходимости) устав организации, государственное (муниципальное) задание на финансовый год и плановый период и другие акты.

При достижении минимальных индикаторов и показателей деятельности Центра "Точка роста", приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, общеобразовательная организация имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, а также реализовывать образовательные программы в сетевой форме.

3. Требования к функционированию Центра "Точка роста" и организации образовательного процесса


Основными видами деятельности Центров "Точка роста" являются:

- реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и предметной области "Технология", в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания и методов обучения по основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта;

- разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся, в том числе в каникулярный период;

- создание, апробация и внедрение моделей равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей обучающихся иных населенных пунктов сельских территорий;

- реализация и участие в реализации образовательных программ основного общего образования в сетевой форме;

- организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе для лагерей, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

- содействие развитию шахматного образования;

- вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность;

- реализация мер по непрерывному развитию педагогических работников и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогических работников Центра "Точка роста", реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;

- реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных технологий;

- содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, повышение их социальной активности и мотивации к творческой деятельности.

Методическое обеспечение для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и предметной области "Технология", а также внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ на базе Центров "Точка роста", осуществляется Федеральным оператором.

Центром "Точка роста" обеспечивается утверждение образовательных программ (внесение в них изменений) на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов.

Общие подходы и требования к содержанию образовательных программ по предметной области "Технология", реализуемых на базе Центра "Точка роста", определяются методическими рекомендациями по реализации концепции преподавания предметной области "Технология", утвержденными Минпросвещения России от 1 ноября 2019 г. N Р-109, а также методическими материалами Федерального оператора и иными документами.

4. Требования к кадровому составу и штатной численности Центра "Точка роста"


Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Центра "Точка роста" осуществляется согласно нормам федерального законодательства, касающимся нормирования и оплаты труда в образовательных организациях, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляет деятельность Центр "Точка роста".

Должности и количество введенных в штатное расписание общеобразовательной организации штатных единиц (не менее четырех) должны обеспечивать реализацию целей и задач Центра "Точка роста".

Примерный перечень должностей, необходимых для реализации целей и задач Центра "Точка роста" и обеспечения его функционирования, приведен в Приложении N 3* к настоящим методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование должностей может быть изменено согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Центром "Точка роста") и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

________________

Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196.

Пункт 3.1 профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»