Недействующий

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 27 ноября 2019 года N 710

О внесении изменений в Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденную приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года на основании
приказа Росстата от 15 декабря 2021 года N 915
____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики"

приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения в Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденную приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734 "Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен", и ввести их в действие с 1 января 2020 года.

Руководитель
П.В.Малков



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 27 ноября 2019 года N 710



Изменения в Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденную приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734



1. Раздел I изложить в следующей редакции:

"I. Общие положения


Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется ежемесячно в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

Федеральное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением, методологии и инструментария, которые, в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, разрабатываются и утверждаются Росстатом.

Информация об отобранных для наблюдения за потребительскими ценами городах Российской Федерации, составе набора товаров (услуг) - представителей, структуре потребительских расходов населения по Российской Федерации, используемой для формирования индексов потребительских цен, средних потребительских ценах и индексах потребительских цен на наблюдаемые виды товаров и услуг - размещается на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).

Рассчитанные и опубликованные ежемесячные данные об индексах потребительских цен на товары и услуги являются официальной статистической информацией и не подлежат корректировке.

Данные о потребительских ценах на товары и услуги являются информационной основой формирования системы показателей статистики потребительских цен, включающей:

индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

________________

Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.

базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) - в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный или сезонный характер;

________________

Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.

изменение средних потребительских цен (тарифов) на отдельный вид товара или услуги рассчитывается как соотношение цен в отчетном и предыдущем периодах и по своему экономическому содержанию отличается от индекса цен на данный товар или услугу, так как учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги;

средняя потребительская цена (тариф) на отдельный вид товара (услуги) - средняя величина из уровней цен на товар (услугу) - представитель, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д.;

________________

Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.

стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количества продуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;

стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого условно потребляемого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам;

индекс стоимости жизни (ИСЖ) - показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле) по сравнению с данными в среднем по России, т.е. позволяет измерить соотношение стоимости жизни в этих городах с ее среднероссийским значением.

________________

Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.

ИСЖ является обобщенным показателем, позволяющим охарактеризовать различия в расходах на приобретение определенного набора товаров и услуг в пространстве в фиксированный момент времени, в отличие от ИПЦ, который измеряет изменение общего уровня цен в стране или в определенных географических областях во времени (Методологические рекомендации по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации утверждены приказом Росстата от 8 августа 2012 г. N 440).".

2. Абзац первый раздела II изложить в следующей редакции:

"Индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.".

3. Подраздел 4.3 изложить в следующей редакции:

"4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами


Потребительский набор товаров и услуг (далее - Набор), на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг.

В Набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные их виды необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).

Основным критерием для включения новых товаров и услуг в Набор является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения, которая должна составлять не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения. Данный критерий отбора соответствует международным стандартам и является оптимальным для охвата всех категорий и групп товаров и услуг, представленных на потребительском рынке Российской Федерации,

При отборе позиций в Набор учитывается относительная важность их в потреблении, представительность с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже на территории большинства субъектов Российской Федерации.

При этом наборы товаров (услуг)-представителей в субъектах Российской Федерации по составу могут незначительно отличаться в силу территориальных, национальных и инфраструктурных особенностей.

Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

Набор включает продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.

Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.

Набор остается неизменным в течение определенного времени, не менее года.

При этом для различных категорий товаров (услуг) оптимальная периодичность актуализации может отличаться: для продовольственных товаров - 1 год; для непродовольственных товаров - от 1 года для цифровой техники, до 2 лет по остальным группам; по услугам - от 2 до 3 лет.

Для включения (исключения) товаров (услуг)-представителей в Набор используются подходы на основе:

концепции жизненного цикла товаров и услуг;

экспертных методов анализа (например, метод экспертных интервью);

ценностной мотивации.

Подход к отбору товаров (услуг)-представителей на основе концепции жизненного цикла и экспертных методов анализа применяется для актуализации Набора как на следующий отчетный год, так и на более длительную перспективу изменений в его составе.

В соответствии с концепцией жизненного цикла товары и услуги проходят определенные стадии на потребительском рынке. Основными ориентирами для определения стадии жизненного цикла являются объем продаж товаров (оказания услуг) и темпы роста (снижения) продаж товаров (оказания услуг).

Стадия зарождения и выведения на рынок нового товара (услуги). Новые товары (услуги) не имеют аналогов в прошлом, являются итогом принципиально новых разработок. Объемы продаж нового товара (услуги) незначительны. Реализуются отдельные образцы и модели поступивших на рынок новинок товара. Данные товары могут быть включены в Набор в следующем отчетном году или через год.

Стадия быстрого роста распространения товара (услуги) характеризуется возрастанием информированности потребителя о нем, увеличением спроса, расширением географии его реализации. Характерны темпы роста объема продаж более 10% в год, которые наблюдаются на протяжении длительного периода времени. Такие товары и услуги рассматриваются для введения в Набор в следующем отчетном году.

Стадия зрелости и насыщения рынка, при которой объем продаж товара и прибыли от реализации достигают своего пика и при этом характеризуются замедлением темпов роста (менее 10% в год), но сохранением их положительного значения. Товары и услуги, находящиеся в данной стадии жизненного цикла, должны быть включены в Набор для расчета ИПЦ.

Стадия спада характеризуется сокращением спроса на товар (услугу) в связи с потерей интереса к нему со стороны потребителей, снижением объема его производства с исходными техническими параметрами, сужением круга организаций, реализующих данный товар (услугу). Темпы роста объема продаж приобретают устойчивую тенденцию к отрицательным значениям, которые постоянно нарастают. Такие товары и услуги постепенно исключаются из Набора.

В качестве источников информации для выявления новых товаров (услуг) и определения стадии их жизненного цикла используются экспертные оценки работников организаций торговли и услуг, данные статистической отчетности, а также другие источники. Так, например, могут быть использованы интернет-сайты крупнейших мировых торговых компаний (например, WalMart, Amazon.py, Ebay), где размещается информация о принципиально новых товарах, ожидаемых на рынке, а также на сайтах крупнейших торговых компаний (оффлайн и онлайн), таких как "Перекресток", "Пятерочка", "Лента", "О.Кей", "МВидео", "Obi" и других. Анализ товаров-новинок проводится раз в год (в сентябре-октябре отчетного года).

Определение тенденций распространения новых товаров (услуг) в городах, где осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, и оценка возможности включения их в наблюдение за ценами, а также исключение из набора неактуальных позиций осуществляется специалистами Росстата на основе информации, предоставляемой территориальными органами Росстата.

Метод отбора товаров (услуг)-представителей на основе ценностной мотивации может быть использован при значительных ассортиментных изменениях на потребительском рынке.

Использование ценностного подхода характерно в основном для некоторых категорий товаров с применением корректировок характеристик на основе ценностной (гедонистической) мотивации.

В процессе наблюдения за потребительскими ценами, часть товаров, которые изначально попадали в выборку, исчезают с рынка, одновременно появляются другие, что затрудняет сбор данных о динамике цен из месяца в месяц. Если определенные товары больше недоступны на рынке, выбирается на замену аналогичный или менее сопоставимый товар, потенциально соответствующий по ценности, но имеющий измененные характеристики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»