Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 25 февраля 2019 года N 07-1267

О направлении методических рекомендаций



Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, разработанные Федеральным ресурсным центром психолого-медико-педагогической комиссии.

Директор департамента
Е.А.Сильянов



Методические рекомендации по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования



Аннотация


Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации в составлении заключений о необходимости создания специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Особое внимание уделено обеспечению стандартизованного подхода при проведении обследования с целью определения выше указанных условий.

В методических рекомендациях приводятся конкретные методики и образцы документов, которые могут быть использованы при проведении обследования.

Пояснительная записка


В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено определение специальных условий сдачи государственной итоговой аттестации за курсы основного общего или среднего общего образования.

Понятие "условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития" обучающихся при проведении государственной итоговой аттестации" поименовано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 и N 190/1512 соответственно.

Несмотря на то, что многие психолого-медико-педагогические комиссии сегодня проводят обследования с целью определения специальных условий сдачи государственной итоговой аттестации, алгоритм такого обследования не ясен, отсутствует единообразие в формулировках, которыми пользуются специалисты при формировании заключений. Это, зачастую, осложняет процедуру государственной итоговой аттестации для детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации при проведении обследования с целью определения условий сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Методические рекомендации будут также полезны специалистам региональных центров обработки информации.

Список используемых сокращений

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа

ГВЭ

Государственный выпускной экзамен

ГИА

Государственная итоговая аттестация

ЕГЭ

Единый государственный экзамен

ЗПР

Задержка психического развития

ИПРА

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)

КИМ

Контрольные измерительные материалы

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

МСЭ

Медико-социальная экспертиза

НОДА

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Обучающийся с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Обучающийся с инвалидностью

Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид

ОГЭ

Основной государственный экзамен

ОИВ

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования

ОО

Образовательная организация

ООО

Основное общее образование

ООП

Основная общеобразовательная программа

Положение о ПМПК

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082

ПМПК, комиссия

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Порядок ГИА-9

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513

Порядок ГИА-11

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512

ППЭ

Пункт приема экзамена

РАС

Расстройства аутистического спектра

СОО

Среднее общее образование

ТНР

Тяжелые нарушения речи

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

ФЗ-273

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

ЭМ

Экзаменационные материалы ГВЭ



1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части ГИА


В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.

ПМПК работает в полном соответствии с ФЗ-273, Положением о ПМПК и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе "Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части ГИА для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и др."* данного документа.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных* на определение специальных условий для получения ими образования.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Задачи, стоящие перед ПМПК в части ГИА:

- комплексная диагностика психофизических особенностей развития и возможностей обучающихся с целью определения необходимости создания условий при проведении ГИА;

- подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающихся.

В соответствии с пунктом 44 Порядка ГИА-9 и пунктом 53 Порядка ГИА-11 для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении организуют проведение экзаменов организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются ПМПК лицами с ОВЗ, отсутствует, ПМПК принимает решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.

Согласно пункту 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер.

Предоставленные родителями (законными представителями) обучающихся рекомендации ПМПК являются основанием для создания ОИВ особых условий для обучения и воспитания детей.

ГИА-9

Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"

     

II. Формы проведения ГИА и участники ГИА

6. ГИА проводится:

а) в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ), - для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;

б) в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды);

7. ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе - участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам.

10. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ).

11. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку.

13. Участники ГИА с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а участники ГИА - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также копию рекомендации ПМПК в случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка.

III. Итоговое собеседование по русскому языку

18. Для лиц, указанных в пункте 44 настоящего Порядка, а именно, для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.

V. Проведение ГИА

44. Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения ГИА:

- проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»