ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 27 февраля 2020 года 2223-З N 357-VI


О парламентском контроле в Республике Саха (Якутия)

(с изменениями на 9 декабря 2022 года)

(в ред. Законов РС(Я) от 30.06.2021 2374-З N 659-VI, от 14.12.2021 2436-З N 783-VI, от 09.12.2022 2558-З N 1027-VI)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 27.02.2020 З N 358-VI



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - Государственное Собрание), Контрольным комитетом Государственного Собрания (далее - Контрольный комитет), комитетами и комиссией Государственного Собрания, народными депутатами Республики Саха (Якутия), комиссией по депутатскому расследованию, Счетной палатой Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата), рабочими группами парламентского контроля.



Статья 2. Правовая основа осуществления парламентского контроля


Правовую основу осуществления парламентского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З N 401-II "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (далее - Конституционный закон Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)"), Закон Республики Саха (Якутия) от 16 марта 1995 года З N 55-I "О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) "О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)"), настоящий Закон, иные законы Республики Саха (Якутия), Регламент Государственного Собрания и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).


(в ред. Закона РС(Я) от 09.12.2022 2558-З N 1027-VI)



Статья 3. Цели парламентского контроля


Основными целями парламентского контроля являются:


1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), конституционных законов Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания;


2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) прав и свобод человека и гражданина;


3) выявление ключевых проблем в деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), повышение эффективности системы государственного управления и привлечения внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;


4) противодействие коррупции;


5) оценка социальной и экономической эффективности действия законов Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания;


6) оценка соответствия фактических результатов реализации законов Республики Саха (Якутия) целям и задачам их принятия;


7) выявление и устранение причин и условий, препятствующих соблюдению и исполнению законов Республики Саха (Якутия);


8) разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также на повышение эффективности его исполнения.



Статья 4. Принципы парламентского контроля


Парламентский контроль осуществляется на принципах:


1) законности;


2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;


3) разделения властей;


4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;


5) системности;


6) гласности.



Статья 5. Открытость информации о парламентском контроле


Государственное Собрание обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 6. Пределы осуществления парламентского контроля


Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.



Статья 7. Субъекты парламентского контроля


1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:


1) Государственное Собрание;


2) Контрольный комитет;


3) комитеты и комиссия Государственного Собрания;


4) народные депутаты Республики Саха (Якутия);


5) комиссия по депутатскому расследованию;


6) рабочие группы, созданные в соответствии с распоряжением Председателя Государственного Собрания.


2. Контрольный комитет как постоянно действующий орган парламентского контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".


3. Счетная палата участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом и Законом Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)").



Статья 8. Направления парламентского контроля


Субъекты парламентского контроля осуществляют контроль за:


1) исполнением законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания;


2) исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования);


3) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Саха (Якутия), в том числе республиканскими долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций;


4) своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации законов Республики Саха (Якутия).



Статья 9. Формы парламентского контроля


Деятельность по осуществлению парламентского контроля в рамках полномочий, отнесенных к ведению Государственного Собрания, включает в себя:


1) рассмотрение Государственным Собранием выражения недоверия Главе Республики Саха (Якутия) и Правительству Республики Саха (Якутия);


2) проведение Государственным Собранием, Контрольным комитетом, комитетами и комиссией Государственного Собрания мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;


3) заслушивание Государственным Собранием ежегодных отчетов Главы Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием;


4) заслушивание Государственным Собранием ежегодных отчетов о деятельности Счетной палаты;


5) заслушивание Государственным Собранием ежегодных отчетов министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о деятельности органов внутренних дел;


6) направление народными депутатами Республики Саха (Якутия) депутатских запросов;


7) направление Государственным Собранием парламентских запросов;


8) осуществление Государственным Собранием взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия), Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия), Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия);


9) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты;


10) осуществление Государственным Собранием взаимодействия со Счетной палатой в случаях и формах, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)";


11) осуществление Государственным Собранием взаимодействия с Общественной палатой Республики Саха (Якутия) в случаях и формах, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года 1783-З N 1123-V "Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)";


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»