ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2019 года N 1759-р


Об утверждении Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы



В целях повышения эффективности бюджетных расходов и реализации основных положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р:


1. Утвердить Программу по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать и реализовать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом основных положений Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.


3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.КОЛОДЕЗНИКОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 30 декабря 2019 г. N 1759-р



ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА 2020 - 2024 ГОДЫ



ПАСПОРТ Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы

Наименование программы

Программа по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы (далее - программа)

Ответственный исполнитель программы

Министерство финансов Республики Саха (Якутия)

Соисполнители (исполнители) программы

Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия);

Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (по согласованию).

Цель программы

Повышение эффективности формирования и использования бюджетных расходов, обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Саха (Якутия) при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития

Задачи программы

1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Саха (Якутия) за счет бюджетной консолидации и эффективного управления государственным долгом;

2) развитие эффективных процедур бюджетного планирования;

3) внедрение обзоров бюджетных расходов как основы повышения их эффективности;

4) повышение эффективности оказания государственных услуг в социальной сфере;

5) совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета;

6) повышение эффективности межбюджетных отношений и создание условий для устойчивости местных бюджетов;

7) развитие механизма инициативного бюджетирования;

8) повышение эффективности осуществления расходов на государственное управление;

9) обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов;

10) совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия);

11) совершенствование процедур планирования и осуществления бюджетных инвестиций;

12) развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок;

13) мониторинг качества финансового менеджмента;

14) цифровая трансформация в сфере управления общественными финансами Республики Саха (Якутия)

Основные целевые показатели (индикаторы) программы

1) рост поступлений налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия) (без учета налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты) в расчете на душу населения, в процентах;

2) отношение государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений, в процентах;

3) доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в общем объеме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процентах;

4) годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года (без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом) к общему объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процентах;

5) доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия), в том числе замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам, в процентах;

6) соотношение объема привлеченных средств софинансирования из других источников в рамках реализации механизмов инициативного бюджетирования к объему средств, выделенных на эти цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в процентах;

7) доля муниципальных образований, принявших участие в конкурсном отборе программы поддержки местных инициатив от общего количества муниципальных образований, в процентах;

8) соотношение объема привлеченных средств софинансирования из других источников в рамках реализации механизмов молодежного бюджетирования, в процентах;

9) доля молодежных организаций, задействованных в молодежном бюджетировании, в процентах;

10) доля исполнительных органов государственной власти, переведенных на "облачные" технологии по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности, в процентах

Сроки реализации программы

2020 - 2024 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1) высокая долгосрочная устойчивость бюджета Республики Саха (Якутия);

2) рост доли собственных доходов бюджета Республики Саха (Якутия), по 2% от налоговых доходов, без учета налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты, в расчете на душу населения ежегодно;

3) сохранение позиций Республики Саха (Якутия) в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, отношение государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений - менее 47% к 2024 году;

4) достижение оптимальной структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом приоритетов социально-экономического развития;

5) рост текущей ликвидности единого счета государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

6) снижение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия), повышение устойчивости местных бюджетов, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам - более 30% к 2024 году;

7) обеспечение условий для повышения эффективности управления общественными финансами в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия);

8) повышение степени участия граждан в определении приоритетов бюджетных расходов и контроле за их осуществлением, доля муниципальных образований, принявших участие в конкурсном отборе программы поддержки местных инициатив от общего количества муниципальных образований - 100% к 2024 году;

9) рост качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, количество главных распорядителей бюджетных средств с низким качеством финансового менеджмента - 1 к 2024 году;

10) повышение открытости (прозрачности) и подотчетности использования бюджетных средств, доля исполнительных органов государственной власти, переведенных на "облачные" технологии по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности - 100% к 2024 году;

11) совершенствование системы управления закупок Республики Саха (Якутия), направленной на оптимизацию закупочной деятельности, доля закупок (по количеству) для обеспечения государственных нужд, проводимых путем конкурентных процедур, признанных состоявшимися в общем объеме закупок - не менее 50% к 2024 году;

12) повышение эффективности и результативности бюджетных инвестиций;

13) внедрение современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

14) цифровизация системы государственного управления и бюджетного процесса, соответствие требованиям импортозамещения в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 100% к 2024 году



I. Общие положения


Программа по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы (далее - программа) разработана во исполнение Послания Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2018 года, в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.


В 2017 - 2019 годах развитие и совершенствование бюджетной системы Республики Саха (Якутия) осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. N 457. Реализация указанной Программы была направлена на создание условий для эффективного и ответственного управления общественными финансами, повышение устойчивости и обеспечение сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия).


Помимо реализации Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в указанный период осуществлялись мероприятия в рамках Программы оптимизации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 г. N 266-РГ, а также Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 г. N 281-РП.


Благодаря реализованным за последние годы мерам в Республике Саха (Якутия) обеспечены условия для долгосрочной макроэкономической устойчивости и достижения темпов экономического роста на уровне выше среднероссийских значений при безусловном исполнении принятых расходных обязательств государственного бюджета и решении задач социально-экономического развития республики.


Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования федерального и регионального уровня, реализации национальных проектов и программ, обеспечения качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных средств, высокой зависимости доходной части государственного бюджета республики от конъюнктурных доходов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обуславливает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), совершенствованию системы управления региональными финансами и рационализации бюджетных расходов.


С учетом накопленного опыта основными направлениями дальнейшей реформы системы управления общественными финансами в ближайшие годы являются:


1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;


2) повышение эффективности процедур планирования и исполнения бюджета, проведение обзоров бюджетных расходов;


3) совершенствование программно-целевого бюджетного планирования и внедрение принципов проектного управления;


4) совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия);


5) совершенствование системы финансового обеспечения и повышение эффективности государственных услуг в социальной сфере;


6) обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов;


7) совершенствование межбюджетных отношений;


8) совершенствование форм и методов государственного управления, цифровизация бюджетного процесса;


9) повышение прозрачности бюджетных расходов и степени участия граждан в бюджетном процессе.


В целях повышения эффективности межбюджетных отношений в Республики Саха (Якутия) и создания условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (далее - местные бюджеты) с учетом приоритетов их социально-экономического развития муниципальные образования Республики Саха (Якутия) обеспечивают реализацию системы мер по повышению эффективности управления муниципальными финансами, которые в том числе предусматривают мобилизацию дополнительных источников доходов, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, своевременное исполнение расходных обязательств, повышение качества финансового менеджмента, развитие внутреннего муниципального финансового контроля, централизацию функций бухгалтерского учета и отчетности.


Участие муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в реализации Программы предусматривается посредством:


1) участия в совершенствовании методологии предоставления и распределения дотаций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам;


2) выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями, заключаемыми Правительством Республики Саха (Якутия) с муниципальными районами (городскими округами), получающими дотации из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);


3) обеспечения соответствия объема расходных обязательств реальным источникам доходов и источникам покрытия дефицита бюджета;


4) принятия и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов;


5) недопущения принятия необеспеченных собственными доходными источниками расходных обязательств и проведения взвешенной долговой политики;


6) недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по расходам местных бюджетов, а в случае ее наличия - проведения работы по ее сокращению;


7) достижения установленных значений показателей результативности использования субсидии на реализацию проектов в рамках инициативного бюджетирования.



II. Характеристика текущей ситуации по реализации бюджетной политики Республики Саха (Якутия)


Бюджетная и налоговая политика Республики Саха (Якутия) в последние годы была направлена на системную работу по совершенствованию качества управления общественными финансами, созданию условий для увеличения доходной части бюджета, оптимизации бюджетных расходов и поддержанию государственного долга на экономически безопасном уровне, повышению эффективности межбюджетных отношений и усилению контроля за расходованием бюджетных средств.


Реализация бюджетной политики в 2016 - 2018 годах проходила в условиях конъюнктурных колебаний макроэкономических показателей и волатильности валютных курсов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков Республики Саха (Якутия), в том числе предприятий нефтедобывающей и алмазодобывающей промышленности. В этот период главной задачей органов государственной власти стало сохранение стабильности поступлений доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).


Бюджетные расходы росли более быстрыми темпами, чем доходы в 2016 и 2017 годах, когда наблюдалась высокая волатильность на валютном рынке. Так, исполнение доходной части бюджета 2017 года вследствие укрепления среднегодового курса рубля по отношению к доллару США и снижения цен на алмазное сырье проходило с временными кассовыми разрывами из-за трудностей, связанных с поступлением налогов от отдельных крупных налогоплательщиков. Наибольшее негативное влияние это оказало на поступление налога на прибыль организаций, который по итогам 2017 года снизился на 14,1 млрд. рублей по сравнению с 2016 годом (рис. 1).



Рис. 1. Влияние среднегодового курса рубля по отношению к доллару США на поступление доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2016 - 2018 годах*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В рамках Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 г. N 281-РП, в целях сохранения стабильности поступления доходов проводилось усиление администрирования и обеспечение полноты сбора налоговых и неналоговых доходов.


В целях повышения качества налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть государственного бюджета республики, и увеличения собственных доходов осуществлялось взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе с налоговыми органами республики в рамках подписанного Соглашения о взаимодействии Федеральной налоговой службы и Республики Саха (Якутия). Взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), проводилось в области прогнозирования, уточнения, мониторинга поступлений доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), что позволило минимизировать риски несбалансированности бюджета.


В структуре бюджета по отраслевому признаку значительный вес занимают расходы на образование, социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. В 2019 году также на структуру расходов значительное влияние оказывает реализация национальных проектов. Значительные объемы средств запланированы на реализацию национальных проектов "Жилье и городская среда", "Демография", "Безопасные и качественные автомобильные дороги".


По направлению расходов преобладающий вес занимают расходы на заработную плату (включая обязательства по оплате труда работников муниципальных учреждений).


В 2016 - 2018 годах была продолжена реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы, утвержденной указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616. Указанными документами определены основные направления совершенствования систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Также в 2018 году значительные бюджетные средства были направлены на повышение заработной платы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и приравниванием его к размеру прожиточного минимума (рис. 2).



Рис. 2. Динамика основных показателей бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 - 2019 годах, млн. рублей


                                                                                                                                    225 974

        │                                                                                                218 135            216 058 ┌══════‰

        │                                                                                                ┌══════‰208 913    ┌══════‰│      │ 

        │                                                                                                │      │┌══════‰   │      ││      │ 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»