В целях создания благоприятных условий для развития образования на территории Белгородской области Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Зубареву Н.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 20 января 2020 г. N 17-пп
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" НА ПЕРИОД 2020 - 2021 ГОДЫ
На всем протяжении существования школы как социального института (в данном документе понятие "школа" употребляется в широком смысле и подразумевает любую образовательную организацию - общеобразовательную, дошкольную, организацию дополнительного образования) не перестанут вестись дискуссии о том, какой должна быть школа.
В ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Актуальна в этом плане высказанная Губернатором Белгородской области мысль о совершенствовании образовательной среды: "В настоящее время в школах региона и в целом в стране существует целый ряд сложных социально-психологических проблем. Дети сталкиваются с равнодушием и непониманием взрослых, отсутствием единых ценностей жизни, воздействием целенаправленно негативного информационного контента. В школах имеет место агрессивность, повышенная конфликтность всех участников образовательного процесса. И мы не имеем права закрывать на это глаза".
Данная тема получила развитие и трансформировалась в идею доброжелательной школы. В отчете о результатах деятельности Правительства области в 2018 году Губернатором Белгородской области отметил: "Добро, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка, понимание значимости и ценности каждого человека - это тот фундамент, который поможет противостоять негативным тенденциям современного общества".
Задача реализации Стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы (далее - Стратегия) - сформировать в школе доброжелательную систему взаимоотношений, сделать ее социально ориентированной и предметно-практической, для чего необходимо привести в движение правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные ресурсы.
Становление доброжелательности как отличительной черты белгородской школы созвучно таким общероссийским приоритетным целям на ближайшие несколько лет, как вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой личности.
Стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации национального проекта "Образование".
Указанные приоритеты заложены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования - концепции "3Т": требования к условиям, требования к содержанию и требования к результатам образовательной деятельности.
В настоящее время остро стоит задача общественного понимания дополнительного образования как открытого вариативного пространства. Охватывая все уровни общего образования, дополнительное образование становится своеобразным социокультурным стержнем, основанным на познании через творчество, игру, труд, спорт, интеллектуальную деятельность, социальные практики.
Стратегия разработана на основе проектно-целевого подхода и включает в себя, помимо описания идеологической составляющей, аналитических данных и выводов, девять портфелей проектов, суммарно объединяющих 35 обособленных проектов, по факту реализации которых планируется менять ситуацию.
Набор предлагаемых проектов позволит реализовать перспективные разработки по созданию и внедрению передовых моделей, программ, технологий и решений в сфере образования.
Стратегия направлена на улучшение качества социальной среды в регионе и является поводом для разработки новых и корректировки действующих нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития системы образования на уровне региона, муниципальных образований, образовательных организаций.
Положения Стратегии могут изменяться и дополняться с учетом характера и масштаба проблем в системе образования, а также конкретизироваться в иных документах регионального уровня.
Данная Стратегия является документом стратегического планирования, основой для разработки отраслевых нормативных документов, государственной программы развития образования Белгородской области, а также программ развития организаций (государственных и муниципальных), осуществляющих образовательную деятельность.
Настоящей Стратегией определяются приоритеты, цели и задачи региональной образовательной политики, внутренние и внешние условия, тенденции, ресурсы, возможности развития образования Белгородской области, механизмы и способы достижения целей и решения актуальных задач развития образования на территории региона.
Стратегия направлена на устойчивое поступательное совершенствование региональной системы образования как важнейшего условия социально-культурного и экономического развития Белгородской области при сохранении и обеспечении принципа единства образовательного пространства региона.
Правовыми основаниями создания Стратегии являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ);
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204);
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 года (далее - ОНДП), в которых сформулированы цели и задачи обновления содержания образования до 2024 года для обеспечения технологического прорыва нашей страны;
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р.
Понятия и термины в настоящем документе соответствуют определениям, данным в Федеральном законе N 273-ФЗ и Федеральном законе N 172-ФЗ.
Развитие сферы образования в регионе и в целом стране происходит в условиях внешних и внутренних вызовов, к числу которых относятся:
- переход страны и мира на инновационную модель социально-экономического развития;
- демографические волны, обусловленные колебаниями рождаемости, проблемы института семьи;
- возрастание нагрузок на психическое, физическое, репродуктивное здоровье молодого поколения в постиндустриальном обществе, в период четвертой промышленной революции, приводящее к стабильному снижению ресурсов здоровья и социализации молодежи.
В процессе достижения цели повышения конкурентоспособности российского образования как фактора обеспечения социальной стабильности и национальной безопасности Российской Федерации необходимо также учитывать следующие возможные трудности:
- отсутствие роста планируемого качества образования, необходимого для кадрового обеспечения инновационного экономического и социокультурного развития страны, риск архаизации школы;
- духовный кризис современного общества, затруднения инкультурации молодого поколения в результате недооценки воспитательной и социализирующей функций образования, его роли для обретения молодыми людьми национальной идентичности, самореализации;
- отставание скорости развития человеческого капитала, ресурсов здоровья и личностного потенциала обучающихся от темпов научно-технического развития России и мира;
- утрата школой монополии на обучение, воспитание и социализацию ввиду появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным ресурсам современного мира.
Также необходимо учитывать глобальные риски: экологические, технологические, экономические, информационные, геополитические.
Взросление детей в настоящее время происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. В стремлении обеспечить безопасность ребенка взрослые ограничивают его активность и самостоятельность. Теряет прежние черты и функции детское дворовое общение: сокращается возможность разновозрастного общения, в котором от старших к младшим передается опыт. Детям все реже удается проявить целеустремленность, изобретательность, ответственность за себя и других.
Сегодня ребенок уже с дошкольного возраста находится в развернутом информационном пространстве телевидения и Интернета. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослым все сложнее быть авторитетными проводниками детей в жизни.
Отмечается примитивизация сознания детей, развитие агрессивности, жестокости, цинизма, формирование установок "свои-чужие". Под действием негативного информационного контента снижается контроль детей за своим поведением, формируется зависимость от стереотипов восприятия жестокости и ксенофобии как привычной социальной нормы, растет уровень тревожности, неумение и нежелание идти на контакт, слушать окружающих и договариваться.
Особенностью массового образования в XX веке была малое количество каналов распространения знаний и их центрация на институтах формального образования. Это поддерживало престиж школы и учителя. В ситуации появления новых способов коммуникаций, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным ресурсам школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения.
Необходим выход за пределы формального образования и воспитания, использование возможностей других социальных институтов. Школа превращается из монополиста в координатора образовательных отношений и социализации обучающихся. Успех такой деятельности зависит от уровня развития и "зрелости" системы дополнительного образования. Именно в эту сферу вкладываются сегодня государственные и негосударственные ресурсы.