ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2019 года N 537-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П "О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" (Южноуральская панорама, 17 января 2015 г., N 4, спецвыпуск N 1; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 июня 2015 г.; 27 июля 2015 г.; 17 сентября 2015 г.; 29 декабря 2015 г.; 24 марта 2016 г.; Южноуральская панорама, 30 июня 2016 г., N 63, спецвыпуск N 19; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2 августа 2016 г.; 27 октября 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 19 июля 2017 г.; 16 августа 2017 г.; 14 декабря 2017 г.; 26 декабря 2017 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск 4; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 июня 2018 г.; Южноуральская панорама, 29 октября 2018 г., N 95; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 декабря 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3; 2019, выпуск 1; Южноуральская панорама, 4 июня 2019 г., спецвыпуск N 13; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 октября 2019 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 29 октября 2014 г. N 522-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 29 ноября 2019 г. N 537-П)



Государственная программа Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области"



Паспорт государственной программы Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство образования и науки Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

отсутствуют

Проекты государственной программы

-

отсутствуют

Основная цель (основные цели) государственной программы

-

создание в муниципальных образованиях Челябинской области равных возможностей для получения качественного дошкольного образования

Основные задачи государственной программы

-

удовлетворение потребности всех социально-демографических групп и слоев населения Челябинской области в услугах по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми;

модернизация и качественное улучшение содержания, форм и методов организации дошкольного образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее именуется - ФГОС ДО);

содействие формированию современной и доступной среды в дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Челябинской области;

развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;

реализация в дошкольных образовательных организациях мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата

-

охват детей 1 - 7 лет дошкольным образованием;

удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Челябинской области (далее именуются - ДОО), в возрасте 3 - 7 лет, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям ФГОС ДО;

доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - ОВЗ) и детей-инвалидов;

удельный вес педагогических и руководящих работников ДОО, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку;

сохранение в дошкольных образовательных организациях норм потребления энергоресурсов на уровне, близком к 2015 году

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

срок реализации государственной программы - 2015 - 2025 годы. Реализация государственной программы осуществляется в 3 этапа: 1 этап - 2015 - 2016 годы; 2 этап - 2017 - 2020 годы; 3 этап - 2021 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

затраты на реализацию государственной программы - 92048695,59 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 3993993,30 тыс. рублей;

из областного бюджета - 87882720,69 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 171981,60 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований государственной программы по годам:

2015 год - 11305880,88 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 900000,00 тыс. рублей;

из областного бюджета - 10352262,38 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 53618,50 тыс. рублей;

2016 год - 11371965,35 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 11339642,05 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 32323,30 тыс. рублей;

2017 год - 12352373,28 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 12328072,28 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 24301,00 тыс. рублей;

2018 год - 13773184,38 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 411365,70 тыс. рублей;

из областного бюджета - 13344153,88 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 17664,80 тыс. рублей;

2019 год - 15485385,50 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 1446530,80 тыс. рублей (включая остатки выделенных и неиспользованных средств 2018 года - 348,50 тыс. рублей);

из областного бюджета - 14013519,50 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 25335,20 тыс. рублей;

2020 год - 14290058,30 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 958419,80 тыс. рублей;

из областного бюджета - 13312899,70 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 18738,80 тыс. рублей;

2021 год - 13469847,90 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 277677,00 тыс. рублей;

из областного бюджета - 13192170,90 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

реализация мероприятий государственной программы должна обеспечить к 2025 году:

охват детей 1 - 7 лет дошкольным образованием на уровне 97 процентов;

увеличение удельного веса численности воспитанников ДОО в возрасте 3 - 7 лет, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям ФГОС ДО, до 100 процентов;

доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на уровне 100 процентов;

увеличение удельного веса педагогических и руководящих работников ДОО, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, до 100 процентов;

сохранение в ДОО норм потребления энергоресурсов на уровне, близком к 2015 году



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Дошкольное образование в Челябинской области обеспечивают 1644 образовательные организации, в которых воспитывается 208,6 тысячи детей 1 - 7 лет, что составляет 79,1 процента от общей численности детей указанной возрастной группы (в среднем по Российской Федерации - 65,6 процента). Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и другими нормативными правовыми актами.


Равенство возможностей для получения качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения.


В Челябинской области в очереди на устройство в ДОО зарегистрировано 74,8 тысячи человек, в том числе нуждающихся в получении места в ДОО в 2014 - 2015 учебном году, но не получивших его к 1 сентября 2014 года, - 27 тысяч детей (актуальная очередь), из них в возрасте 3 - 7 лет - 2,4 тысячи человек. При этом состояние доступности дошкольного образования характеризуется территориальной и возрастной неравномерностью.


Значения показателей охвата детей 1 - 7 лет дошкольным образованием в муниципальных образованиях Челябинской области варьируется от 55,7 процента до 98,1 процента. В среднем по Челябинской области охват дошкольным образованием детей от трех до семи лет составляет 96,7 процента, детей от полутора до трех лет - 48 процентов. Срок ожидания в очереди в ДОО в среднем по Челябинской области составляет 2,2 года от даты рождения ребенка, но в различных муниципальных образованиях Челябинской области значение этого показателя также вариабельно. В одних муниципальных образованиях Челябинской области место в ДОО предоставляется в день обращения за получением услуги, в других муниципальных образованиях Челябинской области родители ожидают своей очереди на ее получение от года до четырех лет, из-за чего автоматически ограничивается доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет обеспечивается лишь в отдельных городах Челябинской области, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, и, следовательно, соответствующие группы в ДОО должны быть во всех муниципальных образованиях Челябинской области. Важно и то, что группы для детей от двух месяцев до полутора лет являются одной из эффективных форм профилактики социального сиротства и поддержки материнства в период его совмещения с получением образования.


Существенными факторами, определяющими масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, являются:


рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года. Достижение порогового максимума численности детей дошкольного возраста прогнозируется в 2017 году;


значительный перегруз проектной мощности 862 ДОО (57 процентов от общего числа), которые укомплектованы детьми с превышением нормативов наполняемости групп.


Решение проблемы территориальной доступности дошкольного образования в Челябинской области обеспечивается реализацией:


соглашения Правительства Челябинской области с Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования;


государственной программы Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 348-П "О государственной программе Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области".


Поддерживаемые указанными документами объемы открытия дополнительных мест в ДОО из-за бюджетных ограничений не соответствуют темпам увеличения численности детей (таблица 1).



Таблица 1

Наименование показателя

Единица меры

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Годовой прирост численности детей 1 - 7 лет

человек

8645

8490

11451

13373

8933

3194

37

-7246 <*>

-12322 <*>

Открытие дополнительных мест в ДОО

мест

3327

7919

6270

8834

6121

3010

4611

455

880


________________


* При отрицательном значении показатель естественного прироста именуется естественной убылью.


Частный сектор системы дошкольного образования (19 детских садов; 2,5 тысячи детей, что составляет 1,2 процента от общего количества воспитанников ДОО) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется.


Состояние социальной доступности дошкольного образования в Челябинской области характеризуется недостатком мест в организациях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 32,3 тысячи детей, что составляет 61 процент от реальной потребности.


Общий дефицит мест в ДОО ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий Челябинской области, так как в перечень необходимых условий приема в ДОО ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных образовательных организаций лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности.


Неравенство доступа к коррекционному образованию определяется еще и территориальной спецификой. В целом ряде средних и крупных городов Челябинской области ДОО оказывают коррекционную помощь по всем видам нарушений развития, но в большинстве сел и малых городов Челябинской области коррекционное образование не осуществляется. Основная проблема - отсутствие специалистов-дефектологов. Подготовка данной категории специалистов осуществляется в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах, но привлечение их в сельскую местность и малые города Челябинской области требует принятия специальных мер со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Затраты на коррекцию развития ребенка в период дошкольного детства высокоэффективны и являются одним из самых значительных резервов повышения результативности общего образования.


Состояние экономической доступности дошкольного образования в Челябинской области поддерживается в нормативных и рекомендательных рамках, заданных федеральными нормативными правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации. Устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области размеры платы родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных ДОО не превышают 20 процентов от стоимости содержания ребенка в муниципальных ДОО.


Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям ФГОС ДО, который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды.


Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия требованиям ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в организациях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные на практике управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, основными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций являются:


внедрение профессионального стандарта педагога;


модернизация педагогического образования;


обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;


повышение социального статуса и престижа профессии педагога.


Все эти направления необходимо реализовывать в Челябинской области, максимально используя возможности региональных организаций профессионального и дополнительного образования.


Определяющее значение для решения проблемы доступности дошкольного образования имеет предстоящая смена фазы демографического цикла в возрастной группе детского населения 1 - 7 лет. В период с 2017 до 2031 года прогнозируется снижение численности детей дошкольного возраста, после чего ожидается новый подъем демографической волны.


Суммарная проектная мощность сети зданий ДОО составляет 189,8 тысячи мест. При этом сверх установленных норм в них содержится 24,3 тысячи детей, еще 8,7 тысячи детей получают дошкольное образование в дошкольных отделениях 135 общеобразовательных организаций, которые в среднесрочной перспективе будут использованы для размещения школьных классов в связи с подъемом демографической волны в возрастном диапазоне 8 - 18 лет.


Таким образом, при общем снижении численности детей 1 - 7 лет к 2031 году до 205,5 тысячи открытие дополнительных мест, запланированное в мероприятиях настоящей государственной программы, является экономически оправданным, так как не влечет за собой необходимости перепрофилирования зданий новых ДОО даже в отдаленной перспективе при условии локализации нового строительства и реконструкции зданий ДОО на территориях Челябинской области с максимальным дефицитом мест в ДОО. 100-процентную доступность дошкольного образования для детей 3 - 7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" необходимо обеспечить к 2016 году. Решение проблемы дефицита мест в ДОО для детей 1,5 - 3 лет, детей с ОВЗ и детей-инвалидов целесообразно максимально совместить со сменой фазы демографического цикла и уменьшением общей численности детей 1 - 7 лет к 2031 году. Развитию частного сектора системы дошкольного образования необходимо уделять внимание на всех этапах ликвидации дефицита мест в ДОО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»