____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2023 N 451.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 марта 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 17.12.2020 N 403, от 25.11.2021 N 370, от 24.06.2022 N 202, от 29.03.2023 N 71)
В целях реализации на территории Курганской области государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696, Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Курганской области "Комплексное развитие сельских территорий Курганской области" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по экономической политике.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 17.12.2020 N 403)
Губернатор Курганской области
В.М.ШУМКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 17.12.2020 N 403, от 25.11.2021 N 370, от 24.06.2022 N 202, от 29.03.2023 N 71)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 25.11.2021 N 370)
Наименование | Государственная программа Курганской области "Комплексное развитие сельских территорий Курганской области" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Департамент агропромышленного комплекса Курганской области |
Соисполнители | Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); кредитные организации (по согласованию) |
Цели | Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Курганской области не менее 37,48 процента к 2025 году; достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств Курганской области до 84,5 процента к 2025 году; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах Курганской области до 20,9 процента к 2025 году; количество сельских населенных пунктов, транспортная доступность которых улучшена, 3 единицы к 2024 году |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.03.2023 N 71) | |
Задачи | Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях; обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку; реализация мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами; развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях; реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий; создание, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел, спортивных сооружений (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий); создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий); обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; содействие в реализации инвестиционных проектов на сельских территориях |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 24.06.2022 N 202) | |
Целевые индикаторы | Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, тыс. кв. м; осуществлено строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях и нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены социальные выплаты, тыс. кв. м; осуществлено строительство (приобретение) жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения, тыс. кв. м; количество выданных льготных ипотечных кредитов гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (агломерациях) по ставке от 0,1 до 3 процентов годовых, ед.; обустроены объектами инженерной инфраструктуры и благоустроены площадки, расположенные на сельских территориях, под компактную жилищную застройку, ед.; численность обучающихся по ученическим договорам и договорам о целевом обучении в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях в целях обеспечения специалистами сельскохозяйственных товаропроизводителей, чел.; направлены на обучение граждане Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях, чел.; численность обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность не более 6 месяцев в году предоставления субсидии или в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с квалификацией, получаемой в результате освоения образовательной программы, чел.; привлечены обучающиеся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях, чел.; ввод в действие распределительных газовых сетей, км; ввод в действие локальных водопроводов, км; количество проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку, ед.; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к расположенным (планируемым к созданию) в сельских населенных пунктах, км; построены (реконструированы) и отремонтированы автомобильные дороги на сельских территориях, км; количество реализованных проектов по благоустройству сельских территорий, ед.; реализованы проекты по благоустройству общественных пространств на сельских территориях, ед.; количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций), ед.; реализованы проекты комплексного развития сельских территорий (агломераций), ед.; количество работников, работающих по трудовым договорам, получивших индивидуальный жилой дом или жилое помещение в многоквартирном доме, ед.; количество объектов, на которые разработана проектная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, ед.; количество объектов инженерной и транспортной инфраструктур, введенных в эксплуатацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ед.; созданы рабочие места (заполнены штатные единицы) в период реализации проектов, отобранных для субсидирования, ед.; ввод в действие дошкольных образовательных организаций (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий), мест |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.03.2023 N 71) | |
Сроки реализации | 2020 - 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый общий объем финансирования Программы на 2020 - 2025 годы составляет 1952981,8 тыс. руб., в том числе по годам. 2020 год - 247753,3 тыс. руб.; 2021 год - 288865,4 тыс. руб.; 2022 год - 12778,7 тыс. руб.; 2023 год - 223311,1 тыс. руб.; 2024 год - 449074,3 тыс. руб.; 2025 год - 731199,0 тыс. руб., средства федерального бюджета (по согласованию) - 1694825,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 228309,6 тыс. руб.; 2021 год - 250376,7 тыс. руб.; 2022 год - 4869,0 тыс. руб.; 2023 год - 213461,1 тыс. руб.; 2024 год - 386077,2 тыс. руб.; 2025 год - 611731,7 тыс. руб.; средства областного бюджета - 68801,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 8356,9 тыс. руб.; 2021 год - 30658,7 тыс. руб.; 2022 год - 4797,5 тыс. руб.; 2023 год - 4354,8 тыс. руб.; 2024 год - 7969,2 тыс. руб.; 2025 год - 12664,3 тыс. руб.; средства местных бюджетов (по согласованию) по предварительной оценке - 3669,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 527,9 тыс. руб.; 2021 год - 1541,3 тыс. руб.; 2022 год - 280,6 тыс. руб.; 2023 год - 537,9 тыс. руб.; 2024 год - 171,3 тыс. руб.; 2025 год - 610,0 тыс. руб.; средства внебюджетных источников (по согласованию) по предварительной оценке - 185686,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 10558,9 тыс. руб.; 2021 год - 6288,7 тыс. руб.; 2022 год - 2831,6 тыс. руб.; 2023 год - 4957,3 тыс. руб.; 2024 год - 54856,6 тыс. руб.; 2025 год - 106193,0 тыс. руб. |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.03.2023 N 71) | |
Ожидаемые результаты реализации | Увеличение количества улучшивших жилищные условия семей к 2025 году; увеличение количества семей, получивших жилое помещение по договору найма, к 2025 году; увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия путем использования жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов), к 2025 году; количество обустроенных объектами инженерной инфраструктуры и благоустроенных площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку к 2025 году; численность обучающихся по ученическим договорам и договорам о целевом обучении в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях в целях обеспечения специалистами сельскохозяйственных товаропроизводителей, к 2022 году; увеличение количества направленных на обучение граждан Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях, к 2025 году; численность обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность не более 6 месяцев в году предоставления субсидии или в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с квалификацией, получаемой в результате освоения образовательной программы, к 2020 году; увеличение количества обучающихся, привлеченных для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях к 2025 году; увеличение протяженности распределительных газовых сетей на сельских территориях к 2021 году; увеличение протяженности локальных водопроводов на сельских территориях к 2020 году; количество реализованных проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку к 2021 году; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам, расположенным (планируемым к созданию) в сельских населенных пунктах, к 2021 году; увеличение построенных (реконструированных) и отремонтированных автомобильных дорог на сельских территориях к 2025 году; реализация общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий к 2022 году; реализация проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях к 2025 году; реализация проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) к 2022 году; реализация проектов комплексного развития сельских территорий (агломераций) к 2025 году; увеличение количества работников, работающих по трудовым договорам, получивших индивидуальный жилой дом или жилое помещение в многоквартирном доме, к 2021 году; количество объектов, на которые разработана проектная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, к 2022 году; количество объектов инженерной и транспортной инфраструктур, введенных в эксплуатацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к 2021 году; количество созданных рабочих мест на селе (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий) к 2025 году; ввод в действие дошкольных образовательных организаций (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий) к 2025 году |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.03.2023 N 71) |
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики Курганской области во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 2014 по 2019 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 7,2 процента, если в 2014 году она составляла 340,9 тыс. человек и 38,9 процента от общей численности населения Курганской области, то в 2018 году - 316,2 тыс. человек и 37,9 процента соответственно. При этом доля сельских жителей остается в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, что обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия рынков труда.
В последние годы в Курганской области сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения. Численность постоянного населения за 2018 год сократилась на 10,8 тыс. человек, в том числе на 60 процентов за счет миграционной убыли и на 40 процентов - за счет естественной убыли населения.
В трудоспособном возрасте находятся 429,6 тыс. человек, из них 154,9 тыс. человек - жители сельской местности, или 48,5 процента от общей численности сельского населения.
Из числа сельских жителей в трудоспособном возрасте заняты в экономике 105,7 тыс. человек, или 65,5 процента, ищут работу и готовы к ней поступить 11,9 тыс. человек, или 10,1 процента.
Рынок труда Курганской области на селе характеризуется более высоким, чем в городах, уровнем безработицы и более низким уровнем занятости. Сохраняется структурный дисбаланс по несоответствию безработных вакантным рабочим местам.
Для сельского рынка труда характерна противоречивая ситуация: при наличии безработицы наблюдается нарастание реального дефицита квалифицированных работников основных массовых профессий в сферах здравоохранения, образования и сельского хозяйства.
Привлекательность вакансий снижает низкий уровень оплаты труда. Размер средней заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости, за 7 месяцев 2019 года составил 16,1 тыс. рублей.
Сохранение в сельском хозяйстве многочисленных видов ручных сезонных работ обуславливает высокую потребность во временной рабочей силе и наличие сезонной безработицы.
Сельские территории Курганской области характеризуются неравномерным распределением производственных сил в сочетании с локализацией районных рынков труда и относительно низкой мобильностью рабочей силы. Положение усугубляется отсутствием работы по месту жительства и территориальной близостью Свердловской, Тюменской и Челябинской областей с более высоким уровнем оплаты труда и развитой инфраструктурой.
В целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, снижения диспропорции между спросом и предложением необходимы целенаправленные меры по развитию экономики сельских территорий и инфраструктуры, транспортной доступности и повышению привлекательности села как места для труда и жизни.
Государственное регулирование в сфере занятости сельского населения должно быть направлено, прежде всего, на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства, особенно сельскохозяйственного, и профессиональное обучение работников в соответствии с требованиями экономики.
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве составила 18868,4 рубля (67,9 процента к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
В 2019 году в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года N 315, механизм субсидирования процентной ставки заменен на предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса льготным категориям граждан, в том числе гражданам, проживающим в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для строительства и приобретения индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Курганской области, а также для приобретения квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах в сельских поселениях Курганской области.
За период с 2017 года по 15 мая 2019 года льготных кредитов на индивидуальное жилищное строительство для граждан, проживающих на сельских территориях, не выдавалось. За период с 15 мая 2019 года по 15 августа 2019 года на индивидуальное жилищное строительство в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" принято 8 заявок, по двум из которых субсидии перечислены.