ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2020 года N 4-пП


Об утверждении Порядка анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Пензенской области

(с изменениями на 8 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 28.08.2020 N 589-пП, от 02.08.2022 N 662-пП, от 08.11.2023 N 1009-пП)



В соответствии со статьями 93.2, 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации Закона Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый Порядок анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Пензенской области.


2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правительства Пензенской области.



Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ



Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 15 января 2020 г. N 4-пП



ПОРЯДОК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА, ПРОВЕРКИ ДОСТАТОЧНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИНЦИПАЛА ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ РЕГРЕССНОГО ТРЕБОВАНИЯ ГАРАНТА К ПРИНЦИПАЛУ, ВОЗНИКАЮЩЕГО В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ИЛИ В КАКОЙ-ЛИБО ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 28.08.2020 N 589-пП, от 02.08.2022 N 662-пП, от 08.11.2023 N 1009-пП)




1. Общие положения


1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" (с изменениями) в целях осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии, при предоставлении государственной гарантии Пензенской области, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Пензенской области.


1.2. Анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения осуществляется Министерством финансов Пензенской области (далее - Министерство) в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:


- при предоставлении государственной гарантии Пензенской области - в целях принятия решения о предоставлении государственной гарантии;


- после предоставления государственной гарантии Пензенской области - в целях мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения в течение срока действия государственной гарантии до прекращения обязательств по ней.


1.3. При предоставлении государственной гарантии Пензенской области Министерство проводит проверку в соответствии с разделами 2 - 6 настоящего Порядка на основе документов, представляемых принципалом для получения государственной гарантии Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 26.05.2008 N 329-пП "Об утверждении перечня документов, представляемых принципалом для получения государственной гарантии Пензенской области" (с последующими изменениями), и в течение одного месяца со дня поступления документов направляет заключение в Правительство Пензенской области.


1.4. После предоставления государственной гарантии Пензенской области Министерство проводит мониторинг финансового состояния принципала и контроль за предоставленным обеспечением в соответствии с разделом 7 настоящего Порядка на основе представляемых принципалом документов, перечень которых установлен приложением N 1 к настоящему Порядку, и в течение одного месяца со дня поступления документов направляет заключение в Правительство Пензенской области.



2. Анализ финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Пензенской области


2.1. Анализ финансового состояния принципала проводится в два этапа:


- на первом этапе проводится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 2 к настоящему Порядку;


- на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанным в пунктах 2.2 - 2.4 настоящего Порядка.


2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о принципале, находящейся в свободном доступе или предоставляемой принципалом. По результатам анализа этой информации финансовое положение принципала может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.


2.2.1. Финансовое положение принципала может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость принципала в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.


2.2.2. Финансовое положение принципала оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности принципала или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению. Тем не менее существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии могут привести к появлению финансовых трудностей, если принципалом не будут приняты необходимые превентивные меры.


2.2.3. Финансовое положение принципала оценивается как неудовлетворительное, если принципал признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, то есть предприятие является устойчиво неплатежеспособным, или анализ принципала свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых может явиться устойчивая неплатежеспособность принципала в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.


2.3. Финансовое положение принципала не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:


- наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками предприятия или контрагентами;


- наличие у принципала скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;


- выявлены случаи неисполнения в течение последнего года принципалом обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращения принципалом обязательств по иным договорам с гарантом с предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более;


- убыточная деятельность принципала, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).


2.4. В случае, если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.



3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, представляемого в форме поручительства юридических лиц


3.1. Поручительство юридических лиц, предоставляемое в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, признается достаточным, надежным и ликвидным и подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств, если поручитель отвечает одновременно следующим критериям:


3.1.1. стоимость чистых активов поручителя не меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемого поручительства;


3.1.2. по результатам анализа финансового состояния поручителя, проведенного аналогично анализу финансового состояния принципала в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка, финансовое состояние поручителя оценено как удовлетворительное или хорошее;


3.1.3. поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении поручителя не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);


3.1.4. отсутствие у поручителя просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Пензенской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;


3.1.5. размер обеспечения, представляемого поручителем, составляет не менее минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Пензенской области, определенного в порядке, установленном Правительством Пензенской области.


3.2. В случае если поручитель не отвечает хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, поручительство юридических лиц признается недостаточным, ненадежным и неликвидным и не подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств принципала по государственной гарантии.



4. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, представляемого в форме банковской гарантии


4.1. Банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, признается достаточной, надежной и ликвидной и подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств, если кредитная организация отвечает одновременно следующим критериям:


4.1.1. наличие лицензии Банка России на осуществление банковских операций, указанных в части первой статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";


4.1.2. участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";


4.1.3. наличие собственных средств (капитала) в размере не менее минимального, установленного статьей 11.2 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";


4.1.4. стоимость чистых активов кредитной организации не меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии;


4.1.5. наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 "О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";


(пп. 4.1.5 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 02.08.2022 N 662-пП)


4.1.6. отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Пензенской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;


4.1.7. кредитная организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении нее не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);


4.1.8. размер обеспечения, представляемого кредитной организацией, составляет не менее минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Пензенской области, определенного в порядке, установленном Правительством Пензенской области.


4.2. Банковская гарантия должна быть безотзывной.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»