КУРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2019 года N 151-6-ОС


Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы



В целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом города Курска, решением Курского городского Собрания от 16 декабря 2014 года N 182-5-ОС "О документах стратегического планирования муниципального образования "Город Курск" Курское городское Собрание решило:


1. Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы.


2. Администрации города Курска:


в течение 2 месяцев со дня утверждения стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы утвердить план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы и осуществлять контроль за ходом его выполнения;


обеспечить представление в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомления об утверждении (и внесении изменений) стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.


3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Курского городского Собрания в сети "Интернет".


4. Решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальном опубликованию.



Председательствующий на заседании
А.А.ЧЕРТОВА



Утверждена
решением
Курского городского Собрания
от 19 ноября 2019 г. N 151-6-ОС



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2019 - 2030 ГОДЫ



Введение


Стратегия социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы (далее - Стратегия) определяет миссию, приоритетные направления, стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития города.


Реализация Стратегии осуществляется путем разработки и реализации Плана мероприятий, а направления Стратегии детализируются в муниципальных программах города Курска. Стратегия - это инструмент управления социально-экономическим развитием города на ближайшие 12 лет.


Стратегия разработана на основе требований Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Закона Курской области от 29.04.2015 N 46-ЗКО (ред. от 27.02.2018) "О стратегическом планировании в Курской области", решения Курского городского Собрания от 27.03.2018 N 35-6-ОС "О внесении дополнений в решение Курского городского Собрания от 16 декабря 2014 года N 182-5-ОС "О документах стратегического планирования муниципального образования "Город Курск", постановления Администрации города Курска от 25.05.2018 N 1118 "О стратегии социально-экономического развития города Курска и плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Курска".


Стратегия учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р), Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", основные положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 491 "О праздновании 1000-летия основания г. Курска", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р "Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", государственных программ Российской Федерации и иных документов отраслевого планирования.


Стратегия взаимоувязана с инвестиционной стратегией Курской области до 2025 года, прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации, Курской области, города Курска на долгосрочный период, а также с Генеральным планом города Курска до 2035 года.


Стратегия учитывает лучшие мировые практики в области устойчивого развития, роста подлинного человеческого благополучия, городского планирования, развития экономики города, транспортных систем.


Разработка приоритетов развития города основана на выводах проведенных статистических исследований и на результатах глубинных интервью с жителями и экспертами. Результаты комплексной диагностики социально-экономического развития города Курска за 2014 - 2018 годы, миссия, приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы согласованы Координационным советом по разработке стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы.


Первичными статистическими данными являются данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее - Курскстат), данные ряда крупных и средних хозяйствующих субъектов.


В Стратегию заложена преемственность программно-целевого метода, примененного при разработке и реализации трех комплексных программ социально-экономического развития города Курска (на 2006 - 2008 годы, 2009 - 2013 годы и 2014 - 2018 годы). Программно-целевой подход - один из инструментов системы управления развитием города, средство реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Курск" социальной и экономической политики, механизм воздействия на экономические процессы в пределах своих полномочий с целью формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения города, эффективное и целевое использование средств бюджета города. Применяемый в Курске программно-целевой метод направлен на повышение уровня социально-экономического развития также посредством разработки и реализации 17 муниципальных программ.


Выполнение мероприятий Стратегии требует привлечения значительных финансовых ресурсов из федерального и областного бюджетов, а также из внебюджетных источников.


Стратегия состоит из введения, 5 разделов и заключения.


В первом разделе "Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Курска" представлены результаты анализа совокупности социально-экономических показателей, характеризующих муниципальное образование за период 2014 - 2018 годов. Проведен анализ существующей системы документов стратегического планирования города Курска, а также комплексная оценка внешних факторов долгосрочного развития города Курска, наиболее существенных вызовов, значимых угроз, возможностей и ограничений долгосрочного развития. Представлен сравнительный анализ города Курска с сопоставимыми городами Российской Федерации и Центрального федерального округа по основным показателям социально-экономического развития. Разработаны альтернативные сценарии долгосрочного развития города Курса и предложено обоснование выбора целевой модели.


В разделе 2 сформулированы миссия, приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития города Курска, сроки и этапы реализации Стратегии.


Раздел 3 "Приоритетные направления социально-экономического развития города Курска, ожидаемые результаты их реализации" содержит обоснование по каждому выбранному приоритету долгосрочного развития, цели и задачи, ключевые мероприятия для достижения целевых показателей.


В разделе 4 представлена оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии и механизмы ее реализации.


Раздел 5 содержит показатели достижения целей и решения задач социально-экономического развития города Курска на период реализации Стратегии.



1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Курска



1.1. Краткая экономико-географическая характеристика города Курска


Город Курск - административный, промышленный и культурный центр Курской области, крупный транспортный хаб Центрального федерального округа. Через город проходят два важных транспортных коридора международного значения, связывающих Россию с Восточной Украиной и Крымом и, соответственно, связывающих Россию и центр Украины.


Главные железнодорожные магистрали: "Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Харьков", "Воронеж - Киев". Автомобильные дороги города имеют выход на автомагистрали "Крым" (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Харьков - Симферополь), "Воронеж - Курск - Киев". Рядом с городом расположен аэропорт Восточный, который связывает центр Центрально-Черноземного региона с городами России, прежде всего с Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи, Симферополем, Анапой и странами Ближнего Зарубежья.


Город Курск расположен на водораздельном плато, в долинах реки Сейм и ее притоков Тускарь и Кур. Территория города сильно изрезана овражно-балочной и речной сетью, что нашло отражение в архитектурном и планировочном облике города. Протяженность города с запада на восток 12 км, с севера на юг - 19 км. Климат Курска является умеренно-континентальным, город характеризуется комфортными условиями для проживания населения: со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой.


В административном отношении город делится на 3 округа - Центральный, Железнодорожный, Сеймский. В 2014 году в состав Центрального округа был включен поселок Северный Нижнемедведицкого сельсовета Курского района. Площадь территории города составляет 19,2 тыс. га. Доля населения города Курска составляет 40% общей численности населения Курской области и 59% численности городского населения региона в целом.



1.2. Комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития города Курска



1.2.1. Человеческий капитал и демография



Демографическая ситуация и миграционные процессы. Семейная политика


Общая численность населения города Курска на 1 января 2019 года составила 449,5 тыс. чел. По сравнению с 2008 годом (408,1 тыс. чел.) численность постоянного населения на начало года увеличилась на 10,2%.


За период 2014 - 2018 годов численность населения возросла на 14,4 тыс. чел. Это позволило обеспечить перевыполнение целевого показателя комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) по приросту численности населения города (12,3 тыс. чел.).


Положительная динамика численности населения обусловлена, прежде всего, миграционной привлекательностью города, которая компенсирует естественную убыль населения. На протяжении периода с 2008 по 2018 год коэффициент естественного прироста был отрицательным, за исключением 2015 года, когда он составил +0,4 промилле.





Рисунок 1. Динамика численности населения города Курска на начало года, тыс. чел., 2008 - 2019 годы


Источник: База данных показателей муниципальных образований.


URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/.


Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 чел. населения) составил в 2018 году 10,0 промилле. В 2017 году показатель был на уровне 10,5 рождений на 1000 чел. населения, в 2014 году - 12,0; в 2015 году - 12,9; в 2016 году - 12,1. С 2017 года отмечается резкий спад в отношении числа родившихся, что не позволило достичь целевого показателя Программы (12,3 за 2018 год).


Снижение числа новорожденных связано с двумя негативными демографическими "ямами", которые повторяются каждые четверть века (первая связана с периодом Великой Отечественной войны, вторая - с геополитической и социально-экономической катастрофой 1990-х годов, которая усилила первую). В репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение девяностых и "нулевых" годов.


В период с 2014 по 2018 год в Курске численность женщин в возрасте 20 - 29 лет (на долю которых приходится почти 60% всех рождений) снизилась и составила: в 2014 году - 40747 чел.; в 2015 году - 40893 чел.; в 2016 году - 39970 чел.; в 2017 году - 36646 чел; в 2018 году - 34500 чел.


К фундаментальным причинам сокращения числа новорожденных также относится не только деформация половозрастной структуры населения, но и изменения в репродуктивном поведении молодежи, продолжающееся увеличение возраста матери при рождении первенца. В Курске средний возраст женщин, родивших детей в 2017 году, составил 29,1 лет (в 2014 году - 28,9 лет; в 2015 году - 29,0 лет; в 2016 году - 29,2 года), что соответствует общемировым тенденциям.


Общий коэффициент смертности составил в 2018 году 12,4 промилле (в 2014 году - 12,8; в 2015 году - 12,5; в 2016 году - 12,8, в 2017 году - 12,2 умерших на 1000 чел. населения), что также не позволило достичь целевого показателя Программы (11,9 за 2018 год).


Таким образом, коэффициент естественной убыли населения (на 1000 чел. населения) составил -2,4 (средний по России -0,01, по Курской области -5,0).





Рисунок 2. Динамика коэффициента естественного прироста на 1000 чел. населения в Курске, 2008 - 2018 годы


Источник: составлено по данным Курскстата.


Одна из основных причин смертей населения Курска - болезни системы кровообращения. К основным факторам, провоцирующим сердечно-сосудистые патологии, относят курение, алкоголизм, наркоманию, неправильное питание, плохую экологию, недостаточную физическую активность и др. Второе место среди причин смерти населения занимают онкологические заболевания. На третьем месте внешние (неестественные) причины - несчастные случаи, отравления, травмы, убийства и самоубийства, а также дорожно-транспортные происшествия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»