____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РТ от 30.10.2020 N 527.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2011 г. N 553 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на среднесрочный период" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 31 октября 2018 г. N 535 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и на плановый период до 2024 года".
Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.ЩУР
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и плановый период до 2022 года (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2018 год и ожидаемых итогов за 2019 год.
Прогноз определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития республики на среднесрочный период.
Первоочередной задачей на прогнозный период является снижение бедности среди населения и увеличение благосостояния жителей республики: к 2022 году уровень бедности должен снизиться до 24,1 процента или в 1,6 раза. Для выполнения данной задачи объем валового регионального продукта должен увеличиться до 77,7 млрд. рублей к 2022 году. При указанных параметрах среднедушевые денежные доходы возрастут на 13,6 процента до 16,7 тыс. рублей, уровень безработицы - снизится на 3,1 процента до 11,7 процента.
Для достижения поставленной цели в прогнозный период предстоит решить ключевые задачи по интенсивному росту социально-экономического развития Республики Тыва. При этом главным сдерживающим фактором экономического развития республики в рыночных условиях стали инфраструктурные ограничения. Отсутствие железнодорожного сообщения, неразвитая, тупиковая сеть автомобильных дорог и высокая цена электроэнергии ограничивают участие Республики Тыва в национальной экономике и межрегиональных связях.
Главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности региона является строительство железнодорожной линии "Курагино - Кызыл" с пассажирским сообщением, которое позволит обеспечить мобильность населения, снизить высокую транспортную составляющую в себестоимости товаров и услуг. Железнодорожное сообщение обеспечит возможность выхода на полную проектную мощность действующих горнодобывающих проектов: добыча каменного угля на Каа-Хемском и Чаданском участках и Элегестском месторождении, Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд, Межегейское месторождение каменного угля, Тарданское золоторудное. Также позволят реализовать перспективные новые инвестиционные проекты предприятия по добыче золота на Деспенском золоторудном месторождении, свинцово-цинковых руд - на Солчурском месторождении, золото-медно-молибденовых руд - на Кызык-Чадрском месторождении, лития - на Тастыгском месторождении, тантала и ниобия - на Улуг-Танзекском месторождении, рудного золота - на Алдан-Маадырском месторождении, ниобия, тантала, циркония - на Арысканском месторождении, на Баянкольском месторождении небокситного алюминия.
Увеличению экспортного потенциала в Западный Китай и Монголию будет способствовать создание трансграничного коридора через пункт пропуска "Хандагайты". Функционирование автомобильного пункта пропуска Хандагайты в многостороннем режиме, открытие для международных полетов аэропорта г. Кызыла позволят повысить деловую активность бизнеса, а также экспортный потенциал в Западный Китай до 5 млн. тонн грузов в год.
В целях расширения торгово-экономического сотрудничества с приграничными регионами для стабильного развития взаимной торговли, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности, эффективного использования природных ресурсов, улучшения транспортного сообщения и средств коммуникаций рассматривается возможность строительства автомобильной дороги Кош-Агач (Республика Алтай) - Кызыл-Хая (Республика Тыва), связывающей основные транспортные магистрали Республики Алтай - автомобильную дорогу федерального значения Р-256 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Бийск - госграница Монголии) и участок автодороги Р-257 (Красноярск - Абакан - Кызыл - Чадан - Хандагайты - госграница с Монголией).
В целях развития дорожной сети необходимо обеспечить передачу в федеральную собственность автомобильных дорог регионального значения Абакан - Ак-Довурак, Чадан - Ак-Довурак и Кызыл - Эрзин, что позволит сократить расстояние для жителей западных кожуунов до 400 км.
Кроме того, для устранения энергодефицита в регионе необходимо строительство высоковольтных линий, которые обеспечит увеличение пропускной способности тувинской энергосистемы с 213 МВт до 554 МВт, что впоследствии сможет стать частью транзитного энергетического моста Тува - Монголия - Бурятия.
Также, конечный тариф на электроэнергию для потребителей республики выше, чем в соседних регионах Сибири, несмотря на то, что регион входит в льготную зону на оптовом рынке электрической энергии и мощности, поэтому для снижения расходов населения и предпринимателей на электроэнергию прорабатываются вопросы межрегионального тарифного регулирования.
Анализируя дальнейшее развитие отраслей реального сектора экономики, можно сделать вывод, что основное влияние на рост макроэкономических показателей будет оказано за счет развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом основной упор будет сделан на агропромышленный сектор, что позволит увеличить среднедушевые доходы граждан, и в первую очередь - сельского населения.
При имеющемся потенциале существует острая необходимость создания в Туве производств по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе молочно-товарных ферм, убойных цехов, создания зернотоков, что позволит выпускать продукцию с большей добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт. В перспективный период развитие перерабатывающей промышленности увязано с развитием сельскохозяйственных коопераций и формированием рынка сбыта для личных подсобных хозяйств.
Одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве является переработка шерсти путем создания предприятия по первичной обработке шерсти с дальнейшей глубокой переработкой без применения методов ткачества с использованием местного животноводческого сырья - овечьей полугрубой шерсти. В перспективе предусматривается освоение массового производства нетканных изделий высокого качества.
Республика Тыва обладает достаточным ресурсным потенциалом, который выражается в наличии богатой минерально-сырьевой базы для производства строительных материалов. В целях развития производственного комплекса стройматериалов необходима дальнейшая проработка вопросов строительства кирпичного завода (г. Кызыл) - мощностью 25 млн. шт./год; строительство цементного завода (г. Шагонар, в 5 км в северо-западном направлении от города) - 1 млн. т/год; строительство завода по выпуску железобетонных изделий (г. Кызыл) - 50 тыс. куб. м в год (плиты перекрытия, ФБС). Производство стройматериалов из местного сырья скажется на снижении стоимости строительных материалов, уменьшении сроков строительства, увеличении объема жилищного строительства.
Все приведенные задачи требуют особого подхода при дальнейшем планировании трудовых ресурсов. Растущая динамика численности населения позволяет позитивно оценивать рост числа трудовых ресурсов, занятых на производстве: к 2022 году число экономически активного населения составит 131,2 тыс. человек, с ростом на 3,2 процента или на 4,1 тыс. человек к 2018 году, за счет вступления в трудоспособный возраст детей, родившихся с 2005 года.
В социальной сфере требуется значительное материально-техническое обновление учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обслуживания. Модернизация сети социальных учреждений позволит повысить качество и расширить перечень предлагаемых услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, культуре, и что особенно важно - в сельской местности.
В прогнозном периоде реализация мероприятий позволит достичь следующих основных показателей к 2022 году:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 66,5 лет в 2018 году до 69,54 лет;
денежные доходы в расчете на душу населения с 14715,4 рублей в 2018 году до 16723 рублей;
уровень бедности с 40,1 процента в 2018 году до 24,1.
Реальный сектор экономики. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе увеличится с 32386,9 млн. рублей в 2018 году до 32766 млн. рублей в 2019 году, в сопоставимых ценах - на 0,1 процента. Определяющее влияние на динамику развития промышленного комплекса оказывает развитие добывающей отрасли, которая является ключевой отраслью экономики региона. По итогам 2019 года добыча угля в Республике Тыва составит более 1,842 млн. тонн, с ростом к уровню 2018 года на 76 тыс. тонн. В отрасли добычи полезных ископаемых в 2018 году индекс производства сложился на уровне 98,3 процента (по России - 104,1 процента), за первое полугодие 2019 года - 100,2 процента (по России - 104 процента), что позволяет сделать вывод о положительной динамике роста отрасли в последние годы и о перспективности.
За 2019 год объем инвестиций в основной капитал оценивается в размере 9,8 млрд. рублей, в том числе 4,8 млрд. рублей внебюджетных средств. Снижение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования наблюдается с 2014 года. В среднем на одного жителя республики приходилось инвестиционных вложений за 5 лет 28,3 тыс. рублей, что в 3,0 раза ниже среднероссийского. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств (31 процент), при этом наблюдается снижение доли обрабатывающих производств с 3,7 до 1,2 процента, что говорит об усилении сырьевой специализации экономики республики и снижении доли выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Анализ структуры инвестиций и ее динамики за последние 5 - 6 лет позволяет сделать вывод, что освоение инвестиционных вложений по видам деятельности республики не вполне соответствуют задачам ее перспективного развития. Для реализации стратегических целей необходимо достичь значительного роста доли инвестиций в обрабатывающие производства, а также роста удельного веса сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, в том числе жилищного.
Транспорт. На 1 января 2019 г. сеть автодорог Республики Тыва составляет 9056,119 км, из них: 415,125 км (4,58 процента) - федерального значения, 3324,694 км (36,71 процента) - регионального или межмуниципального, 5316,3 км (58,7 процента) местного значения.
В 2019 году начата реализация национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в рамках которого запланировано приведение в нормативное состояние 41,947 км автомобильных дорог, из них регионального значения - 26,317 км, на территории Кызылской агломерации - 15,63 км, а также устройство (3442,0 п. м) и модернизация (7 шт.) пешеходных ограждений, модернизация 19 светофорных объектов. За январь - август т.г. отремонтировано 37,2 км автомобильных дорог (87,7 процента), из них регионального значения 21,7 км (77,6 процента) и улично-дорожная сеть Кызылской агломерации - 15,5 км (100 процентов).
В 2019 году будет завершена реконструкция мостового перехода "Коммунальный" через р. Енисей в г. Кызыле, завершена реконструкция автодороги "Подъезд к с. Арыг-Бажы", "Подъезд к с. Кара-Хаак (Кызылский кожуун)", "Подъезд к с. Ак-Тал". Доля протяженности региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, по состоянию на 1 января 2020 г., составит 46,2 процента.
Завершена и введена в эксплуатацию автомобильная дорога Кызыл-Мажалык - Эрги-Барлык, участок км 0+000 - км 27+020 протяженностью 27,02 км.
В рамках реализации приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" приобретен вертолет Ми-8АМТ. За первое полугодие 2019 года на территории Республики Тыва выполнено 116 вылетов в труднодоступные районы республики для оказания экстренной медицинской помощи гражданам.
ФКП "Аэропорт Кызыл" с декабря 2018 г. по сегодняшний день проводится процедура сертификации аэродрома "Кызыл" в соответствии с ФАП-262. Проведение мероприятий по сертификации осуществляется в том числе для обеспечения функционирования международного терминала и организации пункта пропуска.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1902-р аэропорт "Кызыл" открыт для выполнения международных полетов воздушных судов на нерегулярной основе через Государственную границу Российской Федерации. В настоящее время прорабатывается возможность доставки необходимого оборудования для оснащения воздушного пункта пропуска в аэропорту.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится с 6,065 млрд. рублей в 2018 году до 6,301 млрд. рублей в 2019 году и возрастет в сопоставимых ценах на 0,7 процента.
Поголовье мелкого рогатого скота в республике на конец 2019 года оценивается в 1 миллион 180 тыс. голов с ростом к уровню 2018 г. на 4 процента. Поголовье КРС составит 170,6 тыс. голов с увеличением к предыдущему году на 2 процента. Рост поголовья отмечается в основном в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах.
Будет сохранен достигнутый уровень объема производства зерновых культур 2018 года, валовый сбор которого оценивается в 2019 году в 14,8 тыс. тонн. Объем производства картофеля оценивается в 25 тыс. тонн, овощей - 3,3 тыс. тонн. Увеличение объемов продукции растениеводства достигнуто за счет оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой.
Жилищное строительство. Темпы ввода жилья осуществляются более чем на 80 процентов за счет индивидуального жилищного строительства. Общая площадь жилых помещений на начало 2019 года составляет 4574,883 тыс. кв. м, в среднем на одного жителя приходится 13,5 кв. м при среднероссийском значении 24,6 кв. м.
Основной задачей на 2019 год является ввод 112,0 тыс. кв. м жилья. За январь - август т.г. введено в эксплуатацию 43,5 тыс. кв. м жилья, что выше уровня соответствующего периода на 36,5 процента, или 38,8 процента от годового плана. Для достижения целевого показателя распоряжением Правительства Республики Тыва от 1 февраля 2019 г. N 38-р утверждена "дорожная карта" по обеспечению выполнения плановых показателей по вводу жилья муниципальными районами и городскими округами Республики Тыва.
Показатели запланировано достичь за счет реализации программ: