ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июля 2019 года N 261-р


Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) и концепции по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области



В соответствии с федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16), документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н.Раковой 7 июня 2019 года, в целях реализации мер по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков:


1. Определить Департамент образования и науки Курганской области региональным координатором по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области.


2. Утвердить комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.


3. Утвердить концепцию по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
В.М.ШУМКОВ



Приложение 1
к распоряжению
Правительства
Курганской области
от 5 июля 2019 г. N 261-р
"Об утверждении комплекса мер
     (дорожной карты) и концепции по
созданию центров образования
цифрового и гуманитарного
профилей "Точка роста"
в Курганской области"



КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

N

п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

исполнения

1.

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса (далее - РВПО), ответственное за создание и функционирование центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области (далее - центры)

Департамент образования и науки

Курганской области (далее - ДОН)

Приказ ДОН

25 августа 2019 года

2.

Утвержден перечень образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база и созданы центры

ДОН

Приказ ДОН

1 октября 2019 года

3.

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования центров

ДОН

Приказ ДОН

1 октября 2019 года, далее ежегодно

4.

Утверждено типовое Положение о деятельности центров на территории Курганской области

ДОН

Приказ ДОН

1 октября 2019 года

5.

Согласован и утвержден типовой дизайн-проект и зонирование центров

ДОН, РВПО

Письмо РВПО; приказ ДОН

30 октября 2019 года

6.

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов

ДОН,

ФГАУ "Фонд новых форм развития образования"

Письмо ДОН

30 ноября 2019 года, далее ежегодно

7.

Определен перечень оборудования согласно Методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства

ДОН

Приказ ДОН

20 ноября 2019 года

8.

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории Курганской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

ДОН

Заключено

дополнительное

соглашение

5 февраля 2020 года, далее по необходимости

9.

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

ДОН

Заключено

соглашение

15 февраля 2020 года, далее по необходимости

10.

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров

ДОН

Извещения о проведении закупок

25 февраля 2020 года

11.

Обеспечен 100% охват педагогов и сотрудников центров в курсах повышения квалификации, программах переподготовки кадров, проводимых проектным офисом национального проекта "Образование" в дистанционном и очном форматах

ДОН, РВПО

Свидетельство о повышении квалификации; отчет по программам переподготовки кадров

Согласно отдельному графику РВПО

12.

Получена лицензия на образовательную деятельность центров по программам дополнительного образования детей и взрослых (при необходимости)

ДОН

Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа 2020 года

13.

Завершено приведение площадок образовательных организаций в соответствие с фирменным стилем центров; доставлено, установлено, налажено оборудование

ДОН

Акты-приемки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа 2020 года

14.

Проведен мониторинг соответствия приобретенного оборудования для создания центров в Курганской области целям и задачам создания материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах

ДОН, РВПО

По форме, определяемой РВПО

30 ноября 2020 года, далее ежегодно

15.

Открыты центры в единый день

ДОН

Информационное освещение в СМИ

1 сентября 2020 года



Приложение 2
к распоряжению
Правительства
Курганской области
от 5 июля 2019 г. N 261-р
"Об утверждении комплекса мер
     (дорожной карты) и концепции по
созданию центров образования
цифрового и гуманитарного
профилей "Точка роста"
в Курганской области"



КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ



Раздел I. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Курганская область обладает высоким потенциалом в областях машиностроения, энергетики, металлообработки, транспорта и связи, производства и обработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем предприятия Курганской области нуждаются в высококвалифицированных специалистах.


Определяющее влияние на обеспечение доступности качественного общего образования оказывают объективно существующие особенности региональной образовательной сети (наличие большого количества школ, расположенных в территориально удаленных друг от друга сельских малонаселенных пунктах). Так, в сельских муниципальных школах Курганской области, доля которых составляет 77,8%, обучается всего 36% от общей численности учащихся. В 2018 - 2019 учебном году практически каждая третья (27%) школа в Курганской области относилась к категории малокомплектных и была расположена именно в сельской местности.


Наиболее эффективным инструментом повышения доступности качественного образования для школьников, проживающих в сельской местности, является проводимая последние годы оптимизация сети муниципальных общеобразовательных школ. В результате принятых мер в 2018 - 2019 учебном году в Курганской области функционировал 101 крупный образовательный комплекс, имеющий в том числе в своем составе дошкольные образовательные организации-филиалы; отмечалось увеличение числа средних школ без укомплектованных 10 - 11 классов (41 по сравнению с 33 в 2017 - 2018 учебном году). В целом проводимые оптимизационные меры способствуют укреплению учебно-материальной базы, решению кадровых проблем, обеспечению для старшеклассников реального выбора профиля обучения.


Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) является обязательным для изучения на уровне основного общего и среднего общего образования и входит в предметную область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", при этом в примерном учебном плане предусматривается изучение предмета в 8 - 9-х классах и во всех профилях обучения в 10 - 11-х классах. Есть практика использования части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для изучения ОБЖ, но в незначительном количестве школ.


ОБЖ в большинстве школ ведут педагоги, не имеющие профильного образования, совмещая работу по основной должности.


Программа ОБЖ учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. При этом крайне важно оборудование учебного кабинета и наличие дополнительного оборудования для реализации комплекса задач: тир, полоса препятствий, оборудование для обучения правилам оказания первичной помощи, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и т.д.


Во всех общеобразовательных организациях осуществляется подготовка по основам военной службы, ежегодно проводятся пятидневные сборы с юношами 10-х классов, в которых принимают активное участие офицеры и курсанты Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Курганский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации".


Состояние учебно-материальной базы ОБЖ в школах неоднородное: есть школы, в которых есть оборудованные кабинеты, тир, полоса препятствия, спортивный городок и базу надо обновлять, а есть школы, в которых база практически отсутствует и ее надо создавать.


Создание каждого центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Курганской области (далее - центр) по предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" позволит использовать его базу для реализации программы в других школах, обеспечить реализацию программ в сетевой форме.


Предметная область "Технология" в школах Курганской области реализуется в соответствии с концепцией технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации.


Программы предметной области "Технология" реализуются из расчета 2 часа в неделю в 5 - 7 классах, 1 час - в 8 классе, в 9 классе - за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности.


Программы предметной области "Технология" обеспечивают оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессионального самоопределения.


Состояние материально-технической базы предметной области "Технология" в школах неоднородное: есть школы, в которых есть мастерские, оснащенные оборудованием по направлениям домоводство (кройка и шитье), домоводство (кулинария), слесарное и столярное дело, а есть школы, в которых база практически отсутствует и ее надо создавать.


Для внеурочной деятельности в ряде школ созданы студии дизайна, которые используются в процессе преподавания отдельных разделов предметной области "Технология" и для выполнения практических проектных работ.


Во всех школах области отсутствует современное оборудование: станки с числовым программным управлением, конструкторы модульных станков, фрезерно-гравировальные станки; отсутствуют лаборатории инженерной графики; лаборатории 3D-моделирования и прототипирования; образовательные модули для изучения основ робототехники; модули для углубленного изучения механики, мехатроники, систем автоматизированного управления и подготовки к участию в соревнованиях WorldSkills; лаборатории исследования окружающей среды, природных и искусственных материалов, альтернативных источников энергии, инженерных конструкций.


Создание каждого муниципального центра по предметной области "Технология" позволит использовать его базу для реализации программы в других школах, обеспечить реализацию программ в сетевой форме.


Предмет "Информатика", который входит в предметную область "Математика и информатика", в школах Курганской области реализуется в соответствии с современной концепцией обучения информатике в системе общего образования в Российской Федерации.


В учебный план школ включено изучение информатики в 7 - 11-х классах. В старшей школе предмет изучается на базовом и профильном уровнях. Есть практика раннего изучения информатики в начальной и основной школе за счет часов учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Ряд вопросов учебного курса дополнительно выносится в программу внеурочной деятельности.


Скорость подключения к сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в школах составляет от 1 МБ/с до 3 МБ/с, единичные школы - 10 МБ/с, в сельских школах - 25 - 125 Кб/с, 256 Кб/с. Программное обеспечение для автоматизации процессов управления организацией отсутствует.


В школах используется проприетарное программное обеспечение учебного процесса, включающее операционную систему, программы офиса, СПО-среды программирования, программы для обработки изображений и др.


Состояние материально-технической базы предмета "Информатика" в школах неоднородное: есть школы, в которых есть несколько хорошо оснащенных компьютерных классов, в том числе и мобильных; есть школы, в которых база требует обновления, а есть школы, где база практически отсутствует и ее надо создавать.


Создание каждого центра по предметной области "Математика и информатика" позволит использовать его базу для реализации программы в других школах, обеспечить реализацию программ в сетевой форме.


Обучение шахматам на территории Курганской области организовано в большей степени во внеурочной деятельности (начальная школа) и на уровне дополнительного образования, работают как бесплатные, так и платные кружки и секции. Потребность ввести обучение игре в шахматы в школьную программу есть во многих школах, но остается проблема отсутствия необходимых кадров и материальной базы. Есть необходимость в приобретении обучающих программ, необходимого оборудования.


В рамках деятельности центров будут созданы условия для внедрения программ обучения шахматам как в образовательный процесс, так и в программы внеурочной деятельности. В Курганской области будут созданы условия для популяризации шахмат среди школьников.


В школах Курганской области реализуются агротехнологический, педагогический, химико-технологический, оборонно-спортивный профили. На ступени среднего общего образования школы выбирают преимущественно универсальный, технологический, социально-экономический профили. В образовательном процессе широко применяются профессиональные пробы старшеклассников и используются социальные практики.


Агротехнологический профиль предусматривает обучение школьников по образовательной программе "Подготовка трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства", в рамках которого ведется изучение предметов: "Тракторы и сельскохозяйственные машины", "Основы агрономии", "Основы животноводства" и "Сельскохозяйственная техника". Выпускники успешно сдают экзамены по курсу "Сельскохозяйственные машины", получают удостоверения по специальности "Тракторист категории "В" или "В, С".


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»