Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2019 года N 423


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Алтайского края от 13.12.2023 N 483.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 13 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 89, от 18.11.2020 N 494, от 25.12.2020 N 562, от 16.04.2021 N 128, от 27.08.2021 N 315, от 23.11.2021 N 431, от 13.01.2022 N 3, от 06.05.2022 N 151, от 11.08.2022 N 286, от 11.01.2023 N 4, от 03.05.2023 N 144, от 04.07.2023 N 260, от 13.11.2023 N 422)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановляю:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (приложение).


2. Признать утратившими силу:


постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае";


постановление Администрации края от 30.04.2015 N 167 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722";


постановление Администрации края от 09.12.2015 N 494 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722";


постановление Администрации края от 17.02.2016 N 48 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722";


постановление Администрации края от 28.12.2016 N 447 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722";


пункт 1 постановления Правительства Алтайского края от 27.12.2017 N 488 "О некоторых актах Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края";


постановление Правительства Алтайского края от 26.12.2018 N 471 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 31.12.2013 N 722".


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2020.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 29 октября 2019 г. N 423



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 89, от 18.11.2020 N 494, от 25.12.2020 N 562, от 16.04.2021 N 128, от 27.08.2021 N 315, от 23.11.2021 N 431, от 13.01.2022 N 3, от 06.05.2022 N 151, от 11.08.2022 N 286, от 11.01.2023 N 4, от 03.05.2023 N 144, от 04.07.2023 N 260, от 13.11.2023 N 422)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

Ответственный исполнитель программы

Министерство финансов Алтайского края

Участники программы

исполнительные органы Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию), КАУ "Алтайский центр финансовых исследований"

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 04.07.2023 N 260)

Подпрограммы программы

подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края";

подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края";

подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами"

Цели программы

обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными и муниципальными финансами

Задачи программы

создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами;

создание условий для поддержания и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края;

создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами

Индикаторы и показатели программы

темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года);

доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края;

темп роста критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года);

доля муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с высоким (надлежащим) качеством управления муниципальными финансами;

доля муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 25.12.2020 N 562, от 16.04.2021 N 128)

Сроки и этапы реализации программы

2020 - 2025 годы

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 06.05.2022 N 151)

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования за счет всех источников составляет 33625581,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 5863756,4 тыс. рублей;

2021 год - 5859331,4 тыс. рублей;

2022 год - 7858041,9 тыс. рублей;

2023 год - 9336851,5 тыс. рублей;

2024 год - 2351826,7 тыс. рублей;

2025 год - 2355773,3 тыс. рублей.

За счет средств федерального бюджета - 1551000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 101995,0 тыс. рублей;

2021 год - 1100463,0 тыс. рублей;

2022 год - 104581,0 тыс. рублей;

2023 год - 94163,0 тыс. рублей;

2024 год - 83665,0 тыс. рублей;

2025 год - 66133,0 тыс. рублей.

За счет средств краевого бюджета - 31571961,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 5676511,4 тыс. рублей;

2021 год - 4677104,4 тыс. рублей;

2022 год - 7637183,0 тыс. рублей;

2023 год - 9113360,4 тыс. рублей;

2024 год - 2223161,7 тыс. рублей;

2025 год - 2244640,3 тыс. рублей.

За счет средств местных бюджетов - 392620,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 70250,0 тыс. рублей;

2021 год - 63764,0 тыс. рублей;

2022 год - 93277,9 тыс. рублей;

2023 год - 105328,1 тыс. рублей;

2024 год - 30000,0 тыс. рублей;

2025 год - 30000,0 тыс. рублей.

За счет внебюджетных источников - 110000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 15000,0 тыс. рублей;

2021 год - 18000,0 тыс. рублей;

2022 год - 23000,0 тыс. рублей;

2023 год - 24000,0 тыс. рублей;

2024 год - 15000,0 тыс. рублей;

2025 год - 15000,0 тыс. рублей

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 06.05.2022 N 151, от 11.08.2022 N 286, от 11.01.2023 N 4, от 03.05.2023 N 144, от 04.07.2023 N 260, от 13.11.2023 N 422)

Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации государственной программы (всего)

отсутствуют

(введена Постановлением Правительства Алтайского края от 16.04.2021 N 128)

Ожидаемые результаты реализации программы

рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 153,2 процента;

снижение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края до 0,26 процента;

рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 147,3 процента;

рост доли муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с высоким (надлежащим) качеством управления муниципальными финансами до 45 процентов;

отсутствие муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 89, от 25.12.2020 N 562, от 16.04.2021 N 128, от 13.01.2022 N 3, от 11.01.2023 N 4)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края, является логическим продолжением государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" и сохраняет преемственность ее целей и задач.


В рамках реализации подпрограммы 1 государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" поддержка муниципальных образований, в том числе стимулирование повышения доходной базы и обеспечения устойчивости местных бюджетов, являлась приоритетным направлением.


С 2014 по 2019 годы доходы муниципальных образований края имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2019 году к фактическому уровню 2014 года составляет по предварительным оценкам 114%.


Количество муниципальных образований, бюджеты которых исполнены с профицитом, в 2018 году составило 328 (46% от общего количества муниципальных образований), а исполненных с дефицитом - 391 (54% от общего количества муниципальных образований).


Несмотря на то, что соотношение профицитных и дефицитных бюджетов соответствует уровню 2014 года, изменилось их качественное наполнение. Объем суммарного профицита по местным бюджетам в 2018 году составил 297 млн рублей и увеличился к уровню 2014 года на 26%, объем суммарного дефицита по местным бюджетам ежегодно снижался, в 2018 году он составил 292 млн рублей и сократился к уровню 2014 года в 3,8 раза (в 2014 году суммарный объем дефицитов местных бюджетов составлял 1082 млн рублей).


Для Алтайского края характерна значительная дифференциация муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности, исторически обусловленная сложившимся разветвленным административно-территориальным делением. По количеству муниципальных образований Алтайский край занимает 4 место в России (на 01.01.2019 - 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских и 643 сельских поселения) (по данным Росстата), уступая лишь республикам Татарстан, Башкортостан и Дагестан. По количеству муниципальных районов и городских округов - 2 место в России (после Свердловской области). Сложившееся административно-территориальное деление региона усложняет задачу выравнивания бюджетной обеспеченности входящих в его состав муниципалитетов.


В 2014 - 2019 годах реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет:


роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (114% к уровню 2014 года);


увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов в 1,5 раза (с 1 млрд рублей в 2014 году до 1,5 млрд рублей в 2019 году).


Это позволило обеспечить рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности на 122 процента к уровню 2014 года (с 4748,9 рубля до 5797 рублей на жителя), сократить разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности с 4,0 до 1,9 раза (в 2014 году разрыв до и после выравнивания составлял 4,4 и 2,5 раза соответственно).


Кроме того, в 2018 году внесены изменения в методику выравнивания бюджетной обеспеченности, утвержденную законом Алтайского края от 03.11.2005 N 90-ЗС, в целях более объективного учета факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставляемых муниципальных услуг в расчете на одного потребителя.


В течение ряда лет проводилась работа по снижению кредиторской задолженности муниципальных образований и объема муниципального долга. Ежегодно из краевого бюджета выделяется финансовая помощь местным бюджетам на выполнение местных полномочий.


В 2017 году было принято решение о выделении субсидии местным бюджетам в размере 2,7 млрд рублей на софинансирование части расходных обязательств по вопросам местного значения, основной целью которой было сокращение муниципального долга и погашение просроченной кредиторской задолженности, а также софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, в основном по выплате заработной платы с начислениями.


Объем кредиторской задолженности на 1 января 2019 года составил 0,4 млрд рублей и снизился к уровню 2014 года в 2 раза.


Объем муниципального долга сократился более чем на 1 млрд рублей за счет полного погашения банковских кредитов (его размер на 1 января 2018 года составил 1,4 млрд рублей) и значительного сокращения расходов на обслуживание муниципального долга. В 2016 году они составили 185 млн рублей, в 2017 году - 111 млн рублей, в 2018 году - 1,4 млн рублей. Это позволило высвободившиеся средства направлять на текущие расходы муниципальных образований.


В 2017 - 2018 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам 39 муниципальных образований, это способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу в общем объеме 594 млн рублей на 2019 - 2025 годы с возможностью ее досрочного погашения.


Кроме того, на постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет:


стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы посредством ежегодного предоставления из краевого бюджета дотации на сбалансированность;


поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ежегодной оценки их деятельности и выделения грантов за достижение наилучших значений;


поддержки инициативного бюджетирования.


В рамках реализации подпрограммы 2 государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" в 2014 - 2019 годах достигнуты следующие результаты:


осуществлен переход к долгосрочному бюджетному планированию;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»