Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года (с изменениями на 11 ноября 2021 года)



4. СЦЕНАРИИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Стратегия определена на 12 лет (2019 - 2030 гг.) и предполагает два этапа (2019 - 2024 гг. и 2025 - 2030 гг.). При этом при необходимости раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет в конце каждого этапа - обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики Республики Северная Осетия-Алания.


Первый этап (2019 - 2024 гг.) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика региона, с целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала, формирования предпосылок и дальнейшего расширения модели роста конкурентоспособности.


Изначально обеспечивается структурирование системы государственных программ с формированием программы развития ключевых экономических направлений, прорабатывается набор приоритетных проектов развития, структурированных в рамках портфеля региональных кластеров (запускается и дает первые результаты модель кластерной активации). Темпы роста в первые годы будут низкими в силу ряда внешних и внутренних факторов. Осуществляется запуск стартового пакета проектов, входящих в портфель приоритетных проектов Республики Северная Осетия-Алания. В первые годы реализация этого этапа Стратегии будет проходить в условиях продолжающегося геополитического кризиса, сохранения международных санкций в отношении ряда российских граждан, компаний и банков, усиления ограничений на международных рынках капитала, невысокой цены на нефть, а также вызванного указанными факторами ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской экономики. Поэтому имеются существенные риски недостижения целевых значений показателей реализации Стратегии до 2021 года, что обуславливает вероятность корректировки системы стратегических документов.


На основании этого будет формироваться модель роста конкурентоспособности, создаваться институциональные условия и технологические заделы развития, преодолеваться ограничения по энергетической инфраструктуре. В рамках кластерной активации ускорится модернизация "современной" экономики и начнется создание заделов "умной" экономики, реализация программ развития молодых талантов, направленных на обеспечение глобального технологического лидерства России, стартуют проекты межрегиональной и международной интеграции. Внешняя конъюнктура улучшится, темпы роста повысятся. Кластерная активация обеспечит заметный рост конкурентоспособности экономики и социальной сферы Республики Северная Осетия-Алания на основе перехода республики на новую сбалансированную модель развития, значительного улучшения качества человеческого потенциала и социального пространства, углубления структурной модернизации "современной" экономики, значительного развития новой "умной" экономики, превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста.


Второй этап (2025 - 2030 гг. и далее): произойдет рывок в повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия для достижения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания в ряде ключевых направлений.


Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сценария: инерционный (сценарий жестких ресурсных ограничений); базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений) и оптимистический (сценарий мягких ресурсных ограничений) <20>.


________________


<20> Приведенная схема формирования сценариев реализации Стратегии соотносится с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1218 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период" (далее - Правила) следующим образом:


- инерционный сценарий реализации Стратегии соответствует базовому варианту Правил и подразумевает сохранение консервативных траекторий и основных тенденций;


- базовый сценарий реализации Стратегии соответствует целевому варианту Правил и предусматривает достижение целевых показателей социально-экономического развития;


- оптимистический сценарий реализации Стратегии отражает максимальный потенциал достижения целевых показателей социально-экономического развития.


Инерционный сценарий. Данный сценарий не предполагает значительного ускорения темпов экономического роста (возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов, для этих условий предложен инерционный пессимистический сценарий), развитие идет по "стандартным" инерционным трендам, ресурсные ограничения не преодолеваются. С учетом ресурсных ограничений реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты (возможно смещение сроков реализации проектов на более поздний срок). Основные параметры сценария:


- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах с целью формирования устойчивой модели развития, позволяющей обеспечить незначительное сокращение разрыва в конкурентоспособности большинства отраслей экономики республики от уровня лучших иностранных производителей, что приведет к незначительной модернизации экономической структуры республики;


- небольшой рост человеческого капитала;