ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 августа 2019 года N 663-рп


О Концепции подготовки спортивного резерва в Челябинской области до 2025 года



1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию подготовки спортивного резерва в Челябинской области до 2025 года;


план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Челябинской области до 2025 года.


2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.



Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
распоряжением
Правительства
Челябинской области
от 29 августа 2019 г. N 663-рп



Концепция подготовки спортивного резерва в Челябинской области до 2025 года



I. Введение


Настоящая Концепция подготовки спортивного резерва в Челябинской области до 2025 года (далее именуется - Концепция) определяет приоритетные цели, задачи и направления государственной политики в сфере подготовки спортивного резерва в Челябинской области (далее именуется - спортивный резерв) на период до 2025 года.


Концепция разработана в соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, государственной программой Челябинской области "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 19.11.2014 г. N 595-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области" (далее именуется - госпрограмма), подпунктом "а" пункта 3 протокола совещания по вопросу внедрения основных направлений Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа от 30 января 2019 года.



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


В последнее время развитие спортивного резерва стало одной из главных задач государственной политики в области физической культуры и спорта в Челябинской области.


В рамках проводимой Министерством спорта Российской Федерации модернизации системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, выразившейся в изменении организаций дополнительного образования детей на организации спортивной подготовки, в Челябинской области с 2015 года сформировалась отраслевая сеть организаций, основным видом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки.


Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Челябинской области, пришлась на 2016 - 2017 годы.


В настоящее время в Челябинской области осуществляют подготовку спортивного резерва 137 организаций, среди них:


55 детско-юношеских спортивных школ (далее именуются - ДЮСШ), из которых 23 находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта, 29 - в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования, 3 - в другой ведомственной принадлежности;


23 спортивные школы (далее именуются - СШ), из которых 22 находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта, 1 - частная организация;


47 спортивных школ олимпийского резерва (далее именуются - СШОР);


1 центр олимпийской подготовки (далее именуется - ЦОП);


6 центров спортивной подготовки (далее именуются - ЦСП);


5 учреждений, осуществляющих спортивную подготовку на базе физкультурно-оздоровительных, спортивно-оздоровительных комплексов, спортивных клубов.


Полностью перешли на реализацию программ спортивной подготовки в соответствии с утвержденными федеральными стандартами по видам спорта 73 физкультурно-спортивные организации, 31 - перешла частично.


Общая численность лиц, занятых в системе подготовки спортивного резерва, составляет 83452 человека, из них 81354 спортсмена и 2098 тренеров.


По данным статистической отчетности по форме N 5-фк за 2018 год, число занимающихся по программам спортивной подготовки составляет 38256 человек (47 процентов от общего числа занимающихся), занимающихся в рамках спортивно-оздоровительной работы 5957 человек.


Численность занимающихся на этапах спортивной подготовки в 2018 году: на спортивно-оздоровительном этапе - 5957 человек, на этапе начальной подготовки - 20769 человек, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 15612 человек, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 1404 и 471 человек на этапе высшего спортивного мастерства.


Наряду с организациями спортивной подготовки организации дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта также реализуют программы спортивной подготовки в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта". Число занимающихся в организациях дополнительного образования по программам спортивной подготовки составляет 10 процентов от общего числа занимающихся в организациях дополнительного образования детей. Число занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам составляет 37141 человек (45,5 процента от общего числа занимающихся), по программам спортивной подготовки занимается 712 человек.


Распоряжением Правительства Челябинской области от 28.03.2016 г. N 136-рп "Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей" утвержден региональный план мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (далее именуется - региональный план).


В рамках регионального плана Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области (далее именуется - Минспорт Челябинской области) ежегодно проводит Спартакиаду учащихся Челябинской области "Олимпийские надежды Южного Урала" для выявления и отбора спортивно одаренных детей и осуществляет координацию деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта.


Но, несмотря на процесс реформирования и модернизации системы подготовки спортивного резерва, наблюдается отток перспективных спортсменов, занимающихся на тренировочном этапе, на этап совершенствования спортивного мастерства. Если с начального этапа программ спортивной подготовки на тренировочный этап переходит 75,1 процента (в 2017 году - 76,8 процента), то на этап совершенствования спортивного мастерства только 8,7 процента (в 2017 году - 8,9 процента).


Основные причины оттока спортсменов:


недостаточный уровень финансового и материально-технического обеспечения организаций спортивной подготовки;


слабый уровень профессиональной подготовки тренерских кадров;


отсутствие работы по определению спортивно одаренных детей и перевода их в вышестоящую организацию;


отсутствие медицинского контроля.


Для оказания финансовой поддержки организациям спортивной подготовки в рамках реализации госпрограммы из областного бюджета ежегодно выделяются субсидии муниципальным образованиям Челябинской области на развитие системы подготовки спортивного резерва.


Во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2017 года N Пр-1121 по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта и Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, распоряжением Правительства Челябинской области от 27.02.2019 г. N 150-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") на 2019 - 2020 годы по обеспечению финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Челябинской области по базовым видам спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") на 2019 - 2020 годы по обеспечению финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Челябинской области по базовым видам спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки (далее именуется - план мероприятий).


План мероприятий позволит поэтапно в 2019 - 2020 годах увеличить финансовое обеспечение муниципальных и государственных учреждений спортивной подготовки по базовым видам спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки в размере 100 процентов от регионального базового норматива затрат.


Большое внимание Минспортом Челябинской области уделяется подготовке профессиональных кадров. Внедрение многоуровневой системы развития кадрового потенциала по подготовке спортивного резерва, повышения квалификации, профессиональной переподготовки тренерского состава и других специалистов физкультурно-спортивных организаций в Челябинской области предусмотрено в госпрограмме.


В Челябинской области в 2018 году число тренеров, тренеров-преподавателей составило 2098 человек, в том числе штатных - 1754 тренера, из них имеющих среднее профессиональное образование - 72, высшее профессиональное - 1352.


За 2018 год курсы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта прошли более 800 человек.


С 2017 года Минспортом Челябинской области проводится аттестация тренеров и иных специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку на территории Челябинской области, в целях присвоения первой и высшей квалификационных категорий.


По итогам аттестации тренеров за весь период работы аттестационной комиссии Минспорта Челябинской области было присвоено: высшая квалификационная категория - 131 тренеру, первая квалификационная категория - 21. Высшая квалификационная категория подтверждена 291 тренером и 273 тренерами подтверждена первая квалификационная категория.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку.


В настоящее время уровень средней заработной платы тренеров организаций спортивной подготовки в Челябинской области ниже средней заработной платы тренера-преподавателя (34993,45 рубля) и составляет 30947,45 рубля. Фонд оплаты труда организаций спортивной подготовки в муниципальных образованиях Челябинской области недостаточен для выплаты стимулирующих выплат. Заработная плата тренера начальных этапов спортивной подготовки составляет от 12000 до 25000 рублей.


Для решения этой проблемы постановлением Правительства Челябинской области от 26.10.2018 г. N 498-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2010 г. N 101-П" внесены изменения в Положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту Челябинской области, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2010 г. N 101-П "О Положении об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту Челябинской области", в результате которых отдельные категории работников переведены на профессиональные стандарты (тренеры, инструкторы-методисты, спортсмены). С учетом решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений приведены в соответствие стимулирующие выплаты работникам государственных учреждений, подведомственных Минспорту Челябинской области.


Существует проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва. Основная роль по методическому и координационному обеспечению спортивных сборных команд Челябинской области, по межуровневому взаимодействию между муниципальными, региональными и федеральными органами в сфере физической культуры и спорта, а также по отбору одаренных спортсменов возлагается на региональные ЦСП. Но ни один из существующих 6 ЦСП в полной мере не соответствует целям, задачам и функциям регионального центра спортивной подготовки, указанным в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации".


В настоящее время ЦСП не осуществляется мониторинг, анализ и обобщение данных в сфере подготовки спортивного резерва, не в полной мере ведется работа по методическому обеспечению и координации деятельности организаций спортивной подготовки. Недостаточно налажено взаимодействие между органами местного самоуправления муниципальных образований в области физической культуры и спорта и ЦСП.


Сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования по всем указанным направлениям.



III. Цели и задачи Концепции

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»