СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 июня 2019 года N 774-р


Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым



В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", подпунктом "г" пункта 4.3.8.2 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 125:


Утвердить прилагаемую стратегию развития туристического кластера Республики Крым.



Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ



Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК



Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 28.06.2019 N 774-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время туризм занимает место одного из самых стабильно развивающихся секторов мировой экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическое состояние многих стран. Для Российской Федерации туристический комплекс является стратегически значимой отраслью, для Республики Крым - традиционной основой экономики. Общемировые кризисные явления, развитие рыночной экономики, смена полюсов на международной экономической арене подчеркнули тот факт, что необходимо прибегнуть к перестройке тех способов организации национального производства, которые исчерпали себя. Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года одним из основных механизмов реализации стратегических приоритетов Республики Крым должна стать активная кластерная политика, позволяющая обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики за счет активизации взаимодействия и повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных на территории одного региона. Развитие туристических кластеров является приоритетным направлением экономического развития ряда ведущих стран мира. Кластеризация туристской индустрии способствует привлечению большего числа как иностранных, так и национальных туристов, обновлению инфраструктуры региона, разработке и внедрению инновационных проектов, а также приводит к масштабному мультипликативному эффекту.


Давая общую характеристику туристической отрасли Республики Крым, необходимо отметить, что несмотря на незначительное снижение турпотока в Крым в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 3,2%, до 5395,1 тыс. туристов, за девять месяцев 2018 года в Крыму отдохнуло свыше 6 млн туристов (6062,3 тыс. чел.), что на 29% выше уровня аналогичного периода прошлого года (4705,4 тыс. туристов). В страновой структуре туристов наибольшую долю составляют граждане России - 85% всех туристов, незначительную часть турпотока составляют иностранные граждане, 1 млн человек (или 16% от общего турпотока) прибыл через границу с Украиной. Такое структурное распределение, вероятно, будет сохраняться и в последующие годы, поскольку наблюдается рост интереса россиян к культурно-познавательному и природоориентированному туризму и отдыху (в 2017 году две трети туристов, а это 76,1%, отдыхали на полуострове впервые, в 2016 году данный показатель составлял 51,7% туристов), рост патриотизма, отсутствует визово-языковой барьер, обеспечивается транспортная доступность (строительство и введение в эксплуатацию автодорожной части Крымского моста и подъездных путей к нему, субсидирование авиаперевозок в активный сезон в крымском направлении, строительство трассы "Таврида"), снижаются показатели выездного туризма.


Формирование и развитие в Республике Крым туристического кластера, опирающегося на корневые компетенции региона, высокотехнологичные решения и профильные рынки продукции, даст возможность использовать синергию между отраслевым региональным научным комплексом, рекреационными возможностями региона, наличием квалифицированных профильных кадров и наличием масштабной практической базы для проведения модернизации действующих предприятий и развития конкурентоспособных туристических компаний.


Для разработки стратегии развития туристического кластера необходимо понимание общеэкономических условий развития Республики Крым. Главным показателем социально-экономического развития Республики Крым является валовой региональный продукт (ВРП), в 2017 году составивший 382355 млн руб. (прогноз в текущих ценах). Таким образом, по отношению к 2014 году наблюдается увеличение ВРП более чем в два раза - на 101,84%. Прогноз структуры ВРП, составленный по данным Министерства экономического развития Республики Крым, содержит следующие показатели на 2017 год: доля реального сектора - 38,20% (сельское хозяйство и рыбоводство - 13,2%, строительство - 7,5%, промышленность - 17,5%), доля сферы услуг - 61,8% (торговля - 15,2%, гостиницы и рестораны - 2,9%, транспорт и связь - 9,1%, финансовая деятельность - 0,5%, операции с недвижимостью - 8%, госуправление - 10%, здравоохранение - 9,0%, образование - 4,8%, прочие коммунальные и социальные услуги - 2,3%). Прогноз индекса ВРП к 2016 году - 114,7%. Прогноз ВРП на душу населения - 199,97 тыс. руб. Таким образом, по отношению к 2016 году наблюдается увеличение ВРП на душу населения на 20,81%. Анализ структуры доходов бюджета Республики Крым показывает условно постоянную и высокую долю федеральных средств в структуре консолидированного бюджета Республики Крым, что связано с реализацией федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года". Показателем собственного развития экономики Республики Крым является динамика и структура налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Крыма, которые в 2017 году составили 59669,2 млн руб., в 2016 - 40579,3 млн руб., в 2015 - 31412,0 млн руб., в структуре которых 50 - 52% стабильно занимает НДФЛ. Относительно других важных общеэкономических показателей развития Республики Крым в 2017 году наблюдалась следующая ситуация: численность населения (на конец года) - 1913,9 тыс. человек, в т.ч. численность населения в трудоспособном возрасте - 915,5 тыс. человек. Среднедушевые денежные доходы населения составили 21637 руб.


Социально-демографическая ситуация в Республике Крым характеризуется наметившейся в последние три года устойчивой положительной динамикой численности населения (по сравнению с предыдущим годом увеличение на 5,2 тыс. чел. в 2015 году, 1,1 тыс. чел. - в 2016 году, на 1,7 тыс. чел. - в 2017 году). Рост населения происходит при приблизительно равномерном увеличении численности как мужчин, так и женщин (45,9% мужчин в 2015 году, 46% - в 2016 году и 46% - в 2017 году). Возрастная структура населения Республики Крым показывает значительный провал в количестве населения в возрасте от 10 до 20 лет (8,8% в 2015, 8,7% в 2016 и 9,1% в 2017 году).


Туризм является одним из важнейших направлений, влияющих на рост экономики Республики Крым в целом, а также в отдельности на развитие таких сфер экономической деятельности, как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции и продукции народных промыслов, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, выступая тем самым катализатором социально-экономического развития. По данным УФНС России по Республике Крым, в первом полугодии 2018 года прямые поступления от туристской отрасли составили 1,1 млрд рублей. Это на 26,6% больше суммы налоговых поступлений за январь - июнь 2017 года. Прямые доходы от отрасли в общей сумме налогов составляют 6%, за аналогичный период 2017 года - 3,3%.


За первые 9 месяцев 2018 года Крым посетили более 1,28 млн иностранных граждан, 72% которых приехали из Украины. Также Крым посетили туристы из Республики Беларусь, Казахстана, Германии, Эстонии, Латвии и Армении, Китая, ЮАР, Израиля, Сирии, Иордании, Бразилии, Чили, Японии, Англии, Бельгии, Нидерландов, Италии. За последние два года между Советом министров Республики Крым и инвесторами подписано и реализуется 41 инвестиционное соглашение на общую сумму более 49,9 млрд рублей. В основном, они направлены на реконструкцию имеющихся объектов размещения и создание новых. В числе наиболее крупных - развитие санатория "Алуштинский" и комплекса "Мрия", строительство курортного пригорода "Межозерье" под Феодосией и резиденции "Крымский бриз" в с. Парковое под Ялтой. Республика Крым располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Содействовать развитию туризма - миссия туристического кластера Республики Крым. Задачами туристического кластера являются: повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирование инноваций в туристической сфере; стимулирование развития новых направлений туристического бизнеса.


Стратегия туристического кластера Республики Крым до 2030 года направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017, в части развития сферы внутреннего и въездного туризма. Стратегия является базовым документом, определяющим условия достижения поставленных целей, закладывает основу для понимания перспективных направлений, ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.


При разработке Стратегии использованы:


- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";


- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";


- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";


- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;


- прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года;


- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790;


- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года;


- Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N 2395-р;


- Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 2004-р;


- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;


- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р;


- Закон Республики Крым от 2 июня 2015 года N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым";


- Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденная Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017;


- Концепция демографического развития Республики Крым на период до 2025 года, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 305;


- Схема территориального планирования Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 855;


- Подпрограмма "Развитие предпринимательства и инновационной деятельности Республики Крым" Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2017 - 2020 годы", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 18 января 2017 года N 9.


Реализация стратегии туристического кластера будет содействовать повышению качества жизни населения Республики Крым, росту уровня развития и эффективности предпринимательства, высокому уровню конкурентоспособности Республики Крым в долгосрочной перспективе.


В стратегии туристического кластера Республики Крым используются следующие понятия:


- микрорегион - часть территории субъекта со схожими природными и экономическими условиями, сложившейся локальной системой расселения, а также имеющая достаточно индивидуальное экономическое лицо и тесные внутримикрорегиональные экономические связи, вследствие чего микрорегион обладает общими проблемами и приоритетами развития;


- брендинг территории - процесс осознанного и целенаправленного формирования бренда территории, то есть поиска, выражения и развития территориальной (региональной, страновой) идентичности, а также представления ее в ярких, взаимосвязанных образах, привлекательных для целевых аудиторий;


- кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, вузов, кредитных организаций и прочее): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; университетов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;


- туристический кластер - совокупность организаций, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах;


- краудфандинг - сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", чтобы поддержать усилия других людей (владельцев, создателей стартап-компании, проекта) или организаций (реципиентов);


- якорный инвестор - лицо или организация, первая внесшая крупную сумму денежных средств в капитал, который мобилизуется инвестиционным фондом или проектом, тем самым придав уверенность последующим инвесторам;


- курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).



1. ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


1.1. Предпосылки возникновения туркластера



Приоритет туризма в стратегии развития Республики Крым

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»