ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2019 года N 524-пп


О концепции подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года

(с изменениями на 27 декабря 2022 года)

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 N 71-пп, от 27.12.2022 N 1529-пп)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р, Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить концепцию подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее - концепция) согласно приложению.


2. Заинтересованным органам исполнительной власти Оренбургской области обеспечить в пределах своих полномочий реализацию концепции.


3. Министерству физической культуры и спорта Оренбургской области:


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 N 71-пп)


разработать план мероприятий по реализации концепции;


осуществлять координацию деятельности по реализации концепции.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике - министра здравоохранения Оренбургской области.


(п. 4 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 N 71-пп)


5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Временно
исполняющий обязанности
Губернатора
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 16 июля 2019 г. N 524-пп



Концепция подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 N 71-пп, от 27.12.2022 N 1529-пп)




I. Введение


В концепции подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее - концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Оренбургской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).


Концепция разработана с учетом концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302, государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 920-пп.



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


В Оренбуржье создана региональная система подготовки спортивного резерва: работают областной центр спортивной подготовки, училище олимпийского резерва, 47 спортивных школ сферы спорта, 35 - сферы образования и 3 - другого ведомства. Всего в систематические занятия спортом в указанных организациях вовлечены более 62 тысяч человек.


По итогам 2018 года 44 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 90,0 процента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность указанных организаций станет основой для реализации положений концепции.


Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 22982 человека, из них 22418 человек являются спортсменами и 564 - тренерами, из которых штатными являются 404.


Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет: 2333 спортсмена - на спортивно-оздоровительном этапе, 13043 спортсмена - на этапе начальной подготовки, 6583 спортсмена - на тренировочном этапе (этап спортивной специализации), 370 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 89 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.


С этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 34,0 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 3,0 процента спортсменов, что значительно ниже средних показателей по стране: аналогичные показатели составляют 63,4 процента спортсменов и 5,8 процента спортсменов соответственно.


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап необходимо усовершенствовать тренировочный процесс, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


Принятие в Оренбургской области дорожной карты, направленной на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2018 году увеличить объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для областных спортивных школ олимпийского резерва были приобретены инвентарь и оборудование на сумму 17,6 млн. рублей, на обеспечение соревновательной деятельности, оплату труда тренеров и содержание спортивной инфраструктуры было потрачено 175,5 млн. рублей.


Расходы на аналогичные направления в муниципальных спортивных школах составили 207,8 млн. рублей.


Ключевым условием успешной реализации концепции является кадровое обеспечение отрасли. В Оренбургской области число тренеров с высшим профессиональным образованием в сфере физической культуры и спорта составило 60,9 процента штатной численности тренеров, количество тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - 18,1 процента, а 21,0 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.


Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.


2018 год стал периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, проведены плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона. Таким образом, спортивная отрасль сформирована как самостоятельная отрасль социальной сферы, имеющая сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.


Вместе с тем остается низким показатель перехода спортсменов с этапа начальной подготовки на тренировочный этап и с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства.


Значительное число штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.


Низкий уровень финансового обеспечения муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, затрудняет качественную подготовку спортивного резерва и обеспечение достижения высоких спортивных результатов.


Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.



III. Цели и задачи концепции


Приоритетными целями концепции являются:


повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности оренбургских спортсменов на Всероссийских и международных соревнованиях;


повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;


повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Оренбургской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.


Достижение целей концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:


совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;


завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, реализующих дополнительную образовательную программу спортивной подготовки;


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 27.12.2022 N 1529-пп)


совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;


развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;


улучшение инфраструктуры, повышение финансового и материально-технического обеспечения организаций, реализующих дополнительную образовательную программу спортивной подготовки;


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 27.12.2022 N 1529-пп)


совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;


совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;


совершенствование системы спортивных соревнований;


укрепление межрегиональных связей;


создание условий для саморазвития, и самореализации спортсменов, и их духовно-нравственного и патриотического воспитания.



IV. Механизмы реализации концепции

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»