В целях организации участия Смоленской области в отборе на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Определить:
- Департамент Смоленской области по образованию и науке региональным координатором, ответственным за внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в рамках областной государственной программы "Развитие образования в Смоленской области";
- региональный модельный центр дополнительного образования детей, организованный на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования", в качестве регионального модельного центра дополнительного образования детей Смоленской области.
2. Утвердить прилагаемые:
- комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей;
- описание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Смоленской области;
- Положение о деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей Смоленской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющую обязанности начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке В.М. Хомутову.
Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Утверждены типовой дизайн-проект и зонирование регионального модельного центра (далее - РМЦ) | Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) | письмо регионального проектного офиса, приказ начальника Департамента | 30 октября года, предшествующего году получения субсидии |
2. | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Департамент | приказ начальника Департамента | 1 ноября года, предшествующего году получения субсидии |
3. | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Смоленской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Департамент | дополнительное соглашение | 5 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
4. | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Департамент | финансовое соглашение | 15 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
5. | Утверждено положение о внедрении модели персонифицированного финансирования в субъекте Российской Федерации | Смоленская область | постановление Администрации Смоленской области | 1 марта года получения субсидии |
6. | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование РМЦ | Департамент, федеральный оператор | письмо Департамента | 1 марта года получения субсидии |
7. | Утвержден медиаплан информационного сопровождения внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Департамент | приказ начальника Департамента | 1 марта года получения субсидии |
8. | Определен и нормативно закреплен статус муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Смоленской области | Департамент | распорядительный акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления | 1 марта года получения субсидии |
9. | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов РМЦ и муниципальных опорных центров (далее - МОЦ), сотрудников и педагогических работников ведущих организаций дополнительного образования | Департамент | свидетельство о повышении квалификации | согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование", далее - ежегодно |
10. | Сформирована примерная смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Департамент, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | приказ начальника Департамента | 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии |
11. | Проведены организационные мероприятия, в том числе информационно-разъяснительная кампания, в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей | Департамент | приказ начальника Департамента | 1 апреля года получения субсидии, далее - ежегодная актуализация |
12. | Завершение комплектования штатных расписаний РМЦ и МОЦ | Департамент, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | приказы организаций об утверждении штатных расписаний | 1 апреля года получения субсидии, далее - систематическое обновление |
13. | Проведен мониторинг реализации комплекса мер ("дорожной карты") по внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей | Департамент, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | письмо Департамента с приложением информации согласно форме, утвержденной ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 ноября года получения субсидии, далее - ежегодно |
14. | Внедрен региональный общедоступный навигатор дополнительного образования детей | Департамент | акт о вводе в эксплуатацию регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей | 1 сентября года получения субсидии |
15. | Внедрены модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме | Департамент | приказ начальника Департамента | 1 сентября года получения субсидии |
16. | Внедрены модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Департамент | приказ начальника Департамента | 1 сентября года получения субсидии |
17. | Презентация деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Департамент | отчет о деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | 15 декабря года получения субсидии, далее - ежегодно |
ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие общественных и экономических отношений в современной России, изменение технологического уклада, трансформация запросов семей и детей побуждают к поиску эффективных подходов и механизмов управления в сфере дополнительного образования детей как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала страны.
Инвестиции в человеческий капитал - прямой индикатор социально-экономического развития муниципалитета, региона, страны, что обеспечивается за счет ответственной политики на всех уровнях государственной власти посредством принятия современных научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
В системе дополнительного образования Смоленской области функционируют 166 организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности: 30% учреждений - в системе образования, 30% учреждений - в системе культуры, 21% учреждений - в системе физической культуры и спорта, 19% составляют негосударственные организации.
Кроме специализированных учреждений дополнительные образовательные услуги предоставляют общеобразовательные организации региона (373 организации), из которых 68% - сельские школы, из них 61% - малокомплектные сельские школы. При этом 50% школ региона удалены от областного центра и имеют усложненную транспортную доступность.
В регионе реализуется свыше 1400 дополнительных общеобразовательных программ по 6 направлениям дополнительного образования и 150 видам деятельности.
В детских объединениях (секциях, клубах, мастерских, школах творческого развития и др.) занимаются около 67000 обучающихся, что составляет 75% от общего числа учащихся образовательных организаций Смоленской области.
Наиболее востребованными у обучающихся направлениями дополнительного образования являются физкультурно-спортивное (32%) и художественное (30%) направления. При этом освоение образовательных программ естественно-научной направленности составляет 9%, технической направленности - 8%.
Наряду с этим успешно функционируют областные стажерские площадки по перспективным направлениям развития дополнительного образования (робототехника, судомоделирование, картинг, автомоделирование и др.), апробируются и внедряются региональные и муниципальные модели персонифицированного воспитания детей, внеурочной деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования, сопровождения одаренных детей, инклюзивного дополнительного образования. Имеется позитивный опыт организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений разного уровня и ведомственной принадлежности на базе муниципальных ресурсных центров, создан и работает региональный портал дополнительного образования детей.
Однако наряду с инновационными изменениями в региональной системе дополнительного образования имеют место факторы, замедляющие процесс ее развития. Среди них:
- недостаточная сформированность организационно-правовых механизмов управления региональной системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального развития дополнительного образования детей;
- ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации материально-технической базы учреждений.
В этой связи создание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (далее также - целевая модель) крайне актуально, так как позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на уровне региона.
Реализация целевой модели предполагает достижение следующих результатов:
- создание эффективной системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов;
- создание регионального модельного центра и сети муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Смоленской области;
- внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в регионе;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогов и специалистов сферы дополнительного образования детей;
- функционирование общедоступного регионального навигатора в системе дополнительного образования детей;
- модернизация инфраструктуры учреждений, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования детей;
- сформированность механизмов управления качеством дополнительного образования посредством учета результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворенности.
Значения индикаторов результативности реализации целевой модели приведены в приложении N 1 к настоящему описанию целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Смоленской области.
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей базируется на следующих принципах:
- социальные гарантии качественного и безопасного дополнительного образования детей;
- непрерывность и преемственность системы дополнительного образования детей, ориентация на различные возрастные категории обучающихся;