В целях реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах (приложение 1).
2. Утвердить Концепцию мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах (приложение 2).
3. Определить Министерство образования и науки Республики Хакасия региональным координатором, уполномоченным обеспечивать реализацию мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.КОНОВАЛОВ
Утвержден
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 03.07.2019 N 89-п
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2020 - 2022 ГОДАХ
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия (далее - Мероприятие) | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия | 25 августа Х-1 года |
2 | Утвержден план внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Хакасия | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия | 1 октября Х-1 года, далее ежегодно |
3 | Утвержден перечень образовательных организаций, в которых будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия | 1 октября Х-1 года |
4 | Определен перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды согласно примерному перечню оборудования, утвержденному Министерством просвещения Российской Федерации | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия | 30 ноября Х-1 года |
5 | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" на территории Республики Хакасия в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Дополнительное соглашение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия | 5 февраля Х года, далее по необходимости |
6 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Финансовое соглашение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия | 15 февраля Х года, далее по необходимости |
7 | Объявлены закупки товаров, работ, услуг по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Извещение о проведении закупок | 25 февраля Х года, далее ежегодно |
8 | Повышение квалификации управленческих команд, сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия | Министерство образования и науки Республики Хакасия | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | Согласно отдельному графику проектного офиса нацпроекта "Образование" |
9 | Проведен мониторинг соответствия приобретенного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия и задачам Мероприятия | Министерство образования и науки Республики Хакасия | По форме, утвержденной ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 ноября Х года, далее ежегодно |
Х - год получения субсидии.
Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 03.07.2019 N 89-п
КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2020 - 2022 ГОДАХ
Необходимость внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Республики Хакасия вызвана:
потребностью в формировании единого подхода к разработке и реализации цифрового образовательного контента для образовательных организаций всех уровней;
отсутствием взаимодействия между профессиональными образовательными организациями республики в области цифрового образования, что приводит к снижению общей эффективности работы;
необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях всех уровней;
необходимостью повышения уровня цифровой грамотности администрации, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций всех уровней.
Наименование | Статистические данные | |||||
Число общеобразовательных организаций, ед. | Численность обучающихся, чел. | Численность работников, всего, чел. | Численность руководящих работников, чел. | Численность педагогических работников, чел. | Численность учителей, чел. | |
г. Абакан | 23 | 22777 | 1944 | 112 | 1359 | 1204 |
г. Абаза | 3 | 1739 | 227 | 9 | 130 | 114 |
г. Саяногорск | 10 (1) | 7115 | 836 | 44 | 478 | 421 |
г. Сорск | 3 (1) | 1504 | 188 | 11 | 101 | 91 |
г. Черногорск | 12 (2) | 8604 | 810 | 43 | 519 | 469 |
Алтайский район | 14 (3) | 2917 | 615 | 35 | 297 | 251 |
Аскизский район | 22 (19) | 5906 | 1257 | 67 | 621 | 518 |
Бейский район | 12 (11) | 2292 | 590 | 27 | 287 | 233 |
Боградский район | 14 | 1618 | 425 | 29 | 202 | 170 |
Орджоникидзевский район | 10 (6) | 1579 | 368 | 19 | 177 | 155 |
Таштыпский район | 11 (9) | 2194 | 514 | 24 | 264 | 221 |
Усть-Абаканский район | 18 (2) | 5108 | 771 | 42 | 416 | 351 |
Ширинский район | 19 (3) | 3424 | 689 | 41 | 370 | 210 |
Подведомственные организации | 6 | 1506 | 668 | 22 | 371 | 210 |
Негосударственные организации | 2 | 275 | 94 | 5 | 44 | 21 |
Итого | 179 (57) | 68563 | 9996 | 530 | 5636 | 4746 |
Система образования Республики Хакасия в настоящее время включает 179 (сто семьдесят девять) общеобразовательных организаций - юридических лиц (включая две негосударственные общеобразовательные организации), 57 филиалов и 16 (шестнадцать) профессиональных образовательных организаций (включая 3 филиала), учредителем которых является Правительство Республики Хакасия. В общеобразовательных организациях получают образование свыше 68 тысяч и более 7 тысяч в профессиональных образовательных организациях. Все базовые и средние школы, лицеи, гимназии, средние специальные и профессионально-технические учреждения образования имеют компьютерные классы или отдельные компьютеры для обеспечения учебного процесса.
По республике на один компьютер приходится 6 учащихся учреждений общего среднего образования (в городской местности - 5, в сельской местности - 7). Вместе с тем большая часть компьютерной техники поставлялась в образовательные организации в 2003 - 2004 годах.
Обеспеченность компьютерной техникой в профессиональных образовательных организациях составляет 10 учащихся на 1 компьютер.
В первую очередь стоят задачи обновления компьютерной техники в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях и обеспечение дополнительной техникой крупных образовательных организаций.
По состоянию на 01.09.2018 в общеобразовательных организациях Республики Хакасия: 75% организаций имеют высокоскоростной доступ к каналам связи сети Интернет, из них 31% имеют скорость более 5 Мбит/с; 98% организаций оснащены интерактивным оборудованием; 100% организаций используют информационные системы электронного журнала и дневника, а также единую региональную систему по автоматизации процесса зачисления в образовательную организацию; охвачены обучением 100% детей-инвалидов, из числа нуждающихся в обучении по программам основного общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий (не имеющих противопоказаний для работы с компьютером); 53% организаций используют дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в образовательном процессе; 100% организаций обеспечивают информационную безопасность детей при использовании ресурсов сети Интернет.
Формирование цифровой образовательной среды невозможно без современных специалистов. Совершенствование педагогических компетенций осуществляется через систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки, самообразования. Педагогические работники систематически повышают уровень своей компетентности посредством неформального и информального образования (самообразование, участие в конкурсах, конференциях, проведение собственных мастер-классов, работа на стажировочных площадках). Повышение квалификации для сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций проводится с периодичностью один раз в три года.
В настоящее время повышение уровня ИКТ-компетентности работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия в части формирования компетенций по решению профессиональных задач, связанных с электронным обучением, информатизацией образования, проектированием современной информационной образовательной среды, использования ИКТ-технологий в образовательном процессе осуществляется в рамках магистерских программ "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Программное обеспечение информационных систем", организованных на базе ФБГОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", а также по программам повышения квалификации ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации". За 2018 - 2019 учебный год более 3 тысяч педагогических работников прошли обучение по 79 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки с включением тем, направленных на формирование информационной грамотности, а также по целевым программам: "Создание и технология использования интерактивных заданий в учебном процессе", "Web-технологии в деятельности педагога", "Использование интерактивных и виртуальных инструментов в образовательном процессе" и др. Обучение в Хакасском институте развития образования и повышения квалификации проводится (93% ДПП ПК) в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий на платформе дистанционного обучения e-Learning. Программы и онлайн-курсы разрабатывают и реализуют старшие преподаватели, методисты ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", а также педагоги образовательных организаций, что также способствует повышению их компетентности в области информационных технологий.
Активное участие принимают педагоги в обучающих семинарах и вебинарах по повышению цифровой грамотности: "Использование Google-сервисов в образовательном процессе", "Подростки в соцсетях: простые правила кибербезопасности", "Интернет-зависимость и как с ней бороться", "Создание Интернет-ресурса педагогического работника", "Электронная и финансовая безопасность", "Кибербуллинг", "Облачные технологии для эффективного управления школ" и др. В 2018 - 2019 годах педагоги представляли свой опыт в рамках Межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание детей цифровой эпохи: вызовы, стратегии, смыслы", организованной Министерством образования и науки Республики Хакасия, а также активно участвуя в республиканских конкурсах для педагогов и учащихся: "Урок с использованием сервисов Google", "Защити свои персональные данные", "Лучший педагогический сайт", "Проектирование современного урока с использованием цифрового оборудования" и др. Практически все общеобразовательные организации Республики Хакасия активно участвуют во всероссийских образовательных проектах: "Единый урок безопасности в сети "Интернет", "Урок Цифры".
С 2013 года в общеобразовательных организациях республики активно внедряется дистанционный образовательный ресурс "Мобильное Электронное Образование: Школа" под руководством ГКУ РХ "Хакасский центр информатизации образования". За последние три года в обучение с использованием ресурса включились 85 образовательных организаций, 840 учителей и 4500 обучающихся.
На протяжении нескольких лет республика активно взаимодействует с российскими корпорациями "Российский учебник", "Русское слово", "Просвещение", проводя семинары с участием методистов издательств по использованию электронных учебников и образовательных сервисов в образовательном процессе. С 2018 года педагоги республики проводят занятия с использованием ресурсов интерактивных образовательных онлайн-платформ "Учи.ру" и "ЯКласс" при поддержке методистов порталов. В конце 2018 года заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Хакасия и корпорацией "Яндекс.Учебник", уже 142 педагога и более 600 обучающихся республики присоединились к проекту и активно используют в учебном процессе.