ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Результаты рассмотрения предложений кредитных организаций по отмене/сокращению форм отчетности и иной информации, представляемой в Банк России банками с базовой лицензией
N | Форма отчетности | Предложение | Предложение/обоснование предложения (при наличии) | Результат рассмотрения |
1 | 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитных организаций" | Изменение сроков представления | Предлагаем рассмотреть вопрос продления срока представления формы 0409110 в связи с увеличением объема корректировок в соответствии с Указанием N 4927-У и необходимостью предварительного свода форм публикуемой отчетности 0409806 и 0409807 по новым алгоритмам для корректного составления формы 0409110. | Не поддерживается. |
Перенести срок предоставления квартальных разделов ф.110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации" на 20 рабочий день. | Не поддерживается. | |||
2 | 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)" | Изменение периодичности представления | Рассмотреть возможность изменения сроков сдачи отдельных видов отчетов. В частности, форму 0409115 перевести на ежеквартальный (полугодовой) режим. | Не поддерживается. |
Исключение выделения субъектов МСП | В форме 0409115 можно упразднить разделение ссудной задолженности на субъектов МСП и прочую ссудную задолженность, а необходимую для Банка России информацию извлекать из формы отчетности 0409303, с помощью автоматизации извлечения признака малого и среднего предпринимательства при помощи информации из реестра МСП. | Не поддерживается. | ||
3 | 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" | Отменить | Отменить указанную форму. При этом, включить значение норматива Н6 и Н25 в форму 0409135. Максимальное значение КРз включить в форму 0409135 в качестве расшифровки. | Не поддерживается. |
Отчетность по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" составляется и представляется в Банк России банками с базовой лицензией ежемесячно, а в случае перевода на представление ежедневой отчетности - ежедневно. Не все банки с базовой лицензией обладают совершенными АБС, поэтому отчетность зачастую составляется вручную. В отчете необходимо указать по убыванию значений нормативов Н6 и Н25 по кредитный риск по 30 заемщикам (групп | Поддерживается. | |||
связанных заемщиков) и 30 связанных с банком заемщиков. Поскольку большая часть банков с базовой лицензией не имеют 30 крупных заемщиков, для того, чтобы показать требуемое количество заемщиков в Отчете, в отношении которых возникает максимальный кредитный риск, банки вынуждены включать заемщиков, размер ссуд которых незначителен и составляет менее 1,5% от собственных средств (капитала) банка. Предлагаем не устанавливать для банков с базовой лицензией количество заемщиков, информация о которых приводится в Отчете, а определить размер максимального размера кредитного риска (норматив Н6) по заемщикам, а также связанным с банком лицам, которые не входят в группу связанных с банком лиц (норматив Н25), включаемых в Отчет. | ||||
Считаем, что оптимальным будет являться включение в Отчет заемщиков, в отношении которых у банков с базовой лицензией возникает кредитный риск в размере 1,5% и более от собственных средств (капитала), что позволит значительно сократить объем Отчета. Предложение размера 1,5% обусловлено тем, что согласно Положения Банка России от 28.06.2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" определен размер незначительных ссуд, которые разрешено включать в портфель однородных ссуд банкам с базовой лицензией ссуды, - 1,5% от собственных средств (капитала) банка каждая. | ||||
При составлении отчетности по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" помимо основного государственного регистрационного номера и наименования необходимо указывать прочие реквизиты, доступные в едином государственном реестре юридических лиц, а также в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики. Предлагаем исключить данные пункты из форм отчетности, необходимую информацию подгружать Банку России самостоятельно, при помощи программного обеспечения из вышеуказанных источников. | Для юридического лица, не являющегося кредитной организацией, помимо основного государственного регистрационного номера заемщика/связанного с банком лица (эмитента) и его наименования в форме приводится "Код вида деятельности" (графа 4) и "Характер отношений с кредитной организацией" (графа 5). | |||
4 | 0409119 "Данные о максимальных процентных ставках по вкладам физических лиц" | Отменить | В соответствии с требованиями Указания Банка России от 27 февраля 2014 N 3194-У информация о максимальных процентных ставках публикуется на сайте кредитной организации. Форма 0409119 дублирует указанную информацию. | Не поддерживается. |
Для расчета БУДВ Банк России собирает данные о максимальных процентных ставках, раскрываемые банками в порядке, установленном Указанием Банка России от 27.02.2014 N 3194-У на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данные формы 0409119 являются официальным подтверждением со стороны кредитных организаций указанной информации. | ||||
5. | 0409120 "Данные о риске концентрации" | Отменить | Не расширять форму (не добавлять дополнительные графы). | Поддерживается. |
Указанная отчетность не актуальна для банков с базовой лицензией, т.к. указанные банки на основании статьи 5.1 ФЗ от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" ограничены в возможности размещения денежных средств и не вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные пунктами 2, 7, 7.1-7.3 и 8 части первой статьи 5 указанного ФЗ, с иностранными юридическими лицами, с иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства. | Не поддерживается. | |||
В связи с изменением подхода к формированию Ломбардного списка и введением в отношении банков с базовой лицензией существенных ограничений в деятельности на фондовом рынке (часть пятая статьи 24 указанного Федерального закона), при формировании портфеля ценных бумаг небольшие региональные банки отдают предпочтение высоколиквидным долговым инструментам, эмитированным Правительством Российской Федерации или Центральным банком Российской Федерации, номинированным и фондированным в рублях. Данные финансовые инструменты в целях расчета рыночного риска классифицируются в группу "ценные бумаги без риска". Доли операций в балансе банков с базовой лицензией, приходящиеся на производные финансовые инструменты, не являются существенными. Таким образом, уровни контроля в разрезе видов требований, предусмотренных графами формы 0409120, представлены в основном в разрезе ссудной задолженности по отраслям. Указанная информация ранее представлялась банками в разрезе видов экономической | ||||
деятельности контрагентов по кодам, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), в порядке, аналогичном порядку составления и представления отчетности по форме 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах" (раздел 1), который утратил силу с 01.01.2019 г. в части информации о размещенных средствах. В разделе 1.2 формы 0409120 "Данные о риске концентрации по географическим зонам" у банков с базовой лицензией, являющихся, как правило, региональными банками без широкой филиальной сети по различным регионам, основная доля требований приходится на регион нахождения банка. | ||||
Указанием Банка России N 4482-У от 07.08.2017 г. "О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом" не предусмотрено раскрытие информации о рисках банкам с базовой лицензией, на основании этого, а также опираясь на тот факт, что основные риски кредитной организации регулируются обязательными нормативами, введенными инструкциями Банка России N 180-И от 28.06.2017 г. и N 183-И от 06.12.2017, полагаем целесообразным освободить банки, обладающие базовой лицензией, от предоставления формы отчетности 0409120 "Данные о риске концентрации". | Не поддерживается. | |||
6. | 0409125 "Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения" | Отменить | В целях уменьшения объемов формируемой кредитными организациями с базовой лицензией отчетности, а также с учетом планируемого ввода в действие отчетности по форме N 0409105 с 2020 года, исключить из перечня отчетов, представляемых в Банк России, указанную форму. | Не поддерживается. |
В данной форме содержится информация о высоколиквидных активах (1, 2 категории качества), при этом ежеквартально направляется информация по всем активам и пассивам по форме 0409127 "Сведения о риске процентной ставки". | Не поддерживается. | |||
7. | 0409127 "Сведения о риске процентной ставки" | Отменить | Отчетность по форме 0409127 составляется в целях контроля над процентным риском, связанным с риском ухудшения финансового положения кредитной организации вследствие снижения ее чистого процентного дохода в результате изменения процентных ставок на финансовом рынке. С учетом характера и масштаба операций, осуществляемых банками с базовой лицензией, вероятность получения потерь в результате снижения чистого процентного дохода, которые могут оказать существенное влияние на оценку достаточности капитала кредитной организации и ее финансовую устойчивость, незначительна. | Не поддерживается. |
Реализация концепции пропорционального регулирования предусматривает снижение регулятивной нагрузки для банков с базовой лицензией. Полагаем целесообразной отмену отчетности по форме 0409127 для банков с базовой лицензией, принимая во внимание их минимальное влияние на устойчивость банковской системы; объем и сложность осуществляемых операций; уровень и сочетание рисков; прозрачность деятельности небольших кредитных организаций для банковского надзора. | ||||
Указанием Банка России N 4482-У от 07.08.2017 г. "О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом" не предусмотрено раскрытие информации о рисках банкам с базовой лицензией, на основании этого, а также опираясь на тот факт, что основные риски кредитной организации регулируются обязательными нормативами, введенными инструкциями Банка России N 180-И от 28.06.2017 г. и N 183-И от 06.12.2017, полагаем целесообразным освободить банки, обладающие базовой лицензией, от предоставления формы отчетности 0409127 "Сведения о риске процентной ставки". | Не поддерживается. | |||
8. | 0409128 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, предоставленным кредитной организацией физическим лицам" | Отменить | Подробная информация по выданным кредитам физическим лицам содержится в форме 0409316 "Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам". | Не поддерживается. |
Изменить порядок | Предлагаем предоставлять отчетность не в единицах валюты с точностью до двух знаков после запятой, или в тыс. рублей с пятью знаками после запятой, а в тыс.руб. национальной валюты, как в форме 0409101. Затрудняет контроль, существует вероятность ошибки при перенесении информации в ПТК. | Не поддерживается. | ||
9. | 0409129 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией вкладам, депозитам" | Отменить | Форма 0409129 содержат статистику за отчетный период (месяц) и не дает полной информации о стоимости привлеченных средств. | Не поддерживается. |
Предлагаем предоставлять отчетность не в единицах валюты с точностью до двух знаков после запятой, или в тыс. рублей с пятью знаками после запятой, а в тыс.руб. национальной валюты, как в форме 0409101. Затрудняет контроль, существует вероятность ошибки при перенесении информации в ПТК. | См. комментарий к подобному замечанию по форме 0409128. В отношении формы 0409129 все аналогично. | |||
10. | 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" | Не применять надбавки к коэффициентам риска по ПДН | Не применять к банкам с базовой лицензией надбавки к коэффициентам риска по показателю долговой нагрузки заемщика (далее - ПДН), в соответствии с приложением 1 к Указанию N 4892-У. Сложность заключается как в сборе информации для определения совокупных ежемесячных платежей по всем кредитам и займам, так и в дальнейшей обработке данной информации и применение матрицы надбавок для получения надбавки к коэффициенту риска. Для получения точной информации по кредитной истории каждого клиента необходимо обратиться во все бюро кредитных историй, действующих в РФ, что является трудо- и финансово затратным мероприятием. С учетом не 100% конверсии заявок это окажется еще и нецелесообразной тратой. | Не поддерживается. |
11. | 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" | Отменить | В целях уменьшения объемов формируемой кредитными организациями с базовой лицензией отчетности, а также с учетом планируемого ввода в действие отчетности по форме N 0409105 с 2020 года, исключить из перечня отчетов, представляемых в Банк России, указанную форму. | См. комментарий к предложению по отмене формы 0409125 в связи с введением формы 0409105 |
Изменение периодичности представления | Рассмотреть возможность изменения сроков сдачи отдельных видов отчетов. В частности, форму 0409157 перевести на ежеквартальный (полугодовой) режим. | Не поддерживается. | ||
12. | 0409159 "Сведения о банковских счетах, счетах по депозитам отдельных категорий юридических лиц и об аккредитивах" | Отменить | Целью введения отчетности является получение Банком России информации, необходимой для осуществления мониторинга за кредитными организациями, в которых размещают средства следующие категории юридических лиц: | Не поддерживается. |
юридические лица, на которые распространяются положения статьи 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; государственные корпорации и государственные компании, созданные на основании федеральных законов; публично-правовые компании, созданные на основании федеральных законов или указов Президента Российской Федерации либо созданные путем реорганизации на основании федерального закона, определяющегопорядок такой реорганизации; | Положениями статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 213-ФЗ, статей 2 и 24.1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ установлены ограничения по открытию указанными категориями юридических лиц, банковских счетов и аккредитивов, заключению договоров банковского вклада (депозита) только в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. | |||
юридические лица (за исключением кредитных организаций) с государственным участием, а также юридические лица, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, в том числе дочерние и зависимые общества; Федеральное казначейство; государственные внебюджетные фонды. Законодательство предусматривает ряд требований к кредитным организациям, которые должны выполняться, чтобы указанные выше юридические лица имели право открывать счета и проводить расчетные операции по этим счетам. Указанные юридические лица не являются целевой аудиторией банков с базовой лицензией. В связи с этим предлагаем отменить представление формы 0409159 для банков с базовой лицензией. | Указанными федеральными законами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими требования к кредитным организациям, не установлено ограничений в отношении банков, имеющих статус банка с базовой лицензией. | |||
13. | 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте" | Изменение сроков представления | Перенести на более поздний срок представление Отчетности по форме 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте" в связи с тем, что данная отчетность в настоящее время направляется на 3 рабочий день, то есть до отправки отчетности по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации", которая отправляется на 4 рабочий день. | Не поддерживается. |
14. | 0403203 "Сведения о событиях, связанных с нарушением защиты информации при осуществлении переводов денежных средств" | Отменить | В соответствии с 161-ФЗ "О национальной платежной системе" банки осуществляют предоставление информации об инцидентах в ФинЦЕРТ. | Не поддерживается. |
Также сообщаем, что Банком России введена в постоянную эксплуатацию (приказ Банка России от 05.10.2018 N ОД-2591) автоматизированная система обработки инцидентов (далее - АСОИ ФинЦЕРТ). | ||||
15. | 0409250 "Сведения об операциях с использованием платежных карт и инфраструктуре, предназначенной для совершения с использованием и без использования платежных карт операций выдачи (приема) наличных денежных средств и платежей за товары (работы, услуги)", | Исключить дублирование данных | Оптимизировать состав данных, включенных в отчетность по формам 0409250, 0409259, 0409260 в целях устранения дублирования отдельных данных. | Не поддерживается. |
кредитных организаций и банковских платежных агентов (субагентов)" | С учетом запуска формы 0409260 в 2019 г., а также ее объема и детализации, в настоящее время осуществляется межформенный контроль с соответствующими данными формы 0409250 в целях обеспечения приемлемого уровня качества данных. | |||
16. | 0409251 "Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)" | Отменить | Целью предоставления данной формы является получение Банком России информации, необходимой для формирования статистических данных в соответствии с международной методологией, рекомендованной Банком международных расчетов, и проведения анализа состояния национальной платежной системы. Статистические данные по банкам с базовой лицензией несущественны в рамках национальной платежной системы. | Не поддерживается. |
Сократить | Оптимизировать состав данных по форме 0409251 "Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)" в целях исключения из нее представления данных об объемах и структуре платежей, проведенных кредитной организацией через подразделения Банка России, в связи с тем, что данная информация доступна Банку России в собственной автоматизированной системе. А также исключить представление информации об остатках на счетах клиентов, которые можно рассчитать на основании данных отчетности по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации". | Полагаем возможным рассмотреть данное предложение при подготовке предложений по внесению изменений в Указание Банка России от 8 октября 2018 года N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" в 2020 году. | ||
17. | 0409257 "Сведения о клиентах кредитной организации и переводах денежных средств между банковскими счетами клиентов, являющихся кредитными организациями (их филиалами), государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономи- | Отменить | Информация, содержащаяся в данной отчетной форме, дублируется в форме 0409251. | Не поддерживается. |
18. | 0409302 "Сведения о привлеченных средствах" | Отменить | В целях уменьшения объемов формируемой кредитными организациями с базовой лицензией отчетности, а также с учетом планируемого ввода в действие отчетности по форме N 0409105 с 2020 года, исключить из перечня отчетов, представляемых в Банк России, указанную форму. | См. комментарий к предложению по отмене формы 0409125 в связи с введением формы 0409105 |
Указанная форма носит статистический характер. Согласно статистике Банка России доля банков с базовой лицензией на рынке привлечения ресурсов имеет незначительный характер, т.е. не оказывает существенного влияния на формирование общей структуры привлечения как в разрезе региональной составляющей, так и в разрезе видов привлеченных средств. | Не поддерживается. | |||
Предлагаем предоставлять отчетность не в единицах валюты с точностью до двух знаков после запятой, или в тыс. рублей с пятью знаками после запятой, а в тыс.руб. национальной валюты, как в форме 0409101. Затрудняет контроль, существует вероятность ошибки при перенесении информации в ПТК. | Не поддерживается. | |||
19. | 0409303 "Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам" | Предлагаем рассмотреть вопрос продления срока представления формы 0409303, поскольку корректное составление данной формы требует значительных трудозатрат по проверке данных при выгрузке из АБС и корректировке отдельных параметров и сокращение срока представления согласно требованиям Указания N 4927-У с 20 до 15 рабочего вызывает сложности, особенно на квартальные даты. | Не поддерживается. | |
При составлении отчетности по форме 0409303 "Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам" помимо основного государственного регистрационного номера и наименования необходимо указывать прочие реквизиты, доступные в едином государственном реестре юридических лиц, а также в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики. Предлагаем исключить данные пункты из форм отчетности, необходимую информацию подгружать Банку России самостоятельно, при помощи программного обеспечения из вышеуказанных источников. | К данным формы 0409303 применяется процедура обогащения информацией о виде экономической деятельности и местонахождении заемщика. В целях однозначной идентификации заемщика используются данные ОГРН, ИНН и наименование юридического лица, а для идентификации заемщиков-нерезидентов - также ОКСМ. | |||
20. | 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных | Отменить | Не расширять форму (не добавлять дополнительные графы). | В настоящее время расширение формы 0409401 не планируется. |
операциях" | Отменить 0409401 и ввести форму 0409410 "Сведения об активах и пассивах уполномоченного банка по видам валют и стран" на ежемесячной основе, так как данные по 1 разделу формы 0409410 дублируют форму 0409401. | Предложение заслуживает внимания и будет дополнительно проработано. | ||
21. | 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, операции неторгового характера и за товары, не пересекающие границу Российской Федерации" | В связи с незначительностью объемов операций, проводимых банками с базовой лицензией, отражаемых в формах 0409402 и 0409664, предлагаем отменить представление формы 0409402, т.к. в основном информация в виде кодов валютных операций - только без детализации - содержится в отчете по форме 0409664. | Не поддерживается. | |
информацию, позволяющую формировать статистику экспорта и импорта услуг в региональной разрезности. Разработка статистики внешней торговли услугами является одной из функций Банка России, указанной в статье 4, пункты 16.2, 16.3, Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Данные формы 0409402 необходимы также для осуществления мониторинга показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт", функция информационного обеспечения, в том числе по субъектам Российской Федерации, закреплена за Банком России в соответствии с Паспортом данного проекта. | ||||
22. | 0409405 "Сведения об операциях с ценными бумагами, долями, недвижимым имуществом, паями и вкладами в имущество, совершенных между резидентами и нерезидентами, а также об операциях между резидентами с иностранными ценными бумагами, недвижимым имуществом за рубежом, долями, паями и вкладами в имущество иностранных компаний", 0409406 "Сведения о расчетах резидентов с нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочим срочным сделкам" | Не увеличивать объем | Не расширять форму (не добавлять дополнительные графы). | Не поддерживается. |
23. | 0409603 "Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них" | Отменить | В целях уменьшения объемов формируемой кредитными организациями с базовой лицензией отчетности, а также с учетом планируемого ввода в действие отчетности по форме N 0409105 с 2020 года, исключить из перечня отчетов, представляемых в Банк России, указанную форму. | См. комментарий к предложению по отмене формы 0409125 в связи с введением формы 0409105 |
24. | 0409604 "Информация о счетах (вкладах), открытых клиентам - физическим лицам при проведении идентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы" | Отменить | В целях уменьшения объемов формируемой кредитными организациями с базовой лицензией отчетности, а также с учетом планируемого ввода в действие отчетности по форме N 0409105 с 2020 года, исключить из перечня отчетов, представляемых в Банк России, указанную форму. | См. комментарий к предложению по отмене формы 0409125 в связи с введением формы 0409105 |
25. | 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по счетам клиентов в уполномоченных банках" | Оптимизировать периодичность составления и представления | Целесообразность предоставления отчетности/ | Не поддерживается. |
26. | 0409711 "Отчет по ценным бумагам" | Не увеличивать объем | Не расширять форму (не добавлять дополнительные графы): количество граф в отчетности за 2017-2018 годы увеличилось с 177 до 234 или на 32%. Форма становится нечитаемой. При заполнении формы в программе ПТК ПСД возникают трудности, так как все представлено в табличках. | Поддерживается. |
27. | Публикуемая отчетность | Отменить частично | Отменить предоставление пояснительной информации к публикуемой отчетности на квартальные даты, оставить - по результатам года. | Не поддерживается. |
28. | Бухгалтерская отчетность | Отменить применение МСФО (IFRS) 9 в бухгалтерском учете | Банки с базовой лицензией освобождены от составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО). При этом с 01 января 2019 года банки начали применять МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", что повлекло необходимость расчета прогнозной информации и индивидуальных резервов с вовлеченностью различных бизнес-подразделений банка. Таким образом, банки с базовой лицензией несут большие трудозатраты по реализации требований по МСФО-9 и представляют отчетность на основе его в ЦБ РФ (например, такие формы как N 0409102, N 0409110, N 0409115, N 0409123, N 0409806, N 0409813). С целью снижения объема отчетности Банк предлагает отменить банкам с базовой лицензией обязанность предоставлять отчетность по МСФО-9. | Не поддерживается. |
29. | Отчетность с нулевыми значениями | Не представлять | Рассмотреть вопрос о возможности не предоставлять отчетность в случае, если отчетность с нулевыми значениями (например, отчетность по форме 0409159). А также в случае отсутствия изменений в отчетности в течение отчетного периода. Предусмотреть уведомительный характер Банка России об отсутствии изменений в указанных формах отчетности. | В случае отсутствия данных возможно представление нулевого отчета. Порядок представления отчетности с нулевыми показателями, а также сообщения об отсутствии операций установлен Указанием Банка России от 16.07.2012 N 2851-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации". |
30. | Ежедневное представление отчетности по требованию структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью КО | Ограничить возможность требования ежедневного представления отчетности | На многие банки с базовой лицензией возлагается обязанность по представлению ежедневной отчетности без объяснения причин приятия такого решения, которая впоследствии не отменяется на протяжении длительного времени. При этом банки зачастую не видят оснований для применения таких требований, поскольку большинство из них относятся ко 2 классификационной группе, выполняют все обязательные нормативы. Пунктом 7 письма Банка России от 15.04.2013 N 69-Т "О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования" рекомендовано отменять требование о представлении отчетности на ежедневной основе не ранее проведения анализа экономического содержания операций кредитной организации и получения документов, подтверждающих достоверность значений показателей отчетности кредитных организаций. | Требования по представлению отчетности на ежедневной основе в соответствии с Указанием Банка России от 08.10.2018 N 4927-У устанавливаются в случае необходимости оперативного мониторинга состояния банка, в частности, в случае развития, по оценке органа банковского надзора, негативных явлений в деятельности кредитной организации, а также в целях контроля соблюдения обязательных нормативов, вне зависимости от типа банковской лицензии. |
Предлагаем установить в нормативных актах порядок направления требования о предоставлении отчетности на ежедневной основе и оценочных критериев для направления такого требования (степени их существенности), порядок и сроки проведения анализа экономического содержания операций кредитной организации и документов, подтверждающих достоверность значений показателей отчетности, порядок отмены требования о предоставлении отчетности на ежедневной основе. |
Иные предложения по банкам с базовой лицензией.
1. | В связи с вводом изменений в Положение Банка России N 579-П от 27.02.2017, на балансовых счетах 458 параллельно с учетом просроченной ссудной задолженности, ведется учет просроченной задолженности в части комиссий за расчетно-кассовое обслуживание счетов клиентов. Предлагаем ввести отдельные балансовые счета для учета подобной просрочки, в целях составления более развернутого и прозрачного баланса кредитной организации. | Не поддерживается. | |
2. | Указание N 4555-У, Указание N 4556-У, Указание N 4611-У, Положение N 604-П, Положение N 605-П, Положение N 606-П | Освободить банки с базовой лицензией от обязанности осуществлять корректировки в бухгалтерском учете, связанные с внедрением с 01.01.2019 норм МСФО N 9 (Указание N 4555-У, Указание N 4556-У, Указание N 4611-У, Положение N 604-П, Положение N 605-П, Положение N 606-П), т.к. у малых региональных банков нет широкого набора активов, которые бы требовали столь сложной модели оценки их обесценения и такие банки не обладают возможностью существенной перестройки своих бизнес-моделей, принимая во внимание, что для работы Банком России им отведено только два сегмента клиентов (физические лица и субъекты МСП), чье финансовое положение как раз наиболее подвержено колебаниям в ответ на негативные явления в экономике страны, вследствие чего прогнозирование потерь теряет свою связь с реальностью. | Выпуск нормативных актов Банка России, направленных на реализацию требований МСФО (IFRS) 9 в бухгалтерском учете кредитных организаций, был осуществлен во исполнение поручения руководства Банка России в рамках комплексного плана по реализации принципов МСФО в нормативных актах по бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями. |
3. | Согласно п.6.4 главы 6 Указания 3624-У предусмотрено представление отчетности, формируемой в рамках ВПОДК, Совету директоров - ежеквартально, исполнительным органам - не реже одного раза в месяц. Предлагаем для банков с базовой лицензией, исходя из характера и масштабов их деятельности, установить сроки представления отчетности, формируемой в рамках ВПОДК: совету директоров и исполнительным органам кредитной организации - ежеквартально. | Основной целью Указания N 3624-У является повышение ответственности органов управления кредитных организаций, независимо от вида лицензии, за состояние риск-менеджмента и обеспечение достаточности капитала на постоянной основе для покрытия всех значимых для кредитной организации рисков, в том числе с учетом стратегических планов и результатов стресс-тестирования, что может быть достигнуто, в том числе, за счет своевременного информирования органов управления кредитной организации об уровне принятых рисков и достаточности капитала. |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Банка России
www.cbr.ru
по состоянию на 07.10.2019