КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2019 года N 164

О прекращении рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках



Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - Протокол), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 99 (далее - Порядок рассмотрения дел), рассмотрела дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по признакам нарушения пункта 1 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) в действиях общества с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (ИНН 7701225358, Российская Федерация, 121353, г.Москва, ул.Беловежская, 4, блок "В"), акционерного общества "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" (ИНН 6623000680, Российская Федерация, 622025, Свердловская область, г.Нижний Тагил, ул.Металлургов, д.1), акционерного общества "Выксунский металлургический завод" (ИНН 5247004695, Российская Федерация, 607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул.Бр. Баташевых, д.45) и акционерного общества "Объединенная металлургическая компания" (ИНН 7736030085, Российская Федерация, 115184, г.Москва, Озерковская набережная, д.28, стр.2), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на цельнокатаные колеса и создании дискриминационных условий для их потребителей.

В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел 18 апреля 2019 г. председателем комиссии по рассмотрению дела Сушкевичем А.Г., директором Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее - Департамент), являющегося структурным подразделением Комиссии, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:

членов комиссии по рассмотрению дела:

заместителя директора Департамента Калиева А.А.;

советника отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Иманбека Б.Т.;

сотрудников органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза, в компетенцию которых входит реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, ответственных за взаимодействие с Комиссией (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены, Союз):

Коновцева А.А., начальника отдела металлургии и рудно-сырьевого комплекса Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы;

Чуклинова Д.С., заместителя начальника Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы;

Шемякиной А.А., консультанта отдела экономической интеграции со странами СНГ Управления международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы;

ответчиков (их представителей):

Тормаговой Ю.А., представителя ООО "ЕвразХолдинг" по доверенности от 26 декабря 2018 г. N 77АВ9660360 и АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" по доверенности от 26 декабря 2018 г. N 77АВ9660361;

Вознесенского Н.Н., представителя АО "Выксунский металлургический завод" по доверенности от 10 января 2019 г. N 2000-Д-27/19 и АО "Объединенная металлургическая компания" по доверенности от 10 января 2019 г. N 1200-Д-2/19;

Шихановича А.В., представителя АО "Выксунский металлургический завод" по доверенности от 25 декабря 2018 г. N 2000-Д-850/18.

Комиссия по результатам проведения оценки последствий воздействия антидемпинговой меры в отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины, на конкуренцию на соответствующем товарном рынке Евразийского экономического союза, а также после изучения информации потребителей стальных цельнокатаных колес о росте по итогам 2016 года и о планируемом повышении с января 2017 г. стоимости стальных цельнокатаных колес усмотрела возможные признаки злоупотребления своим доминирующим положением ООО "ЕвразХолдинг" и АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат", входящими в одну группу лиц (далее - группа лиц "Евраз"), и АО "Выксунский металлургический завод".

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Протокола, подпунктом 2 пункта 3 Порядка проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 98 (далее - Порядок проведения расследования), Комиссией вынесено определение о проведении инициативного расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 21 марта 2017 г. в связи с обнаружением возможных признаков нарушения пункта 1 статьи 76 Договора на трансграничных товарных рынках стальных цельнокатаных колес в отношении субъекта рынка - группы лиц "Евраз" и АО "Выксунский металлургический завод".

Уполномоченные органы (Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики, Федеральная антимонопольная служба) представили в Комиссию предложения о кандидатурах ответственных за взаимодействие с Комиссией сотрудников при проведении ею расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения расследования в связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, определением о продлении срока проведения расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 1 сентября 2017 г. Комиссия продлила сроки проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее - расследование) на 60 рабочих дней.

В соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. N 7, в ходе расследования Департаментом были запрошены в письменной форме у физических и юридических лиц, органов государств-членов информация, документы, сведения, пояснения, необходимые для проведения расследования.

По результатам проведенного расследования, а также оценки состояния конкуренции на трансграничных рынках стальных цельнокатаных колес, представленной в соответствующем аналитическом отчете, Комиссия предварительно установила, что в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. стальные цельнокатаные колеса реализовывались на территории Союза:

диаметром по кругу катания 957 мм и диаметром отверстия ступицы 175 мм из стали марки 2 (далее - колеса 957) - в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, где выявлены субъекты рынка, занимающие доминирующее положение: группа лиц "Евраз" и АО "Выксунский металлургический завод" и АО "Объединенная металлургическая компания", входящие в одну группу лиц (далее - группа лиц ОМК);

диаметром по кругу катания 710 мм и диаметром отверстия ступицы 145 мм из стали марки 2 (далее - колеса 710) - в Республике Беларусь и Российской Федерации, где выявлены субъекты рынка, занимающие доминирующее положение: группа лиц "Евраз" и группа лиц ОМК;

диаметром по кругу катания 1050 мм и диаметром отверстия ступицы 248 мм из стали марки Т (далее - колеса 1050) - в Республике Казахстан и Российской Федерации, где выявлен субъект рынка - группа лиц "Евраз".

В силу признаков, определенных подпунктом 5 пункта 2 Протокола, ООО "ЕвразХолдинг" и АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" входят в одну группу лиц (группа лиц "Евраз"), АО "Выксунский металлургический завод" и АО "Объединенная металлургическая компания" также входят в одну группу лиц (группа лиц ОМК).

В соответствии с пунктами 11-22 Методики оценки состояния конкуренции при установлении продуктовых границ товарных рынков стальных цельнокатаных колес предварительно установлено, что колеса разного диаметра катания с разным диаметром отверстия ступицы и разной марки стали обращаются на разных товарных рынках и не являются взаимозаменяемыми.

Товарные рынки колес 957, 710 и 1050 являются трансграничными, поскольку географическая структура поставок товара включает территории двух и более государств-членов.

Предварительное сравнение цен реализации стальных цельнокатаных колес показало, что колеса 1050 реализуются потребителям в Республике Казахстан по стоимости, значительно превышающей стоимость таких колес, реализуемых потребителям в Российской Федерации, а колеса 957 и колеса 710 реализуются потребителям в Республике Беларусь и потребителям в Российской Федерации с установлением различных цен. Данные обстоятельства свидетельствуют о возможных признаках злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в необоснованном установлении производителями различных цен на стальные цельнокатаные колеса и создании дискриминационных условий для их потребителей.

По результатам проведенного расследования в связи с наличием в действиях субъектов рынка (группы лиц "Евраз" и группы лиц ОМК) признаков нарушения подпункта 6 пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в экономически, технологически или иным образом не обоснованном установлении различных цен на стальные цельнокатаные колеса и создании дискриминационных условий для их потребителей в период с января 2016 г. по июнь 2017 г., в соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Порядком рассмотрения дел Комиссия определением о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 27 ноября 2017 г. возбудила дело и создала комиссию по рассмотрению дела.

В целях уточнения вопросов о взаимозаменяемости стальных цельнокатаных колес назначена экспертиза и направлены запросы в научные организации государств-членов для получения экспертных заключений (письмо Комиссии от 18 декабря 2017 г. N 22-510), а также направлено мотивированное представление о проведении отдельных процессуальных действий, в том числе о проведении экспертизы по вопросу взаимозаменяемости стальных цельнокатаных колес, в уполномоченные органы от 18 декабря 2017 г. N МА-3060/22. В соответствии с Порядком рассмотрения дел определением от 13 декабря 2017 г. назначена экспертиза и рассмотрение дела приостановлено на срок ее проведения.

Определением от 19 ноября 2018 г. рассмотрение дела возобновлено в связи с получением информации уполномоченных органов и экспертных оценок научных организаций государств-членов.

Согласно информации, представленной Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, стальные цельнокатаные колеса разного диаметра катания не являются взаимозаменяемыми. Колеса с диаметром отверстия ступицы 175 мм не могут быть заменены колесами, имеющими диаметр отверстия ступицы 195 мм, так как колеса с диаметром отверстия ступицы 175 мм предназначены для запрессовки на ось с меньшим диаметром подступичной части и при большем диаметре отверстия ступицы колеса невозможно обеспечить прессовую посадку колеса на ось. Стальные цельнокатаные колеса разных марок стали для колесных пар грузовых вагонов являются взаимозаменяемыми. В соответствии с ГОСТом цельнокатаные колеса, имеющие различные параметры, могут быть взаимозаменяемыми только с учетом их применения для конкретного вида подвижного состава (письмо в Комиссию, вх. N 14377 от 6 сентября 2018 г.).

Согласно информации, представленной Министерством национальной экономики Республики Казахстан, взаимозаменяемыми могут быть колеса, изготовленные по одному и тому же чертежу, из стали одной марки разных поставщиков, при условии включения этих колес в конструкторскую документацию на колесную пару. Допускается применение таких колес меньшего диаметра в пределах допуска на износ при условии, что диаметр второго колеса на колесной паре не отличается от диаметра первого колеса более чем на 0,5 мм. Возможность взаимозаменяемости каждого вида колес подвижного состава определяется требованиями стандартов и конструкторской документацией на колесную пару подвижного состава (письмо в Комиссию, вх. N 3294 от 6 марта 2018 г.).

Согласно информации, представленной Федеральной антимонопольной службой, анализы состояния конкуренции на товарных рынках колес 957, 710 и 1050 не проводились, при этом сообщено, что проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке стальных цельнокатаных колес диаметром по кругу катания 790 мм и 860 мм, результаты которого размещены на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (письмо в Комиссию, вх. N 1771 от 7 февраля 2018 г.).

Согласно информации, представленной Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения (письмо в Комиссию, вх. N 18537 от 16 ноября 2018 г.) и Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики (письмо в Комиссию, вх. N 44 от 9 января 2018 г.), в Республике Армения и Кыргызской Республике стальные цельнокатаные колеса не производятся.

Согласно информации, представленной акционерным обществом "Центр развития торговой политики", стальные цельнокатаные колеса разного диаметра отверстия ступицы не являются взаимозаменяемыми. Стальные цельнокатаные колеса, изготовленные из стали разных марок, не являются взаимозаменяемыми. Стальные цельнокатаные колеса, изготовленные из стали разных классов точности, не являются взаимозаменяемыми. Стальные цельнокатаные колеса с разным уровнем допускаемых внутренних дефектов, определяемых при ультразвуковом контроле, и загрязненностью стали неметаллическими включениями не являются взаимозаменяемыми (письмо в Комиссию, вх. N 18536 от 16 ноября 2018 г.).

Согласно информации, представленной федеральным бюджетным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", в общем случае колеса не являются взаимозаменяемыми по всем позициям (колеса 957, 710 и 1050). Понятие "взаимозаменяемость" применимо только в случае изготовления колес с одинаковыми характеристиками разными заводами-производителями (письмо в Комиссию, вх. N 959 от 23 января 2018 г.).

Согласно информации, представленной Национальным политехническим университетом Армении (письмо в Комиссию, вх. N 1796 от 7 февраля 2018 г.), Белорусским государственным университетом транспорта (письмо в Комиссию, вх. N 9915 от 22 июня 2018 г.), Кыргызским государственным техническим университетом им.И.Раззакова (письмо в Комиссию, вх. N 3329 от 6 марта 2018 г.), Петербургским государственным университетом путей сообщения (письмо в Комиссию, вх. N 10120 от 26 июня 2018 г.) и Казахской академией транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева (письмо в Комиссию, вх. N 18551 от 16 ноября 2018 г.), данные организации не располагают соответствующей научно-технической базой, необходимой для проведения экспертизы.

В соответствии с Порядком рассмотрения дел были заслушаны лица, участвующие в рассмотрении дела (13 декабря 2017 г., 19 ноября и 21 декабря 2018 г., 6 февраля, 14 марта, 8 и 18 апреля 2019 г.), рассмотрены и обсуждены поступившие ходатайства, по которым были приняты соответствующие решения, что отражено в протоколах заседаний комиссии по рассмотрению дела, исследованы доказательства, заслушаны мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле.

Согласно информации субъекта рынка - группы лиц ОМК и пояснениям представителей группы лиц ОМК, данным в ходе рассмотрения дела, в период с января по ноябрь 2016 г. реализация колес производства акционерного общества "Выксунский металлургический завод" осуществлялась акционерным обществом "ОМК-Сталь" на основании агентского договора. В декабре 2016 г. акционерное общество "ОМК-Сталь" прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к АО "Выксунский металлургический завод". В период с января 2016 г. по июнь 2017 г. группа лиц ОМК реализовывала колеса 957 на территориях двух и более государств-членов. Конечная цена реализации стального цельнокатаного колеса зависит от ценовой конъюнктуры, ситуации с загрузкой мощностей, срока договора, условий оплаты и прочих факторов (письма АО "Объединенная металлургическая компания" в Комиссию: вх. N 4078конф от 21 марта 2018 г. и вх. N 20579конф от 21 декабря 2018 г.). Формирование цены на колеса 957 зависит от спроса на данную продукцию и иных факторов (объема закупаемой продукции, периодичности закупок, долгосрочности договора, условий поставки и пр.), в том числе учитывается наличие крупнейших покупателей, на долю которых приходится от 50 до 60 процентов объемов закупок производимой продукции АО "Выксунский металлургический завод" (письмо АО "Выксунский металлургический завод" в Комиссию, вх. N 4076конф от 21 марта 2018 г.).

Согласно информации субъекта рынка - группы лиц "Евраз" и пояснениям представителя группы лиц "Евраз", данным в ходе рассмотрения дела, АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. на территориях двух и более государств-членов реализовывало колеса 957 и колеса 710. АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" не формирует и не устанавливает цены на товар. Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ЕвразХолдинг" устанавливает цены на стальные цельнокатаные колеса и размещает их на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Функцию сбыта производимого товара осуществляет ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" на основании заключенных с АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" договоров комиссии (письмо АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" в Комиссию, вх. N 2956 от 28 февраля 2018 г.). ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" при формировании цен на продукцию руководствуется принципами справедливости, недискриминационного ценообразования и учитывает различные факторы, влияющие на ценообразование, а также рыночной ситуацией на момент контрактации продукции. Неоднородный состав покупателей и особенности поставок стальных цельнокатаных колес отражаются на конечной цене поставки (письмо ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" в Комиссию, вх. N 1557 от 1 февраля 2019 г.).

Поставка группой лиц "Евраз" колес 1050, полностью соответствующих ГОСТу, в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. осуществлялась потребителю только на территории Республики Казахстан. Некондиционные колеса 1050 с конструктивными отклонениями, при которых запрещен выход локомотива на магистральные железные дороги (то есть бракованные колеса), поставлялись в 2016 году потребителю на территории Российской Федерации для использования строго на внутризаводских путях (письмо АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" в Комиссию, вх. N 4461 от 26 марта 2018 г.). Колеса, ввиду нарушений, допущенных при производстве и хранении, признаются браком на последнем этапе производства - на линии выходного контроля. С учетом дефектов (отклонений) недопустимые к использованию на магистральных сетях общего пользования колеса не подлежат действующей на предприятии приемке в соответствии с ГОСТом и являются некондиционными. Такие колеса могут не соответствовать отдельным размерам, формам, элементам, предусмотренным техническим соглашением, формироваться из разных плавок, не соответствовать требованиям обязательной сертификации (испытаниям, проверкам всех характеристик на соответствие ГОСТу), некондиционные колеса могут использоваться на передаточных тележках с очень низкой скоростью (0-10 км/ч).

Устранить заводской брак некондиционных колес невозможно технически. Без сертификата качества производителя, выдаваемого по результатам комплексной проверки и тестирования продукции, запрещена эксплуатация колес на общемагистральных путях на территории Союза (письма АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" в Комиссию: вх. N 8208конф от 23 мая 2018 г. и вх. N 10365конф от 29 июня 2018 г.).

В соответствии с Порядком рассмотрения дел после исследования доказательств по делу, изложения мнений лиц, участвующих в рассмотрении дела, проведения опроса лиц, располагающих сведениями об исследуемых обстоятельствах, установлено следующее.

В период с января 2016 г. по июнь 2017 г.на территории Союза реализовывались:

колеса 957 - в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, где выявлены субъекты рынка, занимающие доминирующее положение: группа лиц ОМК и общество с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М";

колеса 710 - в Республике Беларусь и Российской Федерации, где выявлен субъект рынка, занимающий доминирующее положение, - группа лиц "Евраз".

Анализ договоров поставки стальных цельнокатаных колес и сравнение цен реализации показали, что конечная цена реализации колеса за штуку (без НДС и без учета транспортных расходов) может иметь незначительную разницу, сложившуюся в зависимости от дополнительных факторов (состава покупателей, способа приобретения товара (например, проведения открытых конкурсных процедур), объема товара, периода поставки, способа оплаты и пр.). Доказательств, подтверждающих необоснованное установление на территории Союза в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. различных цен на реализацию колес 957 группой лиц ОМК и различных цен на реализацию колес 710 группой лиц "Евраз", не выявлено.

Доказательства, подтверждающие применение группой лиц ОМК при реализации колес 957 и группой лиц "Евраз" при реализации колес 710 в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. на территории Союза дискриминационных условий для потребителей государств-членов, запрещенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 76 Договора, не выявлены.

Анализ договоров поставки и сравнение цены реализации колес 1050 показали, что разница в цене реализации указанных колес обусловлена реализацией в период с января 2016 г. по июнь 2017 г. некондиционных колес, предназначавшихся для экспорта в Республику Казахстан, но не прошедших сертификацию (письмо АО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" в Комиссию, вх. N 4461 от 26 марта 2018 г.). Партия некондиционных колес реализована на территории Российской Федерации покупателю в качестве лома (отгружена навалом без упаковки и дополнительного реквизита) для последующей переплавки с целью выпуска собственной продукции. Покупатель не имеет подвижного железнодорожного транспорта на правах собственности либо аренды и не осуществляет ремонт подвижного состава железнодорожного транспорта в части замены колес железнодорожных платформ и вагонов (письмо закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков" в Комиссию, вх. N 5416 от 6 апреля 2018 г.).

В целях исследования вопроса о характере конструктивных и технических отклонений некондиционных цельнокатаных колес и разрешения вопроса о том, могут ли быть взаимозаменяемыми кондиционные и некондиционные цельнокатаные колеса, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации были опрошены хозяйствующие субъекты потребители стальных цельнокатаных колес, а также получены следующие письма научных организаций:

согласно информации, представленной Белорусским государственным университетом транспорта (письмо в Комиссию, вх. N 10194 от 27 июня 2018 г.), понятие "некондиция" означает, что продукция не удовлетворяет действующим нормативам и стандартам. Таким образом, колесо, не удовлетворяющее хотя бы одному из положений ГОСТ 10791-2011, является не соответствующим установленным требованиям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»