• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте

Вопрос:



Вопрос:

Медицинская организация получила в рамках договоров пожертвования, заключенных с производителями лекарственных средств, медикаменты для лечения граждан при оказании медицинской помощи по ОМС, в том числе дорогостоящие медикаменты.

Препараты приняты к учету.

Возникает несколько вопросов, касающихся отпуска препаратов, а именно:

1. Какими нормативными актами (федеральное законодательство) необходимо пользоваться при совершении операций по расходованию указанных лекарственных средств для пациентов в амбулаторных и стационарных условиях?

2. Возможна ли реализация благотворительных препаратов для пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях и получающих медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования?

3. Какие аргументы могут быть предъявлены для страховой медицинской организации при экспертизе страхового случая, которое включало лечение препаратом, полученным при пожертвовании?

4. Разрешена ли выдача благотворительных препаратов на амбулаторном этапе лечения, с учетом того, что тариф не включает медикаменты?

5. Существует ли установленная форма учета выдачи препаратов амбулаторным больным, есть ли необходимость получения личного заявления пациента на получение препарата?


Ответ:

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о возможности получения бюджетными учреждениями здравоохранения как некоммерческими организациями безвозмездно имущества - лекарственных препаратов в форме пожертвовании в целях содействия медицинской деятельности. Эта деятельность подпадает под благотворительность и регулируется Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

А вот конкретный механизм выдачи "благотворительных" препаратов пациентам, использование их при лечении в стационарных и амбулаторных условиях не прописан и не регламентирован. Ниже даны рекомендации по заданным вопросам в условиях пробельности законодательства.

Обоснование:

1. Необходимо учитывать, что из содержания части 1 статьи 74 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" следует, что медицинским работникам и руководителю медицинской организации запрещено:

- принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, подарки и денежные средства;

- заключать с ними соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов;

- получать от них образцы лекарственных препаратов для вручения пациентам.

Данная статья расширяет запреты на дарение, установленные статьей 575 Гражданского кодекса РФ.

Однако в вопросе речь идет о совершении дарения между юридическими лицами (производителем лекарственных средств и онкодиспансером), в то время как статья 74 Закона N 323-ФЗ говорит о дарении физическим лицам (работникам и руководителю).

Поэтому в данной ситуации нормы о запрете дарения, установленные статьей 74 Закона N 323-ФЗ, на отношения двух организаций распространяться не будут.

При этом в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, подпункт 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку диспансер создан в форме бюджетного учреждения, то есть некоммерческой организации, то на него этот запрет также не распространяется.

По условиям вопроса лекарственные средства для использования пациентами приняты учреждением здравоохранения по договору пожертвования. Статья 582 ГК РФ прямо указывает, что пожертвования могут делаться медицинским организациям.

При этом действия производителя лекарственных препаратов по безвозмездной передаче препаратов медицинской организации по сути являются благотворительной деятельностью. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Закона N 135-ФЗ).

Цели благотворительной деятельности поименованы в пункте 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ. К ним, в частности, относится содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан.

Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей; никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом N 135-ФЗ целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Тем самым, безвозмездная передача лекарственных средств бюджетному учреждению здравоохранения соответствует целям благотворительной деятельности, поименованным в статье 2 Закона N 135-ФЗ.

Если вопрос о порядке безвозмездной передачи лекарственных препаратов медицинской организации можно признать относительно урегулированным, то конкретный механизм выдачи "благотворительных" препаратов пациентам, использование их при лечении в стационарных и амбулаторных условиях не прописан и специально не регламентирован законодателем.

2, 3. Все граждане имеют право на гарантированные бесплатные лекарственные препараты при оказании им медицинской помощи в стационаре.

Так, на основании части 2 статьи 80 Закона N 323-ФЗ при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Вопрос по существу сводится к возможности использования иных источников, кроме как средств ОМС, на оплату медикаментов для пациентов, проходящих стационарное лечение, застрахованных в системе ОМС.

Среди источников финансирования медицинской организации строго контролируется только использование средств ОМС - суммы должны расходоваться на определенные цели, в том числе на приобретение лекарственных средств (пункт 5 части 2 статьи 20, часть 2 статьи 28, часть 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Поэтому предметом споров зачастую становится нецелевое расходование данных средств. Например, если средствами ОМС оплачены медикаменты, исследования, химреактивы и питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, а также проходивших лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета, то в данной части, скорее всего, будет доказан факт нецелевого использования денежных средств ОМС (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2018 N Ф06-36146/18 по делу N А55-29363/2017).

Обратная же ситуация - когда иные источники финансирования (от оказания платных услуг или бескорыстные поступления) используются при реализации программы ОМС, на наш взгляд, не противоречит действующему законодательству.

Во-первых, как указано выше, безвозмездное получение лекарственных средств бюджетным учреждением здравоохранения соответствует целям благотворительной деятельности, в частности, цели содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан.

Во-вторых, при обеспечении благотворительными препаратами пациентов, проходящих лечение в стационарных условиях, полученное имущество (препараты) используется им для достижения целей, ради которых создана медицинская организация, то есть для осуществления медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).

Поэтому, полагаем, с нормативной точки зрения медицинское учреждение не лишено возможности ни направлять средства, полученные им от оказания платных услуг, на приобретение медицинских изделий и лекарственных средств, используемых при оказании медицинской помощи пациентам, застрахованным в системе ОМС, так и обеспечивать таких пациентов пожертвованными лекарственными средствами.

С использованием указанных доводов медицинская организация может обосновать свою позицию о возможности лечения пациента препаратом, полученным при пожертвовании.

Однако необходимо понимать, что речь должна идти о ситуациях, когда средств ОМС не хватает на приобретение тех или иных лекарственных препаратов, поэтому учреждение дополнительно привлекает средства, полученные им от оказания платных услуг, или получает препараты в рамках благотворительной деятельности, либо передаются дорогостоящие лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи, и т.п. Заменить расходование средств ОМС финансированием от оказания платных услуг или бескорыстной передачей имущества, средств, безусловно, нельзя, из-за необходимости соблюдения принципа целевого характера использования средств ОМС - они в любом случае должны пойти на определенные законом цели.

4, 5. В отличие от стационарных условий в амбулаторных условиях лекарства, как правило, приобретаются гражданами самостоятельно за свой счет, за исключением льготных категорий граждан и случаев отдельных категорий заболеваний.

Назначение лекарственных препаратов для медицинского применения и оформление их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях осуществляется в соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утв. приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н.

При оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, осуществляется определенным категориям граждан, предусмотренным пунктом 36 Порядка N 4н.

Лекарственные средства могут быть выданы пациенту только на основании выписанных медицинским работником рецептов. Для выписывания бесплатных рецептов для амбулаторного лечения больных используются рецептурные бланки установленной формы.

Иного порядка назначения лекарств законодательством не предусмотрено, оно также не предусматривает какой-либо учетной формы для отражения выдачи медицинской организацией препаратов амбулаторным больным.

Ситуации, в которых медицинская организация выдает лекарственные средства амбулаторным пациентам самостоятельно, на руки, а не через аптеку (в том числе полученные по договору пожертвования ЛП), на наш взгляд, могут вызвать претензии проверяющих органов, поскольку амбулаторные больные получают ЛП в аптечных организациях по рецептам медицинских организаций.

Ответ:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Использование полученных от благотворителей препаратов для пациентов, находящихся на лечении в стационарных и амбулаторных условиях

Название документа: Использование полученных от благотворителей препаратов для пациентов, находящихся на лечении в стационарных и амбулаторных условиях

Вид документа: Консультация

Принявший орган: Эксперт

Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт
Дата принятия: 08 августа 2019

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах